Автор Тема: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ  (Прочитано 11740 раз)

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41564
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
« Ответ #45 : 15 Мая 2020, 17:50:33 »
Диковина! Невероятная вещь из Вологодского музея. Позвонок кита(!!!) с изображением святых, аростолов и Христа. Вот такой удивительный вклад христианина, он находился когда-то в Спасо-Преображенской Нёбдинской церкви Устьсысольского уезда, а в 1899 году поступил в собрание Вологодского епархиального древнехранилища. Сегодня позвонок является частью коллекции Вологодского музея-заповедника.
Вдоль верхнего и нижнего краёв имеется надпись: «Господи, прими от недостойного ра[ба твое]го в знак незабвенной памяти. Добыт в 1889 году сентября 18-го с Ледовитого океана во время моего путешествия по северному краю. Прихожанин Нёбдинской Преображенской церкви Андрей Михаилов Латкин.»
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41564
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
« Ответ #46 : 08 Июня 2020, 02:25:00 »
Икона Святой Троицы (из коллекции Андрея Болдырева), написанная в Троицко-Сергиевской Лавре на срезе Мамврийского дуба.
Другое его название - Дуб Авраама - дерево, под которым, согласно Библии, Авраам принимал Бога.
"Явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатёр, во время зноя дневного" (Быт. 18:1).
Авраам предложил трём ангелам, явившимся ему в образе путников: Отдохните под сим деревом (Быт. 18:4).
Согласно преданию, дерево сохранилось до наших дней, это вечнозелёный палестинский дуб (лат. Quercus calliprinos), которому, как полагают, около 5000 лет.

Находится на территории русского монастыря Святой Троицы в Хевроне, в 3 км северо-западнее пещеры Махпела, на Западном берегу реки Иордан, в Палестинской автономии.

Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41564
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
« Ответ #47 : 16 Июня 2020, 01:33:01 »
Редкая икона "ЛАБИРИНТ ДУХОВНЫЙ",
18 век, Дерево, темпера, 54 х 44 см

Местонахождение - Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
Лабиринт показывает, что наверх (в Рай) есть всего 1 выход, тогда как в Ад их ведет множество (каждый подписан снизу одним из грехов: БЛУДЪ, УНЫНИЕ и так далее).
В целом, композиция иконы отражает представления о земном пути христианина посредством древнего образа лабиринта, перешедшего из античности в средневековую Европу, а затем — на Русь.
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41564
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
« Ответ #48 : 22 Июня 2020, 21:29:31 »
Образ Мадонны в изобразительном искусстве в залах Эрмитажа:
https://www.youtube.com/watch?v=J1b5e27e8Xg
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41564
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
« Ответ #49 : 19 Июля 2020, 22:50:16 »
Влахе́рнская ико́на Бо́жией Ма́тери (греч. Θεοτόκος των Βλαχερνών), или Влахернетисса (греч. Βλαχερνίτισσα) — почитаемая в Православной церкви икона Богородицы. Привезена в Россию из Константинополя в 1653 году в качестве дара царю Алексею Михайловичу. Выполнена в редкой технике воскомастики и относится к иконописному типу Одигитрия.
Влахернская икона входит в число тех старинных икон, создание которых предание приписывает евангелисту Лук.

Икона изначально хранилась на родине евангелиста в Антиохии, а затем была перенесена в Иерусалим. Императрица Евдокия привезла её в 439 году из Иерусалима в Константинополь вместе с другими христианскими реликвиями. Переданная в дар Пульхерии, сестре императора Феодосия II, икона была помещена в церкви Богородицы во Влахернах. От имени храма икона получила своё настоящее название.

Влахернская икона считалась покровительницей города Константинополя и византийских императоров. В 626 году во время осады города персами, аварами и славянами патриарх Сергий обошёл с ней стены Константинополя, и, по сообщению Пасхальной хроники, враги отступили, заявив, что видели на стене Богородицу. С этого момента возникла традиция ежегодно в Великий пост переносить эту икону из Влахерн в императорский дворец, где она находилась до понедельника Светлой седмицы.

В период иконоборчества икону прятали в монастыре Пантократора. Там же её укрывали в период захвата Константинополя крестоносцами. Икона была известна русским паломникам, о торжественных процессиях с ней пишет Стефан Новгородец, посетивший Константинополь в XIV веке.

