Европейская дружная семья народов
После неудачной попытки убийства Вильгельма Оранского, национального героя Нидерландов и борца за независимость от Испании, иезуитские монахи продолжили поиски исполнителя воли короля Испании Филиппа II. В этот раз выбор пал на Бальтазара Жерара, католика-фанатика родом из Франш-Конте. Для него была придумана легенда, согласно которой он являлся жертвой испанских репрессий и сторонником политики оранжистов.
10 июля 1584 года, Жерар явился в дом Вильгельма I Оранского с просьбой об аудиенции. Ввиду занятости приём ему был назначен на послеобеденное время. Убийца спрятался в тёмном углу неподалёку от лестницы и, когда принц Оранский в окружении двоих человек приблизился к нему, сделал выстрел из пистолета с близкого расстояния.
Жерар после формального судебного процесса, длившегося 4 дня, был приговорён к смерти. Однако, чтобы успокоить толпу, недовольство которой могло привести к массовым беспорядкам, смертной казни предшествовала длительная экзекуция, начатая 14 июля 1584 года перед ратушей Делфта.
Приговор суда, подробно расписавшего, как должен умереть Жерар, был крайне жестоким, даже по меркам того времени, и шокировал многих. Казнь (четвертование) должны были предварять утончённые и тщательно расписанные пытки, чтобы не только причинить осуждённому жесточайшую боль, но и унизить его. Так, начиналась затяжная казнь с того, что он был жестоко избит кнутом на дыбе, после чего привязан к столу, его раны политы мёдом и рядом был поставлен козёл — в расчёте на то, что "нечистое" животное будет слизывать мёд с ран своим шершавым языком. После этого его обули в тесные сапоги, которые затем нагрели на огне, в результате чего они сжались и сломали ему кости. Затем его одели в пропитанную спиртом одежду и подожгли. В промежутках между пытками его держали скованным в шар, чтобы лишить его сна и отдыха. Подобные издевательства и пытки продолжались три дня.
На четвертый день ему отсекли топором правую руку. После этого раскалёнными щипцами стали рвать плоть. Далее следовало четвертование заживо, с последующим вскрытием брюшной полости, а также вырыванием сердца из груди. Согласно тексту приговора, этим же "коварным сердцем" уже фактическому трупу были нанесены три удара по лицу. Лишь после этого голова была отделена от тела, а обрубки были размещены по четырём углам городских стен.Сам Жерар и во время суда, и во время пыток проявил редкое мужество и силу воли — он не выказал страха, не просил о смягчении приговора, но уподоблял себя Давиду, убившему Голиафа.
Филипп II возвёл его родных в дворянское достоинство и пожаловал им три имения во Франш-Конте. Имя Бальтазара Жерара до сих пор носит улица в его родном городке Виллафанс.