Мне нравится особенно этот фрагмент. Как в советских фильмах. Сразу видно-это плохие люди.
В центре картины в короне изображен Император Юлиан Отступник, при котором снова возобновились гонения на христианство.
Мы можем судить о его внешнем виде не только по этой картине, но и по дошедшим до нас его монетам. Одна из них - вот такая двойная майорина. (см. фото ниже - эта монета несколько лет пролежала в моей коллекции, потом была продана в хорошие руки)
Об этой монете императора-богоотступника, с изображением быка (Аписа, или быка Юпитера) сообщают сразу два христианских писателя:
"... антиохийцы стали оскорблять царя, смеяться над его бородою, которая была у него длинна, и над его монетою, на которой изображен был бык: они насмешливо говорили, что в его царствование лежащие навзничь быки разрушат мир. Юлиан сперва гневался и грозился, что худо будет антиохийцам, даже готов был переселить их в Тарс, но потом, неожиданно оставив свой гнев, издал против антиохийцев красиво и вежливо изложенное сочинение под названием "Мисопогон" (Ненавистник бороды). Созомен, Церковная История, 5-19.
"... антиохийцы, всегда склонные к насмешкам, немедленно начали выходить к царю, кричать на него и насмехаться над его бородою, которая была у него длинна, говоря, что ее надобно отрезать и плести из нее веревки. А о быке на монете его говорили они, что им съеден будет мир, ибо крайне суеверный царь, беспрепятственно на жертвенниках идольских принося в жертву быков, приказал и на монете своей чеканить жертвенник и быка". Сократ Схоластик, Церковная история, 3-17.
Такое впечатление, что почтенные клирики (по крайней мере, Сократ) монету в руках не держали, т.к. про жертвенник выдумано; тем не менее, монета та самая. Майорины Юлиана с быком выпускались в 10 городах Империи.
Юлиан Отступник был племянником Константина Великого и воспитывался епископом Евсевием. Большое влияние на его духовое развитие оказал страстный поклонник эллинской культуры евнух Мардоний, поэтому Юлиан уже с юных лет был тайным приверженцем языческой религии. В 355 году он был возведён императором Констанцием в цезари и назначен наместником Галлии. В 360 году восставшие против Констанция галльские легионы провозгласили Юлиана императором-августом, а после смерти Констанция в 361 году Юлиан стал единодержавным правителем Римской империи. Он расширил права муниципальных курий, уменьшил налоги, сократил дворцовый штат, отказался от роскошного, дорогостоящего двора. Став императором, Юлиан открыто объявил себя сторонником языческой религии, реформировав ее на базе неоплатонизма, он издал два эдикта против христиан и начал везде восстановливать языческие храмы. Кроме того, Юлиан является автором ряда сочинений (трактатов, речей, писем), направленных против христиан.
Оценивать деятельность императора Юлиана следует на основании тех фактов, которые относятся ко времени его самостоятельного единоличного правления. Правил он совсем недолго, всего около полутора лет, но тем не менее след в истории он оставил большой. В декабре 361 г. он был признан в достоинстве императора, а 26 июня 363 г. он умер, получив смертельную рану в битве с персами близ Ктесифона.
Сама масштабность этих предприятий может свидетельствовать, что в Юлиане история имеет дело с недюжинным человеком, а краткость его самостоятельного управления империей должна служить объяснением, почему ни то, ни другое предприятие не было доведено до конца и почему в мероприятиях столь высокой важности, как религиозная реформа, не было согласованности и логической последовательности.
С декабря 361г. по июнь 362 г. Юлиан провел в Константинополе. В это время На этот период приходится его активная деятельность по восстановлению язычества. Сначала император обещает быть беспристрастным, не насилуя совесть ни язычников, ни христиан, но когда он увидел, что реформа не идет так успешно, как ему желалось, в его действиях и распоряжениях появляются страстность, раздражение и нетерпимость. С июля 362 по март 363 г. император провел в Антиохии, лично занимаясь приготовлениями армии к походу в Персию. С марта до конца июня 363 г. Юлиан ведет войну с персами. Этот поход был прекрасно подготовлен, было собрано 60000 тысячное войско, приняты меры к бесперебойному снабжению воюющей армии всем необходимым, был приглашен вспомогательный отряд армянского царя и приготовлен огромный флот на Евфрате для доставки вооружения и запасов.
Сначала все складывалось для римлян благоприятно, но потом римляне подошли к персидской столице Ктесифону и сходу взять его не удалось.
Положение усугублялось тем, что римские подкрепления и армянские союзники, которым надлежало нанести удар по Ктесифону с севера, не явились. Один перс обещал Юлиану предать своих соотечественников и показать римлянам дороги. Юлиан поверил ему, сжёг свой флот на Тигре и лишнее продовольствие и двинулся вглубь Персии, но перс завёл римлян в Карманитскую пустыню, где не было вовсе воды и никакой пищи. После бегства проводников Юлиан был вынужден начать отступление, а потом была битва при Маранге, где Юлиан получил три ранения: в руку, грудь и печень. Последняя рана была смертельной. По некоторым сообщениям, раны были нанесены солдатом его собственной армии, чем-то обиженным им. Согласно другим слухам, смерть Юлиана была на самом деле самоубийством, поняв, что положение его армии безнадёжно, он искал смерти в бою и кинулся на вражеское копье. Из всех его современников лишь его друг, знаменитый оратор Либаний сообщает, что его убил христианин, однако и он признает, что это лишь предположение.