Любопытные моменты эволюции и деградации стиля портрета и оформления монет первого герцога Пруссии Альбрехта...
Как обожатель этих монет, позволю себя свои впечатления от его грошей
1) В 1929 году появляется оригинальная концепция портретной монеты герцога Альбрехта. В начале XVI века Альбрехт носил короткую бороду, обрубленную под самый подбородок, которая больше походила на огромные бакенбарды.
Найденный дизайн станет на многие года каноничным: портрет, легенда, герб!
Но первые монеты отличает технологическая неуверенность: очень слабый прочекан, плохая центровка, откровенно плохой портрет.
2) Примерно с 1532 по 1535 год качество и стиль монет достигают своего высшего уровня: серебро в монетах было высокой пробы, гроши идеально центрованы, портрет реалистичен и детально проработан, детали герба поражают проработкой, штемпели хорошо отполированы...
3) Примерно с 1435 года тип с короткой бородой начинает приобретать черты формализма. Мастера уже набили руку и все элементы портрета приобретают с одной стороны гармоничную законченность, с другой - становятся грубее и более условны.
Лично мне тип портрета, выполненный в условной и декоративной манере 1538-1541гг. с короткой бородой нравится больше всех! Они похожи своей эстетикой на ксилографии того времени.
4) Затем на смену типу с короткой бородой приходит новый тип, призванный отобразить изменившийся внешний вид правителя, который отрастил по моде длинную бороду.
Этот тип портрета был самым неудачным с художественной точки зрения: делал его явно слабый художник: композиция слабая, борода не поместилась во внутренний ободок, цельного образа не вышло, а портрет страдал целым рядом анатомических ошибок, которые прощались на предыдущем декоративно-условном типе, но вылезали на этой попытке реалистичного портрета.
5) Тип с "зарезанной" длинной бородой претерпел три с половиной эмиссии: 1541-42-43-44 гг, и портрет с каждым городом все более и более деградировал, превращая ляпы прототипа в откровенное уродство и примитивизм.
6) Скорее всего вкус Альбрехта, дружившего с лучшим художником своего времени - Кранахом, не выдержал такого позора и в год открытия Кёнигсбергского университета на свет появился третий тип портрета, выполненный самым лучшим медальером региона (скорее всего - приглашенным). Портрет получился шедевральным.
Монеты 1544-1545гг, отчеканенные штемпелями, изготовленными при помощи оригинальных портретных пуансонов, - самые совершенные по стилю!
7) После 1545 года мастера монетного двора опять начали делать портретные пуансоны сами, что очень заметно!
Первоначальный стиль пропал, качество и деталировка быстро деградировали и уже к 1547 году от былого блеска высокого стиля остались одни воспоминания: что портрет, что орел, что шрифт примитивизировались и деградировали...