Коллеги, возвращаясь к началу темы и инсинуациям относительно "ритуального бега царя" позволю себе маленький ликбез об основах композиции, призванный показать, что нумизматики без искусствознания существовать не может!
История - это прекрасно! Метрология - без нее нет нумизматики, как науки! Но изучать монеты вне контекста изобразительного искусства - это значит убивать саму суть монеты, как памятника своей эпохи!
И так, у нас стремящаяся к кругу композиция монеты, в которую решено вписать изображение царя в цене охоты (с луком, копьем, дротиком, акинаком), где правитель показан в момент изготовки, чтобы поразить жертву.
Это, что называется, техническое задание художнику. У гравера очень сложная задача: маленькая площадь поверхности и задача вписать в нее динамичный образ царя, который предстоит создать...
Самое простое, - изобразить фигуру стоя, но поле монеты мало, - фигура будет мелкой и невыразительной... Даже для несравнимо большей поверхности монеты для решения такой задачи граверу придется изображать фигуру изогнутой в сложном ракурсе, чтобы передать внутреннюю энергию (динамику). И художник прибегает к самому оптимальному решению, - вписывает фигуру царя в самую динамичную и компактную фигуру, после круга, - свастику! Эта фигура, тысячи лет обозначающая неустанный бег солнца по небу, позволяет создать образ во первых царственный (метонимия Царя и Солнца) а во вторых - предельно динамичный. Царь словно все время находится в движении пока мы разглядываем эту монету... В изображении даже существует сдвиг во времени!!!
На некоторых монетах Царь бежит с луком в левой руке и дротиком в правой! То есть мы угадываем следующее действие царя: со следующим шагом он бросит дротик, а потом достанет освободившейся рукой из колчана стрелу и добьет жертву из лука! Такие "насыщенные" и развернутые во времени композиции характерны для древнеегипетских и месопотамских барельефов, - точнее, самых выразительных и художественно ценных из них!
Своего рода это анимация древних, когда все детали изображения подчиненны единому ритму и по мере разглядывания складываются в воображении зрителя в непрерывное цикличное действие.