В 1653 году икона, которую считали Влахернской, была прислана в дар русскому царю Алексею Михайловичу от протосингела иерусалимского престола Гавриила с торговым греком Дмитрием Евстафьевым (Остафьевым), по другим сведениям — Дмитрием Костинари.
На следующий день в честь иконы, помещённой в Успенский собор Московского кремля, была совершена торжественная служба. Икона, бывшая покровительницей византийских императоров, сразу стала одной из важнейших святынь русского государства. Она была включена в церемониальный царский обиход и литургическую практику Успенского собора, её поместили на жертвеннике собора. Для неё был изготовлен оклад из чеканного золота, украшенный большим количеством драгоценных камней и жемчуга и золотыми пластинками с текстом, излагавшим легенду об иконе.

Алексею Михайловичу была направлена свидетельствованная грамота об иконе, написанная константинопольским Патриархом Паисием, её оригинальный греческий текст был обнаружен в Российском государственном архиве древних актов.
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41564
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
« Ответ #50 : 19 Июля 2020, 23:02:03 »
Спас Борисоглеебский (также «Спас Рома́новский»), икона Спаса Всемилостивого, созданная в XV веке.
Самая большая икона в России.
Находится в соборе Воскресения Христова города Тутаева. Является одной из наиболее известных икон Ярославской митрополии, почитается православными христианами как чудотворная.

Размер иконы около 3х3 метра:
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41564
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
« Ответ #51 : 04 Сентября 2020, 23:25:08 »
Ирландский Христос в монограмме IHS - блондин или брюнет, это абсолютно не важно!
Рядом рыба, чтобы точно не перепутать.
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41564
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
« Ответ #52 : 08 Сентября 2020, 15:33:10 »
Еще к вопросу средневековой иконографии Христа: ирландское бронзовое распятие.
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41564
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
« Ответ #53 : 18 Сентября 2020, 17:23:12 »
Святой Великомученик Георгий победоносец монастырь Зограф Святой горы Афон.
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41564
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
« Ответ #54 : 22 Сентября 2020, 00:03:53 »
Открытие постоянной экспозиции древнерусской иконописи XIV - начала XVIII века в Эрмитаже состоялось 6 марта этого года. В экспозицию вошло более восьмидесяти икон. Начало формирования собрания древнерусского искусства было связано с открытием в 1941 году отдела истории русской культуры. Это одна из самых «молодых» коллекций музея. Ее основу составили материалы Музея этнографии народов СССР и музейного обменного фонда, а также собрания Михаила и Владимира Успенских.
https://www.youtube.com/watch?v=Y7lw_84_0oM
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41564
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
« Ответ #55 : 12 Октября 2020, 19:28:11 »
Жировицкая икона Божией Матери - икона Богородицы, явившаяся в Жировичах (Слонимский район, Гродненская область, Беларусия). Почитается чудотворной в Православной церкви и Католической.
Икона округлой овальной формы, вырезана на яшме, и размером 5,7×4,1×0,8 см подобна камее или нагрудной иконке.
Согласно легенде, икона явилась в 1470 году близ деревни Жировичи (Слонимский район, Гродненская область). В лесу, который тогда принадлежал православному литовскому вельможе Александру Солтану, дети-пастухи увидали необыкновенно яркий свет, проникавший сквозь ветви грушевого дерева, стоявшего над ручьем под горой. Ребята подошли поближе и увидали на дереве небольшую икону Божией Матери в лучезарном сиянии. Пастушки с благоговением взяли иконку и отнесли к своему хозяину — Александру Солтану. Тот запер её в ларец. На следующий день к Солтану пришли гости, и хозяин захотел показать им эту чудную находку, но, своему удивлению, он не обнаружил иконы в ларце. Через некоторое время пастушки вновь обнаружили икону на том же месте, где и в первый раз, и опять отнесли её Солтану. Солтан дал обет соорудить на месте явления церковь в честь Пресвятой Богородицы.

Вокруг деревянного храма вскоре образовалось селение и появился приход. Около 1560 года храм сгорел, несмотря на усилия жителей потушить пожар и спасти икону. Все прихожане думали, что она погибла. Но, однажды, крестьянские дети, возвращаясь из школы, увидали чудное явление: Дева, необыкновенной красоты, в лучезарном сиянии, сидела на камне у сгоревшего храма, а в руках у Нее была икона, которую все уже считали сгоревшей. Дети поспешили вернуться и рассказать о видении родным и знакомым. Все приняли этот рассказ о видении за Божественное откровение и вместе со священником отправились к горе. На камне, возле зажжённой свечи, стояла Жировицкая икона Божией Матери, причём, нисколько не пострадавшая от огня. На какое-то время икону поставили в доме священника местного прихода, а сам камень огородили. Когда построили новый каменный храм, туда поставили чудотворную икону. Впоследствии, В начале XVI века, при этом храме возник монастырь. В 1613 году монастырь перешёл к грекокатоликам и находился в их руках до 1839 года[3].

