«Шкатулка ведьмы» из Помпей
12 августа 2019 года Археологический парк Помпей представил одну из последних находок — «сокровище колдуньи», как ее сразу окрестили СМИ. Маленькие яркие безделушки из различных материалов хранились, судя по следам, в деревянной шкатулке. Подробнее о ее содержимом рассказывает Юлли Улетова, автор сайта «Помпеи шаг за шагом».
В уже известном нам из новостей последнего года Доме с садом из V района Помпей продолжаются раскопки.
В одной из комнат в вулканическом грунте была открыта россыпь бусин, декоративных фигурок и амулетов. Оказалось, это не просто кучка, а содержимое небольшого деревянного ящичка, который, истлев за тысячелетия, оставил после себя след в вулканических осадках, а также бронзовые петли.
В углу рядом со шкатулкой располагался, судя по такому же отпечатку, другой сундук или похожий на него предмет мебели большего размера. Можно предположить, что и помещение в целом предназначалось для хранения, было чем-то вроде кладовки.
В деревянной шкатулке кто-то из обитателей Дома с садом хранил множество небольших, но очень ценных для него предметов: два зеркальца, ожерелья, кольца, стеклянный унгвентарий, массу амулетиков и фигурок-апотропеев из различных материалов (фаянс, бронза, кость, янтарь высокого качества).
Есть геммы из различных материалов — из сердолика с изображением мастера за работой, из аметиста с женским профилем, из стеклянной пасты с головой Диониса и с танцующим сатиром.
Несколько вещиц имеют высокое качество отделки и, несомненно, соответствующую стоимость. Однако среди всего этого разнообразия нет ни одного предмета из действительно драгоценного материала — золота, что заставило специалистов предположить, будто владелицей шкатулки была все же не хозяйка дома, а служанка или рабыня.
Возможно, она была среди погибших в одной из соседних комнат.
Теперь точно известно, что в этом помещении во время извержения собрались не шесть, как показалось сначала, а десять человек, женщины и дети. И сейчас специалисты рассчитывают получить данные анализа ДНК погибших. Возможно, появятся сведения о родственных связях внутри этой группы, что приблизит нас к пониманию их действий во время извержения.
К сожалению, во время грабительских раскопок XVII-XVIII веков все вещи, бывшие при погибших, были похищены. Археологам достались лишь фаянсовый амулет и железное кольцо, бывшее на пальце одной из жертв.
Набор амулетов и апотропеев, то есть фигурок, защищающих владельца от злых сил, в утраченной шкатулке весьма интересен: фаллосы, черепа, скарабеи, фигурка Гарпократа, кулаки с пальцами, сложенными в виде кукиша и тому подобное.
Известно, что древние римляне были весьма суеверны и в обычной жизни окружали себя предметами, гарантировавшими защиту от сглаза, порчи, злых чар. В то же время людям требовались и талисманы, притягивающие удачу, стимулирующие плодородие (в том числе человеческую фертильность), как, например, янтарь.
Даже император Август, по словам составителя биографической «Жизни двенадцати цезарей» Гая Светония Транквилла, автора II века нашей эры, был очень суеверен.
В делах веры и суеверия вот что о нем известно. Перед громом и молнией испытывал он не в меру малодушный страх: везде и всюду он носил с собою для защиты от них тюленью шкуру, а при первом признаке сильной грозы скрывался в подземное убежище, — в такой ужас повергла его когда-то ночью в дороге ударившая рядом молния, о чем мы уже говорили.
Сновидениям, как своим, так и чужим, относящимся к нему, он придавал большое значение. В битве при Филиппах он по нездоровью не собирался выходить из палатки, но вышел, поверив вещему сну своего друга; и это его спасло, потому что враги захватили его лагерь и, думая, что он еще лежит в носилках, искололи и изрубили их на куски. Сам он каждую весну видел сны частые и страшные, но пустые и несбывчивые, а в остальное время года сны бывали реже, но сбывались чаще.
После того, как он посвятил на Капитолии храм Юпитеру Громовержцу и часто в нем бывал, ему приснилось, будто другой Юпитер, Капитолийский, жалуется, что у него отбивают почитателей, а он ему отвечает, что Громовержец, стоя рядом, будет ему привратником; и вскоре после этого он украсил крышу Громовержца колокольчиками, какие обычно вешались у дверей. Под впечатлением другого ночного видения он каждый год в один и тот же день просил у народа подаяния, протягивая пустую ладонь за медными монетами.
Некоторые приметы и предзнаменования он считал безошибочными. Если утром он надевал башмак не на ту ногу, левый вместо правого, это было для него дурным знаком; если выпадала роса в день его отъезда в дальний путь по суше или по морю, это было добрым предвестием быстрого и благополучного возвращения. Но больше всего волновали его чудеса. Когда между каменных плит перед его домом выросла пальма, он перенес ее к водоему богов Пенатов и очень заботился, чтобы она пустила корни.
Когда на острове Капри с его приездом вновь поднялись ветви древнего дуба, давно увядшие и поникшие к земле, он пришел в такой восторг, что выменял у неаполитанцев этот остров на остров Энарию. Соблюдал он предосторожности и в определенные дни: после нундин не отправлялся в поездки, а в ноны не начинал никакого важного дела; правда, Тиберию он писал, что здесь его останавливает только недоброе звучание слова «ноны».
(Божественный Август. 90–92. Перевод Михаила Гаспарова).