В Эрмитаже есть образец этой медали вот её описание:
Священная Римская империя.
Карл V, 1521
Heiliges Römisches Reich.
Кarl V., 1521
По рисунку Альбрехта Дюрера
Nach der Zeichnung
von Albrecht Dürer
Серебро, чеканка
Диам. 70
Вес 154,61
Пост. до 1860 г.
Инв. ИМ 17755
Л. с. В углублeнном кружке:
<CøROLVS<V< – <RO<IMPER<
Карл V, император Священной
Римской империи
Обращенное вправо погрудное изо-
бражение мужчины в короне и доспе-
хах, с цепью ордена Золотого руна на
груди. На приподнятом ободке меда-
ли 14 гербов: по часовой стрелке рас-
положены гербы Кастилии, Арагона,
Леона, Каталонии, Обеих Сицилий,
Неаполя, Иерусалима, Андалусии, Новой
Кастилии, Галисии, Валенсии, То-
ледо, Гранады и Наварры. Сверху две
колонны, символизирующие Гибрал-
тар, между которыми знак ордена Золотого
руна и надпись: PLVS – VLTR
(И далее).
О. с. Двуглавый орeл с австрийско-
бургундским щитом на груди. Внутри
крыльев орла дата — 1521. На припод-
нятом ободке 13 гербов: Сардинии,
Кордовы, Корсики, Мурсии, Хаена,
Альгарвии, Алжекирас, Маццарона,
пустой щит или Terrarum Occidentales,
Минорки, Майорки, Канарских островов
и Гибралтара. Внизу, в венке, ли-
тера N (Нюрнберг).
Карл V Габсбург (1500–1558), король
Испании (1516–1556), в 1519 г. был из-
бран императором Священной Римской
империи и сразу же возглавил лагерь
противников Реформации. В 1521 г.
был председателем рейхстага в Ворм-
се, осудившего учение Лютера. Си-
лой оружия Карл пытался сохранить
единство огромной империи, в кото-
рую, помимо германских земель, вхо-
дили Испания, Нидерланды, Сарди-
ния, Сицилия, Неаполь, ряд вновь
завоеванных земель в Центральной
и Южной Америке. Современники го-
ворили, что в империи Карла V никог-
да не заходит солнце. Его личный де-
виз «Plus ultra» (в переводе «И далее,
сверх этого») символизировал далеко
идущие планы расширения владений.
Личность и деяния Карла V много-
кратно отражены в медалях и моне-
тах.
По традиции Карл V после коронации
(состоявшейся в Ахене в 1520 г.) дол-
жен был присутствовать на рейхстаге
в Нюрнберге. Городской совет, надеясь
на получение дополнительных приви-
легий, решил преподнести в подарок
императору медаль с его портретом и
гербами владений. Дюрер готовил ри-
сунок при содействии В. Пиркхеймера,
имперский придвор-
ный историограф Иоганн Штабиус
контролировал изображения гербов и
шрифт. Дюрер не видел императора и
для его портрета воспользовался гра-
вюрой Иеронима Хопфера и медалью
работы Ганса Шварца. Медаль была готова в феврале 1521 г. Предполага-
лось изготовить сто экземпляров, один
из которых вручить императору, но
этому помешал ряд обстоятельств.
Во-первых,
рейхстаг был перенесен
в Вормс, во-вторых, Карл V к тому
времени отрастил бороду и изобра-
женный на медали портрет уже не со-
ответствовал физическому образу мо-
нарха. Неизвестно, была ли медаль
вручена императору, хотя Имхоф со-
общает об изготовлении для него зо-
лотого экземпляра.
Oтсутствуют точные данные о коли-
честве отчеканенных экземпляров.
Документ архива городской ратуши
Нюрнберга (так называемая Серебря-
ная опись) свидетельствует о том, что
в 1613 г. в четырежды запечатанном
футляре хранились двадцать четыре
экземпляра медали с портретом Кар-
ла V, но приписка, сделанная позднее
другой рукой, гласит, что осталось
только шестнадцать. Штемпели со-
хранялись до начала ХХ в., одна-
ко разрушились при предпринятой в
1906 г. в Мюнхене попытке отчека-
нить ими медали.
Существуют два варианта изображе-
ний оборотной стороны медали с не-
значительными различиями в деталях.
Эрмитажный экземпляр относится
ко второму типу и идентичен медали
из мюнхенского собрания (Maué 1987.
Il. 11b).
Современники гордились художественными
достоинствами медали и считали
ее «триумфом техники чеканки
того времени», поскольку большин-
ство произведений медальерного ис-
кусства начала XVI в. были литыми (Domanig 1907. N 39).