К сожалению большинство прижизненных скульптурных и живописных портретов последних Романовых были варварски уничтожены майдаунами во время и после Октябрьского переворота... Чудом сохранились буквально единицы, и об одном портрете стоит рассказать отдельно!
В Романовской галерее Эрмитажа выставлен ростовой портрет Николая II. Он был написан в 1896 году Ильей Савичем Галкиным по заказу Попечительского совета Петровского коммерческого училища.
После революции училище было преобразовано в советскую трудовую школу номер 23. В этой школе вел преподавательскую деятельность другой художник - петербургский живописец-акварелист и график Владислав Матвеевич Измайлович,который весьма положительно воспринял революцию и уже в январе 1918 года нарисовал пастелью первый в истории портрет Владимира Ленина с натуры в Смольном.
В 1924 году, по заказу школы, им был написан еще один портрет Владимира Ильича. В этот раз на фоне Петропавловской крепости.
Что поразительно, портрет Ленина был написан на обратной стороне портрета Николая II!
Чаще всего художники используют рабочую поверхность старого холста и новые картины пишут поверх старой. Что именно заставило Владислава Матвеевича написать портрет Ленина таким весьма необычным образом, скорее всего навсегда останется загадкой. Я подозреваю, что это была дань уважения мастерству другого художника...
В общем, Измайлович аккуратно закрасил портрет Николая II краской, фактически законсервировав полотно для потомков.
Портрет Ленина все годы советской власти был в центре внимания: на его фоне устраивали различные мероприятия, линейки и выступления пионеров. Никто даже не мог и подумать, что за Вождем кроется портрет императора Николая II. Почти век двойная картина висела все в том же Актовом зале, теперь уже 206 петербургской школы.
В 70-м году прошлого века, картину случайно повредили - один из первоклассников, во время мальчишеской драки, упал прямо на картину. После этого случая картина провисела на своем историческом месте еще почти четыре десятилетия. И вот в 2010 году встал вопрос о реставрации. Руководство школы обратилось в Русский музей — сотрудники осмотрели один из оторванных кусков и сделали почти сенсационный вывод: на обороте холста что-то есть. После чего картину на реставрацию взяла Академия им. Штиглица, где спустя несколько лет и было сделано открытие. Три года реставраторы Академии восстанавливали оба портрета. Изображение последнего императора обнаружили именно в 2013 году – в год 400-летия возведения Романовых на престол.
Есть технологии переноса красочного слоя на новый холст, но решено было оставить злейших врагов на одном полотне, как символ и отражение судьбы нашего государства.