Примечательно, что гвоздь этот в форме...
уздечки!
Как указывают церковные писатели IV — V веков Амвросий Медиоланский, Руфин Аквилейский, Сократ Схоластик, Феодорит Кирский, Созомен, вместе с Крестом Господним Еленой были обретены три гвоздя, с помощью которых был распят Иисус. Один из них утонул в море, другой Константин использовал для изготовления диадемы, а третий — для изготовления уздечки своей лошади. Вот как пишет об этом свят. Амвросий Медиоланский:Святая Елена «искала гвоздей, которыми Господь распят был и, обретя, один из них употребила в узду, а другой – в диадему: один – для красоты, а другой – для проявления своей веры и благочестия… Благоразумно поступила Елена, водрузившая крест на голове царей, чтобы кресту Христову поклонялись в царях… На голове – корона, в руках же – узда. Корона из креста, да воссияет вера, из креста также и узда, да управляет власть и будет растворена умеренностью…. [Гвоздь в узде] обуздывает неистовство императоров, удерживает своевольство тиранов, которые сделались подобны коням женонеистовым» («Слово на смерть Феодосия Великого»).
Согласно миланскому преданию, Святой Гвоздь, а именно – тот, который находился в узде, — был подарен свят. Амвросию императором Феодосием Великим, получившим его по наследству от своих предшественников-императоров. Святитель поместил его в Basilica Maior или Basilica Nova — кафедральный собор древнего Медиолана, впоследствии переименованный в базилику св. Феклы. Первое упоминание о Святом Гвозде в Милане относится к 1369 году: реликвия «с незапамятных времен» хранилась в базилике св. Феклы в реликварии в форме креста, возвышавшемся над центральным престолом.