Вот смотрю я на ранних архаичных довмонтов, сравниваю с поздними и вкрадывается мысль о нашем русском нутре.
Обожаю разговоры о русском нутре
История нумизматики даёт нам колоссальный материал для анализа как эволюции, так и деградации стиля на монетах!
Иногда какая-то композиция с годами из примитивной и грубой становится совершенной и изысканной!
Так произошло, например, с афинскими драхмами с изображением Афины и совы, прошедшие этапы развития от суровой архаики до вычурного эллинизма через совершенную классику.
Но чаще всего "долгоиграющий" тип монет просто вырождался: мастера через десятилетия просто не понимали, что хотели изобразить их предшественники, и тупо повторяли устоявшуюся композицию, наполняя её новыми смыслами.
Та произошло с псковскими Довмонтами, которые через пару десятилетий утратили связь с Дерптском прототипом, но сохранив старую композицию.
В Англии этот же тип портрета деградировал схожи образом: достаточно сравнить ранний гроут Эдуарда III и монету Генриха VI
Делать выводы о "русском нутре" на основании типичного для всей мировой истории нумизматического явления - это Русофобия!
Гараздо больше оснований говорить о порочном нутре французов в таком случае говорит история чеканки Франции
Там сотни примеров подобного вырождения стиля и в Средние века, и во времена Ренессанса! Профили людей превращались в набор геометрических фигуры, латинские буквы превращались в абстрактные знаки, а архитектурные сооружения в палочки и кружочки
Не буду вас пугать средневековыми ужасами французского вырождения, достаточно взглянуть на монеты 16-17-го века!
Французское нутро во всей красе