... но не смотря на полемику вокруг дискуссии обретения двуглавого орла в качестве государственного символа Руси и России очевидны следующие факты:
1) Иван III претендовал на императорский титул! Это очевидно по факту объединения обширнейших земель и княжеств вокруг Москвы!...
2) ... Иван строил действительно Империю по подобию Римской... но Восточно-Римской, т.е. - Византии! Это очевиднейший факт даже без оглядки на Софью, чье влияние и формальный факт династического брака позволял Ивану III перенять орла у Палеологов.
3) Гипотеза, выдвинутая Лихачевым, относительно того, что двуглавый орел был заимствован у СРИ, а не у Византии, якобы на том основании, что нельзя заимствовать того, чего не было у Византии - нелепа...
Прямого заимствования орла с Запада не было, - это объективно видно по иконографии русских орлов, которые почти полностью повторяют стиль орлов византийской традиции, которые мы видим в том числе и у других поздних Палеологов!
Всет то у вас Володя "очевидные факты". Давайте посмотрим.
1) Возможно Иван III и претендовал на императорский титул, а возможно и нет. От объединения северо-восточных
русских земель вокруг Москвы до Российской империи еще очень далако. А по фактам :
титул Византийского императора, который ему пытался "впарить" Андрей, также как и все "византийское
наследство" в виде "Москва - новый Константинополь" не интересовало Ивана вообще.
Принимать его от кого бы то ни было он тоже не спешил. Показателен его ответ на предложение королевской
короны от имп. СРИ : " Мы Божьей милостью государь на своей земле изначала, от первых своих прародителей,
а поставление имеем от Бога, как наши прародители, так и мы ... а поставления как прежде ни от кого не хотели,
так и теперь не хотим." Лукавит Иван, хотели- не хотели а в течение последних двухсот лет "поставления" было, и было оно из Золотой Орды. Но в 1489г. Иван III уже мог себе позволить так писать.
2) Почему Вы решили, что свое государство Иван III строил по подобию Византийской империи?
Где Иван ,и где та Византия?
Зачем ему брать за образец легендарную Византию, когда земли северо-заподной Руси уже двести лет как часть
другой, не мение , а может быть и более великой империи - Монгольской.
Это от монголов Иван III берет идею жесткой централизованной власти.
Ну и сюда же - "Москва - третий Рим".
Изначально это совсем не про империю. В своих письмах к дьяку Михаилу Мисюрю-Мунехину и Василию III
монах Филофей призывает власть уничтожить ересь и защитить Церковь. Захват Константинополя турками
по его мнению означал, что центр христианского мира переместился в Москву, и упадок русской церкви будет
означать конец света, поскольку "четвертому Риму не бывать".
Вспомнили эту слегка измененную формулу во второй половине XIX в. Историк В.С.Иконников (1869г.)
предложил радикально новую интерпритацию доктрины. Выведя ее из рамок церковной дискуссии, он истолковал
ее как рождение новой московской идеологии. Его толкование в дальнейшем окажет определяющее влияние
на восприятие Московского княжества. А далее я вновь процитирую Н.Соболеву:
" Эммблемы печати 1497г. историки XIXв. рассматривали в контексте общих тенденций , присутствовавших в
историографии и соответствовавших официальной доктрине. Это не только великодержавные идеи, возвеличение
самобытности и исконности существовавших в России государственных институтов, прежде всего самодержавия,
но и абсолютизирование исключительного влияния Византии на общественное развитие в стране, в частности
на идеологию и формы русской государственности. Отсуда версия о принятии Иваном III герба Византии.Утверждение ,будто Иван III, женившись на Софье Палеолог, заимствовал византийский герб ..."
Это именно то, что вы, Володя, и пытаитесь доказать. Но в этом, как всегда, больше идеологии чем истории.
3) Однозначного мнения, откуда "прилетел" на Российский герб двуглавый орел, не существует.
Н.П.Лихачев прав утверждая, что у Византийской империи не было герба в виде двуглавого орла. Его
нет не только на печатях, его нет и на монетах. Версия Лихачева о заимствовании этого символа у СРИ мне кажется
более приемлема. Ну а то ,что иконография первых русских орлов "почти полностью повторяет стиль византийской
традиции", так ведь ваяли их, вероятно , те "пронырливые левантийцы" ( так назвал их один ученый), которые и
сосватали Софью Ивану III.