С середины XVI в. Ян Солтан начал строительство каменного храма. Однако строительство неожиданно было остановлено в связи с передачей Жировичей под заклад кобринскому еврею Ицхаку Михалевичу и переходом наследников рода Солтанов в протестантизм. В 1605 хозяином Жировичей стал мстиславский каштелян Иван Мелешко. Он с женой Анной и канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега стали основателями униатского монастыря. Первым игуменом базилианского мужского Жировичского монастыря стал Иосафат (Кунцевич), будущий униатский архиепископ полоцкий. Монастырь вскоре получил широкую известность благодаря чудотворной иконе Богоматери.

Когда в июне 1660 войска гетмана литовского Павла Сапеги и Стефана Чарницкого победили под Полонкой, победа была приписана чудотворному покровительству Божией Матери, особо почитаемой в Жировичах.

В 1726 г., постановлением папского капитула, исследовавшего более 200 чудес Жировицкой иконы, было утверждено решение о её коронации, состоявшейся 8 сентября 1730 г. Накануне праздника коронования в Жировичи пришли три процессии паломников из Вильно, Минска, Мира. В процессии из Мира принимал участие полк янычар, принадлежащий Радзивиллу. На протяжении 8 дней в Жировицком монастыре шли торжественные богослужения, во время проведения которых причастились около 140 тыс. человек. Непосредственно при самой коронации иконы присутствовало 38 тыс. верующих. В ежевечерних богослужениях вместе с униатскими священниками участвовали римско-католические монахи ― бенедиктинцы, францисканцы, кармелиты, доминиканцы. Базилианин Скальский написал прославляющую икону песню на польском языке «Жировичи любви криница».

Всё это время Жировицкая икона Божией Матери пользовалась почитанием католиков. В 1744 к Жировичской иконе приезжал король Речи Посполитой Август III и молился перед нею. В 1784 перед нею молился последний король Польши Станислав Август Понятовский.

В 1839 году монастырь был возвращён православным и стал первым местом восстановления православного богослужения в западнорусском крае[4]. Но слава Жировичской иконы не угасла. Свидетельством этого является многочисленная литература и песнопения, прославляющие чудеса, происходящие от Жировичской иконы Божией Матери.
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41564
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
« Ответ #56 : 23 Октября 2020, 13:05:20 »
Очень интересный материала по иконографии Петра и Павла.
https://pravlife.org/ru/content/apostoly-petr-i-pavel
Но здесь меня привлек больше образ юного Христа с длинными распущенными волосами:
Христос с апостолами Павлом и Петром.
Реликварий. Серебро. Рельеф. Римская Империя. IV-V в. Италия. Градо. Сокровищница собора
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41564
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
« Ответ #57 : 16 Ноября 2020, 23:42:58 »
Когда икона перестала быть образом и стала картиной...
Безбородый Христос на самой дорогой картине мира: "Спаситель Мира" Леонардо да Винчи
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41564
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
« Ответ #58 : 21 Ноября 2020, 14:55:05 »
Итальянские ученые обнаружили неизвестный ранее набросок великого итальянского художника Леонардо да Винчи. Сотни лет рисунок находился у частного коллекционера и только недавно был представлен широкой публике.
Историк искусства Анналиса Ди Мариа рассказала, что был проведен тщательный анализ найденного рисунка. Исследователям удалось выяснить, что бумага, на которой был сделан эскиз, датируется началом XVI века.
Само изображение сделано красным мелом, который художник нередко использовал для создания набросков своих будущих творений. Так, эскиз "Тайной вечери" тоже был сделан именно с помощью этого материала для художественных работ.
Впрочем, у экспертов остаются сомнения, действительно ли рисунок принадлежал перу знаменитого художника. Специалисты не исключают, что придется провести еще ряд исследований, направленных на установление личности автора эскиза. Финальные результаты будут представлены на пресс-конференции во Флоренции, передает The Telegraph.
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41564
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
« Ответ #59 : 22 Декабря 2020, 01:20:41 »
Нельзя не продублировать в этой теме.
Одно из самых первых изображений тридцати серебренников, выплаченных Иуде за предательство Христа.
Особенно интересна внешность безбородого Иисуса, соседство с повешенным Иудой, под которым валяется мешок с рассыпавшимися монетами.
Костяная резная панель 420-430-х годов, хранящейся в Британском музее:
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

 

Поиск

 
Яндекс.Метрика