Цветок, высоко ценимый за свою декоративность, обладающий глубокой и разнообразной символикой. Орнаментальные и художественные мотивы на основе изображения лилий — излюбленная тема в декоративном искусстве древности (Египет, минойская культура Крита, Микены, Индия). Как и другие цветы имеет двойственное значение, символизируя такие понятия как жизнь и смерть, девственность и плодовитость, женский и мужской принципы, etc. Вернее всего, лилия первоначально ассоциировалась с плодовитостью и женскими хтоническими божествами — подательницами жизни и смерти. Позднее она, как символ плодовитости, всё более связывается с небесными мужскими божествами и солнцем. К этому кругу значений принадлежат, как правило, красные и золотистые разновидности лилий; белые же — соотносятся с девственностью (в конечном счёте, с отсутствием потомства) и смертью. Придание центральному лепестку копьевидной формы отражает связь лилии с символикой мужской силы и военной мощи. Доминирующие в настоящее время толкования лилии как символа в большинстве своём восходят к традициям иудаизма и христианства.
Древнееврейское «шушанна», «шушан»[3] в переводах библейских текстов обычно читается, как «лилия», но может обозначать и много других растений: амариллис, нарцисс, жасмин, розу, лотос, анемон, гиацинт, и др. Эмблема колена Иуды. Знак архангела Гавриила и доверия ко Господу: «Я буду росою для Израиля; он расцветет, как лилия…» Книга Пророка Осии 14:6 В храме царя Соломона «И над столбами поставил венцы, сделанные на подобие лилии» (Третья Книга Царств 7). Лилия — желание, любовь, красота. Лилия — красота, избранность, изысканность. К древней хтонической символике плодородия восходят упоминания лилии[4] как эротического символа в библейской Песне песней (2,2; 5,13): «Что лилии между тернами, то любимая моя между девицами» Песня Песней (2:1—2) «Живот твой — круглая чаша, в которой не истощается ароматное вино; чрево твое — ворох пшеницы, обставленный лилиями». там же (7:2) «Лелуйя» — стилизованная лилия, традиционный декоративный мотив в еврейском творчестве периода средневековых гетто в Голландии. Лилия в каббалистике — воскресение.
Лилия — распространённый мотив средневековой мистической литературы и искусства. Из предшествующих традиций христианство переняло в отношении этого цветка прежде всего категорию невинности, чистоты и надежды. Первоначально в христианской символике лилия использовалась в качестве атрибута святых дев. Впоследствие лилия становится устойчивым атрибутом Девы Марии: прямой стебель — её Божественный ум; поникшие листья — скромность; аромат — Божественность; белый цвет — чистоту. Ветвь лилий, начиная с эпохи Возрождения, — непременный элемент в сцене Благовещенья. Она изображается в руке у архангела Гавриила или в вазе[5], стоящей между ним и Марией[6]. Частота и устойчивость иконографии этого сюжета постепенно привели к вытеснению раннего атрибута Гавриила — масличной ветви, лилией. В качестве атрибута Иисуса Христа лилия используется при его изображении как Судии в сценах Страшного Суда. Она может изображаться вместе с мечом по сторонам от его лика (как символы невинности и вины соответственно), либо выходящей изо рта Христа как знак милосердия. Лилия и меч иногда используются как самостоятельные образы с указанным выше значением. В позднем средневековье получает распространение сцена с распятием Христа на лилии — образ, соединяющий в себе символику древа жизни и креста. «И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них». Евангелие от Матфея 6: 28-29 Слова Нагорной проповеди представляют лилии символом безоговорочного доверия к Богу, что сделало этот цветок атрибутом многих святых