На мой взгляд состояние старушки всё же несколько приукрашено))

Да и не несчастная она вовсе, просто время её не пощадило.
"
Vanitas vanitatum dixit Ecclesiastes vanitas vanitatum omnia vanitas"
"Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!" Еккл. 1:2
Уже в самом раннем упоминании о картине в описи императорской галереи
1619 года, этот сюжет интерпретируется как аллегория скупости. Ранее
существовало ложное предположение о том, что Дюрер использовал это
изображение чтобы отомстить своему скупому клиенту за недостаточное
вознаграждение, но позже пришли к выводу, что такое изображение могло
быть создано только с согласия заказчика. Более новая и более правдоподобная
трактовка символа суеты и быстротечности времени (vanitas) весьма
распространенная в XVI веке в Нидерландах и Германии -это неравные пары или
браки. Старуха, таким образом, могла быть символом обольщения, аллегорией
роскоши/ богатства к образу которой в качестве обобщающего термина vanitas
приписывалась и алчность, проявляющаяся в накоплении материальных благ,
их тщетность, обыденная суета, неумолимое быстротечное время и прочее.
Это и объясняет с точки зрения данной теории соседство двух этих портретов.
По двухстороннему нарисованному портрету был сделан вывод, что существовал
аналог- ныне утраченная часть двойного портрета, и предполагалось, что женский
портрет был добавлен позже. В любом случае портрет не представлял собой картину
которую можно было повесить на стену, а соединялся со своим аналогом шарниром,
открывался и закрывался, как книга и вероятно, хранился в шкатулке.