Восстановление справедливости с возвращением к жизни католической церкви с Крыму сразу вывела меня мыслями на тему взаимоотношений православной и католической церквей и само собой на отношения России и Польши. И сразу вспомнилась печальная судьба одного замечательного православного храма в Варшаве, который был потерян навсегда... Это Александро-Невский собор в Варшаве (польск. Sobór św. Aleksandra Newskiego). Кратко по его истории создания и уничтожения.
В 1893 году был создан особый Комитет по строительству собора, возглавляемый Иосифом Владимировичем Гурко, тогдашнего генерал-губернатора Польши, героя сражений на Балканах. По его словам, существовавшие православные храмы в Варшаве тогда могли вместить только десятую часть из 42 000 православных верующих этого города. Был объявлен конкурс на лучший проект, каковым была признана работа Л.Н. Бенуа, утверждённая Александром III 13 января 1894 г. Собор был пятикупольным с квадратным основанием и отдельно стоящей колокольней. Средства на строительство жертвовались частными лицами со всей империи. Сумма в 13 500 рублей была пожертвована Иоанном Кронштадтским, значительная часть денег на постройку собора была получена за счёт обязательных пожертвований из муниципалитетов, находившихся под управлением Гурко, и введением специального налога в Варшаве
Собор был заложен в 1894 году. Рядом с храмом началось строительство 70-метровой соборной колокольни, вершина которой стала самой высокой точкой в Варшаве. Общая стоимость строительства собора составила более 3 миллионов рублей.
В 1900 году строительство собора, вмещавшего 2,5 тысячи человек, было закончено, и 9 ноября над главным куполом был установлен четырёхконечный крест. 70-метровая колокольная храма стала самым высоким зданием.
Работа над интерьером собора продолжалась под руководством профессора Николая Покровского ещё 12 лет. Фрески для храма рисовал Виктор Васнецов, 12 мозаичных панно набраны в мозаичной мастерской В. А. Фролова по эскизам В. М. Васнецова и Андрея Рябушкина. В оформлении собора были использованы драгоценные и полудрагоценные камни, а также мрамор и гранит. Алтарь был украшен колоннами из яшмы, подаренных Николаем II. Главный из 14 колоколов (отлитых Колокольно-литейным заводом П.Н. Финляндского) на звоннице был пятым по величине в империи.
После открытия в соборе отмечались важнейшие торжества в жизни русской Варшавы — юбилей Отечественной войны 1812 года, празднование 300-летия дома Романовых.
Собор был уничтожен в течение 1924-1926 гг в рамках официальной политики т.н. «Ревиндикации», проводимой в стране с 1918 по 1939. Так по имеющимся данным с 1919 по 1924 годы польские власти закрыли 111 православных храмов, 50 церквей разрушили, 150 церквей переоборудовали в костелы.
Начало уничтожения собора было положено в 1922 году с разрушением семидесятиметровой колокольни. Далее для сноса собора были использованы направленные взрывы и далее специальные бригады завершили уничтожение, используя технику “малых взрывов”, число которых, согласно сообщениям варшавской печати тех лет, приближалось к пятнадцати тысячам.
На месте уничтоженного собора открыли площадь Пилсудского... В течение многих лет материалы, полученные в результате сноса использовались при строительстве Варшавы. Менее ценные обломки пошли на укрепление берегов Вислы. А ценные граниты пошли на пьедесталы разным памятникам, строительство мостов и другие городские нужды. Например, некоторые городские лавочки были сделаны из ценного гранита, полученного при разрушении собора. Каменное надгробие Ю. Пилсудского в краковском Вавеле частично выполнено из наиболее ценных материалов, взятых из разрушенного православного собора. Мосты, ступени костёлов и даже просто дома везде пригодились остатки собора. Даже знаменитая варшавская русалочка сидела на каменном блоке из собора Александра-Невского…
Я ничего не комментирую, так как здесь комментарии излишни...