Автор новгородской берестяной грамоты №238 вызвал оппонента на испытание водой из-за денежного спора
Грамоту нашли на Неревском раскопе в Великом Новгороде – в слоях XII века на мостовой древней Кузьмодемьянской улицы. В ней упоминается испытание водой.
Послание на берёзовой коре археологи нашли на Неревском раскопе в Великом Новгороде в слоях XII века – на мостовой древней Кузьмодемьянской улицы. Сегодня это угол улиц Розважа и Великой перед мостом Александра Невского.
Оригинальный текст:
… несъдицеви полъ пѧтѣ рѣза[нѣ : а] (мъ)нѣ еси
въдале дъвѣ коунѣ цьто же за м[ъ](но)[ю] твориши
[за] мъною осмь коунъ и гривьна : поиди же въ горо‐
(дъ) [мо]гоу сѧ съ тобою ѧти на водоу
В переводе он получился таким:
… [Ты дал] Несдичу четыре с половиной резаны, а [мне] ты дал две куны. Что же ты утверждаешь, будто за мной восемь кун и гривна? Пойди же в город – могу вызваться с тобой на испытание водой...
Грамота повреждена, и полностью текст восстановить невозможно, но общий смысл понятен. Речь идёт о споре – автор грамоты упрекает адресата в том, что тот говорит неправду, и грозит ему судом. Поводом для разбирательства стали денежные дела. В тексте упоминается все «представители» денежной системы древнего Новгорода – резаны, куны и гривны кун.
Самое любопытное в этой грамоте – угроза вызова на Божий суд. Согласно первому своду законов древней Руси «Русская правда», составленному во время правления Ярослава Мудрого в XI веке, ответчика могли подвергнуть двум видам довольно жестоких испытаний – водой или железом. Очевидно, раскалённым.
Если подозреваемого обвиняли в убийстве или воровстве, то его могли испытать железом. Когда сумма иска составляла от полугривны до двух гривен, предположительно, серебра, то использовали испытание водой. Если сумма была ещё меньше, то достаточно было принести клятву – роту.
В 238-й грамоте истец говорит всего о двух кунах, но всё равно вызывает оппонента на проверку водой. Возможно, другого выхода уже не видел или просто хотел нагнать страху. Во время испытания нужно было либо достать голой рукой кольцо со дна сосуда с кипящей водой. Также в Европе испытуемого водой, связанного веревкой, бросали в воду. Его признавали невиновным в колдовстве, если он шёл ко дну, и виновным, если оставался на поверхности.