Геральдика и английские средневековые монеты
14.10.2003 // М.В. Муха
Ближайшая связь нумизматических памятников с геральдикой прослеживается в то время, когда на монете начинают чеканить герб, уже утвердившийся за ее владельцем. Цель данного сообщения показать возникновение и развитие королевского герба на английских средневековых монетах.
Королевский герб на английских монетах впервые появился в 1344 г., когда король Англии Эдуард III приступил к регулярной чеканке золотых монет. В изображениях и надписях на золотых монетах нашли отражение претензии Эдуарда III на французскую корону.
На редчайшей золотой монете - нобле из Эрмитажа, - отчеканенной Эдуардом III в 1344 г., изображен корабль, на котором стоит король с мечом и четырехчастным гербовым щитом в руках. Всматриваясь в гербовый щит, можно увидеть англо-французский герб Эдуарда III - геральдические лилии дома Франции и леопардов - Англии.
Ряд английских нумизматов - Дж. Норс, П. Сиби - считают, что нобли были выпущены в назидание французам, побежденным в морской битве при Слейсе 22 июля 1340 г. Однако после битвы прошло целых четыре года, прежде чем Эдуард III начеканил нобли. «Четыре вещи наш нобль показывает мне: могущество на море и короля с мечом на корабле». Так описал в стихах нобль Эдуарда III неизвестный английский поэт XV в. Нобль с его романтическим рисунком - король на корабле, - возможно, был символом утверждавшегося на море военного и торгового могущества Англии.
В 1360 г. в Бретиньи был заключен мирный договор между Англией и Францией. По этому договору Эдуард III отказался от своих притязаний на корону Франции и от Нормандии. С другой стороны, его герцогство Аквитания было ему возвращено. Но герб свой Эдуард III не изменил. Это прослеживается и на ноблях. Как отмечает американский историк Дж. Сполдинг, с 1360 г. нобли выпускались в Англии и в Кале с титулом герцога Аквитанского, но со старым гербом. Главная цель Эдуардом III была достигнута, его герб был англо-французским, и его уже не заботил тот факт, что герб перестал согласовываться с его титулом.
В 1376 г. король Франции Карл V изменил свой герб. В нем теперь вместо многих лилий было изображено только три. Английский король Генрих IV не придал значения тому факту, что изменение в его геральдику внес его соперник в борьбе за французскую корону - Карл V. Около 1400 г. в гербе Генриха IV также остались только три лилии. А в 1411 г. английский король приказал монетчикам Лондона начать чеканить нобли с новым гербом. Для Генриха IV золотые монеты были средством формирования общественного мнения. С их помощью он оперативно извещал, что он - король Англии и Франции.
Английский королевский герб оставался неизменным на монетах с 1411 г. до правления Марии Тюдор (1553-1558). Монеты для Марии Тюдор часто были орудием пропаганды ее взглядов. На ряде монет Марии прослеживаются детали, свидетельствующие о происпанской ориентации королевы.
Габсбурги были кровно заинтересованы во включении Англии в орбиту своей внешней политики, поэтому восшествие на престол Марии Тюдор было столь желанным для императора Карла V: у него возник план связать брачными узами Марию Тюдор и принца Испанского Филиппа, посадив его на английский трон. И вот, на гроутах и пенни вместо креста, свисающего с ожерелья набожной Марии, начинает изображаться крупная овальная жемчужина, подаренная английской королеве ее женихом принцем Испанским Филиппом.
О происпанской ориентации Марии Тюдор свидетельствует также выпуск шиллингов совершенно новой для Англии иконографии. По своей композиции - парный портрет - монеты напоминают золотые экселенты, чеканенные испанскими правителями Фердинандом и Изабеллой в 1497 г. Эти шиллинги выпускались с 1554 по 1557 г.
В Эрмитаже хранятся семь таких монет, считающихся редкими. На их лицевой стороне помещены погрудные профильные изображения Марии и Филиппа. На оборотной - гербовый щит, в котором совмещены гербы Марии и Филиппа.
Об этом новом в английской иконографии типе монет не известно ни из прокламации, ни из какого-либо иного официального документа (имеются в виду соглашения с монетным двором, счета и пр.). Поэтому приходится основываться только на данных, содержащихся на самих монетах, сопоставляя их с историческими сведениями.
Обращает на себя внимание тот факт, что шиллинги с портретами Марии и Филиппа не имеют той специфической информации, которая непременна для всех английских монет. Это знаки монетных дворов. Если на прочих монетах времени правления Марии Тюдор выбиты знаки монетных дворов, то на шиллингах они отсутствуют.
Учитывая, что никаких документов о выпуске столь важной для Марии Тюдор монеты не сохранилось, следует поставить вопрос об их чеканке вне Англии. Пока что это можно подтвердить лишь косвенно.
Во-первых, данные дневника лондонского купца Мэтчина о том, что «принц Испанский привез с собой в Англию две повозки с золотыми и серебряными монетами». Во-вторых, портреты, помещенные на шиллингах, удивительно напоминают изображения Марии и Филиппа на медалях известного итальянского золотых дел мастера, гравера и медальера Джакопо Ниццола да Треццо. Английский ученый Э. Фэаркьюхер склонна даже считать его автором портретов Марии и Филиппа на шиллингах.
Поскольку нет никаких данных о том, что Треццо когда-либо посещал Англию, а Э. Фэаркьюхер считает, что медали были выбиты в Мадриде, можно предположить, что и рассматриваемые шиллинги также могли чеканиться вне Англии.
https://sovet.geraldika.ru/article/4848