Автор Тема: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ  (Прочитано 11754 раз)

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41564
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
« Ответ #60 : 22 Декабря 2020, 01:25:47 »
Одна из крупнейших частных коллекций русских икон принадлежит Григорию Лепсу, которую он собирает уже почти четверть века.
Оценочная стоимость собрания - несколько десятков миллионов долларов :be:
В 2018 году в Государственном Историческом Музее прошла выставка икон из коллекции певца "Предивное художество".
https://shm.ru/shows/11863/
Заслуженный артист Российской Федерации, музыкант и продюсер Григорий Лепс представляет уникальную коллекцию икон, которыми пополнялось его собрание в течение 20 лет.

На выставке продемонстрированы редкие памятники иконописи XVI — начала XX вв. До сих пор эта коллекция была неизвестна широкой публике и никогда не экспонировалась. С выходом в 2012 г. фундаментального каталога собрания икон Григория Лепса эта часть его коллекции была по достоинству оценена специалистами и вошла в постоянный научный оборот. Данная выставка призвана впервые познакомить зрителя с большим и ценным собранием, продолжающим традиции частного собирательства в России.

Историко–художественная ценность собрания заключается прежде всего в высочайшем качестве собранных памятников. Для Григория Викторовича приоритетным в коллекционировании являются хорошая сохранность авторского слоя живописи и высокое мастерство исполнения. Уникальными в экспозиции станут подлинные шедевры миниатюрного письма.

Для характеристики собранных Григорием Лепсом памятников иконописи подходят слова Н. С. Лескова: "Предивное художество" — определение, которое писатель дал иконописной святыне в рассказе "Запечатленный ангел". В произведении упомянуто имя московского мастера Николая Михайловича Силачева, две редкие работы этого иконописца можно увидеть на выставке.

Следует подчеркнуть, что в своей деятельности собиратель отдает предпочтение памятникам подписным, датированным и редкой иконографии. Все без исключения иконы, вошедшие в данное собрание, являются памятниками музейного значения.

Еще одним несомненным достоинством представляемой коллекции является ее высокая репрезентативность. Экспозиция познакомит посетителя с иконами мастеров Оружейной палаты и работавших в ее традициях иконописцев XVIII в., с произведениями старообрядческих мастеров Поморья, Москвы, Романово–Борисоглебска, Поволжья, Прибалтики, с работами иконописцев Мстеры и Палеха, а также знаменитых выходцев из этих иконописных сел, работавших в столицах по высочайшим заказам, — М. И. Дикарева, И. С. Чирикова, В. П. Гурьянова.

Посетителей выставки ждут настоящие открытия! Несколько произведений в коллекции представлено творчеством ранее неизвестных мастеров XIX — начала XX в., таких как З. Ф. Бронин, И. Д. Краузов, Я. А. Богатенко, А. Д. Бороздин и др.

На выставке в соответствии с историко–стилистическим принципом сформированы следующие разделы:

I. Наследие средневековых мастеров. Включает памятники XVI–XVII вв. и показывает истоки тех двух стилистических направлений, которые после церковной реформы середины XVII в. на протяжении XVIII–XIX вв. развивались уже самостоятельно, практически не пересекаясь.

II. В новой стилистике. Среди произведений религиозной живописи XVIII — начала XX в., господствовавшей в официальном церковном искусстве того времени, коллекционер, следуя своим вкусам, выбрал те, которые не относятся к академическому направлению, но обнаруживают связь с традиционной иконой и живоподобным письмом мастеров Оружейной палаты.

III. По канонам древнего благочестия. В этот раздел входят работы старообрядческих мастеров XVIII–XIX вв., созданные с соблюдением эстетических, иконографических и технологических традиций иконописания Древней Руси.

