Коллеги. предлагаю здесь делиться ошибками в научной нумизматической литературе.
Нередко натыкаешься на жуткие ошибки в литературе авторитетов нумизматики, на которые потом ссылаются идущие за ними исследователи, тем самым превращая ошибку в догму 8)
И так, открывает тему букет косяков из книги:
Евдокимов В.Н. Нумизматика генуэзской Каффы, 2002Сразу 5!!! ошибок в описании одной монеты!1) На аверсе изображен не
"герб Генуи"! Это стилизованное изображение крепости с тремя башнями, называемая на итальянский манер иногда кастелло. Эта эмблема характерна почти исключительно только для монет Генуэзской Республики, и никогда не была геральдическим символом Генуи, которым столетиями был белый щит с красным крестом.
2)
"Джучидский герб", - это перл! У монголов и татар в средние века не было гербов! Тамга, - это древний знак собственности кочевых племен, а не эмблема, символ, и уж тем более, геральдический знак или герб! Этот тип тамги появился при Менгу Тимуре и закрепился на полуострове, чеканясь десятилетиями при разных ханах.
3) В прорисовке слова DVX литера X обозначена в виде
шестиконечной звезды когда как на самом деле это косой (андреевский) крест, - именно так для удобства обозначали эту букву на штемпелях латинского мира в средние века.
4) В описании дано перечесление точек вокруг тамги... Это не самостоятельные элементы дизайна, а лишь часть прочеканенного и сохранившегося внутреннего жемчужного ободка из точек. Давать в описании неполное количество сохранившихся точек - абсурд
5) И, наконец,
"фоллери"... От куда автор взял это название номинала генуэзских монет - я не знаю.
Эта медная монета в итальянской литературе испокон веков называлась follaro, что по русски звучит и пишется, как - фолларо, или на греческий манер - фоллис! Учитывая латино-татарский характер этой монет ее можно было бы назвать фельс, но фоллери
----
Да, заметил еще одну ошибку!
В описании аверса говорится о трех точках слева и двух справа от кастелло... Но справа тоже три точки, - одна нашла на башню - это отчетливо видно на прорисовке. Это имеет принципиальное значение, так это говорит о симметричности или асимметричности композиции!