Что касаемо темы юстировки...
Ваши слова:
Ничего личного, просто участники дискуссии очень мало чего делали собственными руками и учились на собственном опыте не совсем соответствуют действительности
Лично я интересуюсь технологией изготовления монет с античности до наших дней и на практике проверяю теоретические изыскания!
Касаемо ваших тезисов, согласен с вами в целом в том, что т.н. "следы юстировки" - это совокупное обозначение технологического брака при изготовлении монетной заготовки.
У нас находились деятели, которые утверждали, что эти следы - продукт порчи монеты и результат вандализма
Ваша концепция - более верна, но имеет ряд фактологических ошибок.
Позвольте вам на них указать:
1) Вы пишете:
Обдирая грубым напильником поверхность монетного кружка добиться точного веса практически невозможно, всегда есть опасность снять больше металла и отправить кружок в переплавку. Как удержать в пальцах мелкую монету и при этом, напильником добиться точного веса? Да и где набрать такое количество юстировщиков при многотысячных тиражах? Накладно…Напильником или наждаком обрабатывали в основном - цаны или ленту цана! Так же существовали специальные станки, через лезвие которых пропускали пластину серебра для сдирания лишнего слоя. Обращаю ваше внимание, что массовое внедрение этой технологии произошло в 17-18вв. - на заре промышленной революции, когда чеканка монет превратилась в индустрию, а тиражи монет составляли - сотни тысяч и миллионы! Именно ускорение процесса подготовки заготовки к чеканке монет и вынуждало пренебрегать мелким браком ради компромисса веса монеты и ее красоты.
2)
Так вот о царапинах. Готовая полоса (лента) для вырубки монетных кружков подвергалась многократному вальцеванию для получения определённой толщины. При этом постоянно требовался отжиг в печах (чаще угольных, дрова были дорогими), затем медленное остывание для придания металлу пластичности. Готовая лента была покрыта слоем окислов, жира, частицами угля и проч. технологическими примесями от предыдущих процессов обработки. Ленту отправляли в отбел, однако, «корка» на поверхности бывает столь прочной, что в отдельных местах не растворялась в отбеле, либо растворялась медленно, что приводило к задержке при массовом производстве. Все верно описано, - ни добавить, ни отнять!
Многократно производил отжиг серебра.
3)
Вот этот не растворившийся налёт попросту сдирали щёткой с крупной металлической щетиной. Движения работника были хаотичными, что и приводило к появлению подобных царапин. После вырубки кружков и чеканки монеты, часть (или бОльшая часть) этих царапин оставалась видна.Юрий, хаотичные следы оставлены не Щеткой, а Напильником и Наждаком! Говорю это вам, как челове, недавно подготовивший около сотни серебряных монетных заготовок к чеканке
Даже самая жесткая стальная щетка не способна оставить такие жесткие глубокие следы, в то время, как следы напильника/наждака - в точности повторяют силу и глубину следов, оставленных на монетах начала 17-го века!
4)
Кстати, нетрудно заметить, что на золотых монетах подобная «юстировка» практически не встречается, хотя точный вес для монет из золота гораздо критичнее, чем для монет из серебра либо меди. Тут просто - золото более благородный металл, гораздо меньше взаимодействует с агрессивной средой, и отбеливается гораздо легче и быстрее.
Здесь явная неточность! В отличии от серебра, золотые монеты юстировали для получения более точного веса!
Прокатанный на вальцах метал до определнной толщины не был равномерным! Если вы пользовались даже современными ювелирными вальцами, то должны знать, что они дают "волну" и метал неравномерен. После вырубки одним диаметром монеты получатся РАЗНОГО веса! Именно для этого были придуманы юстировальные станки, которые здирали излишки металла, - они представлены в темах по юстировке. Следы эти параллельны и более менее однородны и в обилии встречаются на золотых монетах!
---
Как итог. Вы абсолютно верно заметили, что при промышленном производстве монет процедура подготовки монетных кружков была упрощена в ущерб качеству! Этой проблемы не существовало в эпоху кустарного производства монет (например в средние века, когда чеканкой занимались ювелиры, нанятые баронами, ответственными за чеканку), не было на заре эпохи талера, когда эстетике уделяли чуть ли не основное внимание, а серебро так же требовало многократных циклов чеканки и отжига!
Но эта проблема возникла, когда объемы американского серебра превысили возможности монетных дворов по чеканке качественной монеты!
Эту болезнь роста монетные дворы достаточно быстро преодолели и вошли в 19-й века с идеальными монетными заготовками, при этом, как вы понимаете, потребности в чистке отожженного серебра никуда не делись