IV. Иконописные центры и мастерские. Признанные иконописные центры и мастерские XIX в. (Романово–Борисоглебск, Мстера, Палех) хотя и работали на широкий рынок, старались сохранять древние основы своего искусства. Именно к их опыту обратился и высочайше утвержденный в 1901 г. Комитет попечительства о русской иконописи, который был создан для возрождения традиционного иконописания, отвечающего требованиям художественности.

Новизной отличается визуальный ряд, почти целиком состоящий из впервые экспонируемых памятников. На выставке было представлено около 200 икон.
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41564
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
« Ответ #61 : 22 Декабря 2020, 01:27:57 »
Подробный фотоотчет о выставке в двух частях:
https://vladimirdar.livejournal.com/169750.html
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41564
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
« Ответ #62 : 22 Декабря 2020, 17:09:54 »
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41564
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
« Ответ #63 : 16 Марта 2021, 22:34:39 »
Фрагмент мозаики с фасада древней базилики святого Петра в Риме, выполненной в начале XIII века по распоряжении папы римского Григория IX.
Это один из немногих осколков архитектурного убранства легендарной старой базилики, в которой проходили папские коронации вплоть до XVI века, пока на ее месте не был построен Собор Святого Петра - главный собор Католической церкви.
Сегодня мозаика экспонируется в Москве в собрании ГМИИ им.Пушкина, а  в XVII-XIX веках образ Богоматери хранился в блестящем собрании маркизов Джустиани.
« Последнее редактирование: 15 Октября 2021, 18:46:32 от Sterling »
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41564
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
« Ответ #64 : 17 Марта 2021, 01:07:32 »
Изображение Римской Церкви того же времени со стен Базилики хранится Музее Барракко в Риме:
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41564
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
« Ответ #65 : 30 Марта 2021, 01:58:22 »
Советская версия Георгия Победоносца.
Ветеран Испании и Китая Герой Советского Союза командир 303-й Смоленской Краснознамённой ордена Суворова II степени истребительной авиационной дивизии генерал-майор авиации Захаров на своём истребители Як-3. 3-й Белорусский фронт, 29 марта 1945 года.
На фюзеляже  истребителя "Георгий" в советской форме - в фуражке, брюках галифе и сапогах - пронзает змею с головой Геббельса. Так сказать осовременили сюжет.
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41564
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
« Ответ #66 : 30 Марта 2021, 02:32:18 »
На днях трагически погиб Александр Липницкий - музыкант и коллекционер икон.
Здесь интервью Александра о торговле антиквариатом и коллекционировании:
http://www.theartnewspaper.ru/posts/5271/
А здесь - серия интервью о иконах и коллекции: https://www.youtube.com/watch?v=TMgSFp-vOU8
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41564
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
« Ответ #67 : 02 Апреля 2021, 01:48:00 »
Первые русские святые - князья Борис и Глеб.
Одна из самых ранних икон с изображением святых братьев - древнерусская икона из Савво-Вишерского монастыря, написанная на рубеже XIII и XIV веков в Великом Новгороде.
Сегодня находится в собрании "Киевской картинной галереи", которая до недавнего времени называлась "Киевский музей русского искусства", но была переименована новыми властями...
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41564
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
« Ответ #68 : 15 Октября 2021, 17:26:50 »
Матка Боска Честоховска, а по-русски: Ченстоховская икона Божией Матери - самая почитаемая икона Польши.
Написана икона была, скорее всего в XIII веке, но несколько раз полностью переписывалась. Сильно пострадала во время гуситских войн, когда на щеке Богоматери появились удары от сабли. При переписывании образа на икону добавили анжуйские лилии Богоматери и книгу вложили в руки Христа.
Но прославилась эта икона в 1655 году, когда Ясную Гору осадили шведы, захватившие к тому моменту почти всю Польшу. Героическая оборона монастыря, которая, несмотря на большое превосходство врагов в численности, заставила шведов снять осаду, и спасение святыни вызвали большой патриотический подъём в стране, который привёл к изгнанию шведов из Польши.
Король Ян Казимир провозгласил 1 апреля 1656 года во Львове Божию Матерь Ченстоховскую королевой и покровительницей Польши и короновал образ. Оклад с короной несколько раз крали и заменяли новым.
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41564
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
« Ответ #69 : 16 Мая 2022, 22:34:48 »
Христос Пантократор из Синайского монастыря — энкаустическая икона середины VI века с изображением Иисуса Христа в иконографии Пантократора. Является древнейшим из известных иконописных изображений Христа.
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41564
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
« Ответ #70 : 16 Мая 2022, 22:47:06 »
Икона была создана в Константинополе в середине VI века и направлена императором Юстинианом в дар Синайскому монастырю, для которого он в это время возводил базилику и укреплённые стены. Икона была обнаружена в монастыре в XIX веке.
Было установлено, что предположительно в XIII веке икона подновлялась (прорисовывалась) темперной живописью. Оригинальная восковая поверхность была очищена при реставрации иконы в 1962 году.

