Наплечники Андрея Боголюбского («Армиллы Барбароссы»)
Две парные медные позолоченные накладки пятиугольной формы.
Наплечники украшены эмалевыми миниатюрами с евангельскими сценами Распятия и Воскресения Христова. Наплечники изготовлены около 1170—1180 годов ювелирами мозельской школы и, возможно, являются парадными наплечными браслетами — армиллами, бывшими одними из регалий императоров Священной Римской империи. Вероятным их владельцем называют Фридриха Барбароссу, который, по преданию, подарил их великому князю Владимирскому Андрею Боголюбскому.
Armilla с композицией «Воскресение Христово» хранилась в ризнице Успенского собора г. Владимира. Первое упоминание её среди других ценностей главного владимирского храма имеется в описи 1693 г.
В 1849 г. владимирский краевед В.И. Доброхотов в книге «Памятники древности во Владимире Кляземском» упоминает её среди сокровищ соборной ризницы: «медный вызолоченный знак или нагрудник, с мозаичным изображением Воскресения Христова, который, как полагают, великие князи или патриархи носили на персях».
На Всемирной выставке в Париже 1867 г. экспонировалась копия armilla – подлинник вывозить не разрешили .
В 1890 г. «финифтяный княжеский нарамник» из владимирского Успенского собора экспонировался на выставке в честь VIII археологического съезда в Москве. Потом наплечник снова находился в ризнице Успенского собора.
В 1906 г. в новом здании Владимирского музея была открыта приуроченная к III Об-ластному историко-археологическому съезду выставка, главным экспонатом которой был «наплечник великокняжеского кафтана, украшенный лиможской эмалью XII–XIII веков». После выставки реликвия была возвращена в Успенский собор, где находилась до 1919 г. В «Описи церковного имущества владимирского кафедрального Успенского собора» среди древностей, не принадлежащих к богослужению, значится «медный позолоченный знак, или наплечник, с мозаичным изображением Воскресения Христова». Рядом сделана приписка: «Взят в музей в августе 1919 года».
С тех пор примерно до 1933 г. этот шедевр был экспонатом Владимирского музея. В старой фондовой «Описи вещам, находящимся на хранении в сундуке № 2» под № 51 чис-лится «нарамник великокняжеский бронзовый с эмалью XII века».
Потом уникальным экспонатом Владимирского музея заинтересовались в Москве. В архивах сохранилась переписка между руководством Оружейной палаты Московского Кремля и Владимирского музея о планируемой по просьбе москвичей передаче наплечника в Москву, датируемая октябрём 1932 г. Во Владимир был даже направлен научный сотрудник Оружейной палаты Л.И. Денисов для получения этого памятника по доверенности. Однако в докладной записке от 15 октября 1932 г. он сообщает исполняющему обязанности директора Оружейной палаты В.К. Клейну, что Владимирский музей, поддержанный Владимирским РОНО и Председателем РИКа, затребовал значительную компенсацию за наплечник. На копии письма из Учёного комитета ЦИК, в ведении которого в то время находилась Оружейная палата, сохранилась помета В.К. Клейна от 21 октября 1932 г. о том, что передача экспоната не состоялась. Но шедевр ещё недолго оставался во Владимире! Вероятно, в 1933–1934 гг. с целью полу-чения валюты раритет был продан за границу. Документов о том, кто, когда и кому продал данный наплечник, пока найти не удалось.
Уже в октябре 1934 г. armilla с изображением «Воскресения» была куплена Обществом друзей Лувра у известного парижского антиквара Н. Бримо и подарена музею. Подарок был принят Художественным советом Лувра 13 ноября 1934 г. и ратифицирован Министерским указом от 6 декабря того же года. С того времени и по сей день armilla является экспонатом Лувра.
Armilla с композицией «Распятие Христа» найдена в 60-х гг. XIX в. известным русским историком искусства, сотрудником Оружейной палаты Г.Д. Филимоновым «в подвале и среди хлама одного из монастырей Владимирской же губернии». Название монастыря, из которого происходит эта находка, не указано. Однако в газете «Владимирские губернские ведомости» за 4 апреля 1867 г. сообщается со ссылкой на объяснение Филимонова, что наплечник с «Распятием» был «приобретён в одном из Переславских монастырей».
В 1867 г. аrmilla с успехом экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где комиссаром русского отдела истории труда был Г.Д. Филимонов. По возвращении с выставки она, вероятно, хранилась в его частной коллекции.
После смерти Филимонова в 1898 г. накладка оказалась в частном собрании петербургского художника, профессора Академии художеств М.П. Боткина. В 1904 г. раритет был украшением выставки прикладного искусства, состоявшейся в Петербурге под покровительством императрицы Александры Фёдоровны в пользу раненых воинов, и был опубликован в красочном каталоге выставки. После смерти М.П. Боткина его вдова пыталась сохранить коллекцию. В 1917 г. ценности были сданы на временное хранение в Русский музей. В 1919 г. коллекцию Боткина национализировали. Произведения прикладного искусства Западной Европы частично передали в Эрмитаж (среди них armilla не значится), частично распродали.
В то время за границу с целью получения валюты были проданы многие шедевры культуры. В докладе директора Оружейной палаты Д.Д. Иванова о вреде распродаж музейных ценностей от 10 сентября 1928 г. упоминается попавший в Алмазный фонд наплечник Андрея Боголюбского, оценённый в 35 тысяч. Иванов говорит, что он должен быть извлечён из Алмазного фонда для музейного использования, т.к. это – «исключительно важный не по своей материальной ценности, а по своему величайшему значению в научном отношении» экспонат. В это время armilla из Успенского собора находилась во Владимирском музее (переписка о его передаче в Оружейную палату датируется 1932 г.).
Так или иначе, второй наплечник в 1930-х гг. тоже оказался за границей. Долгое время он находился в частном собрании барона фон Гирша сначала во Франкфурте, потом в Базеле. В июне 1978 г. на аукционе Сотбис в Лондоне эмалевую пластину с изображением «Распятия» приобрёл Германский национальный музей в Нюрнберге.