В прошлом году, в теме про латиноамериканскую нумизматику, прозвучала остроумная версия, что источником вдохновения для граверов монетных дворов Латинской Америки могли послужить татуировки...
Когда меня режут, я терплю, но когда дополняют - становится нестерпимо (с)
Поясню гипотезу об общности стиля монет и татуировок
На самом деле я не выводил генезис нумизматических композиций от наколок, а обратил внимание на общность стиля и иконографическую близость сюжетов.
То есть отсутствие художественной школы, нехватка приезжих мастеров, дефицит качественных современных визуальных материалов, вызванных удаленностью от Европы и бедностью, не стали преградой в реализации потребности создания зрительных образов, утверждающих новую государственность.
В результате кисть в руки взяли дилетанты с горящими глазами, но без художественного образования! Как могли, они адаптировали имеющиеся у них в наличии материалы: в основном газетные, журнальные, книжные иллюстрации.
Это и породило феномен латиноамериканского самобытного языка, рождённого в революционной среде, на основе устаревших европейских картинок, наивного любительского искусства, индейских образов, солдатских предпочтений.
То есть не стиль монет произошел от татуировок, или заимствовал сюжеты с расписных спин матросов и проституток, а микс обстоятельств породил художественный стиль, имеющий общие черты во всех сферах жизни Латинской Америки: и на монетах, и рекламных плакатах, и афишах, и татуировках.
Если в остальном мире тогда маргинальный язык народного и наивного искусства не выходил за границы портов и деревень, то Латинская Америка выплеснула его в мир, распространив миллионными тиражами монет, а в последствии и станковой живописью.
Ваш масонский жетон в полной мере отражает все тезисы моего предположения! Природа построения этой композиции полностью соответствует логике матроса, набирающего на своей груди самые ценные и важные для него символы, знаки, мысли, имена...
Но это не заимствование массонами эстетики татух, а иллюстрация сложного политико-социального процесса, где базис - феномен становления латиноамериканских государств, а общий визуальный язык элиты и матросов, - надстройка, в данном случае в виде монет, жетонов, газетных иллюстраций и матросских наколок.