Физиогномические черты, которые иконописец придал Иисусу, стали устойчивыми в его иконографии. В образе, более реалистичном и индивидуальном, чем поздневизантийская иконопись, «преобладают мотивы созерцания, покоя, умиротворения, необходимые для иконного образа с его молитвенной сосредоточенностью и строгостью».
При этом образ Христа отличается триумфальностью, которая подчёркивается как традиционным пурпуром его одежд (хитон выполнен в пурпуре «цвета ночи», а клав на нём из традиционного кровавого пурпура), драгоценным окладом Евангелия в его руке, а также вогнутой экседрой за его спиной, являющейся традиционной ассоциацией с императорским культом.

В иконе заметно влияние античных художественных приёмов, в частности римской и фаюмской традиций. Характерной чертой фаюмской портретной школы является и заметная асимметрия между левой и правой сторонами лица Иисуса. Правая часть, полная света и сияния, отличается ровной дугой брови и естественным широко раскрытым глазом; левая сторона, наоборот, выполнена темнее, бровь приподнята и изогнута, глаз имеет экспрессивный рисунок и выглядит напряженно вглядывающимся. Впоследствии эта двойственность толковалась в контексте церковных и общественных дискуссий того времени, проблематики двойственной богочеловеческой природы Иисуса Христа. Такое асимметричное изображение лика Христа в дальнейшем стало отличительной особенностью иконографии Пантократора в куполах византийских храмов.
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41564
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
« Ответ #71 : 19 Сентября 2022, 18:43:37 »
Соборная церковь Святого Петра в Вестминстере, известная в простонародье как Вестминстерское аббатство, один из самых главных и известных храмов Британии! После коронации Вильгельма Завоевателя в 1066 году все коронации английских и британских монархов (за исключением Эдуарда V и Эдуарда VIII) происходили в Вестминстерском аббатстве. Также это традиционное место захоронения и свадеб английских и британских монархов.
В 1994 году русский иконописец Сергей Фёдоров начал писать две иконы для Вестминстерского аббатства, которые были установленные на колоннах и сегодня стали неотъемлемой частью оформления интерьера: Спасителя и Богоматери с Младенцем.
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41564
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
« Ответ #72 : 22 Октября 2022, 00:25:30 »
Николай Задорожный о Михаиле Абрамова.
https://youtu.be/KRfD8ZYyzhM
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41564
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
« Ответ #73 : 02 Февраля 2023, 16:34:08 »
Иисус и Мария, персидская миниатюра, 1550-1600 годы.
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41564
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
« Ответ #74 : 30 Марта 2023, 01:07:42 »
Уникальная русская каменная икона XV века. Богоматерь Смоленская, вырезанная под руководством "министра строительства" великого князя Ивана III - Василия Дмитриевичеа Ермолина для первой каменной трапезной Троице-Сергиевой лавры.
https://youtu.be/jrEVtzH4Hyo
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

 

Поиск

 
Яндекс.Метрика