Давно хотел выложить ряд постов посвященных технологии чеканки латиноамериканских монет. А так как латиноамериканская нумизматика интересна мне с правления Карла III и монет bust-dollar, то и технологию решил освещать начиная с этого периода. Но подобранная информация и иллюстрации внезапно выдвинули на первый план не сколько технологию чеканки сколько экономико-политически-культурологические аспекты. Но возможно и интереснее стало.
В 1772 г. закончилась история Pillar-dollar - Карл III распорядился заменить этот тип новым, особенностью которого было наличие на монете портрета короля. Монеты 8 реалов, отчеканенные в Америке гигантскими тиражами и получившие широчайшее распространение, выполняли огромную представительскую функцию. Выставление на первый план личности короля, должно было свидетельствовать о железной воле и нерушимой мощи испанской монархии и было направлено и на подтверждение господства Мадрида над колониальным обществом и сдерживание роста креольской элиты.
В тоже время изменили не только дизайн монет, снизили и пробу- для серебра с 916 до 903, а для золота с 916 до 901. Причем снижение пробы происходило в условиях секретности. Таким образом демонстрация могущества сопровождалась явными, хотя и тщательно скрываемыми, экономическими проблемами. «Колосс» испанской империи снова оказался на «глиняных ногах».
Королевский указ от 29 мая 1772 года определил новый тип монет во всех номиналах.
В статье II указа было установлено, что «вся национальная золотая монета, которая изготовлена, как в королевстве так и в Америке, несет на лицевой стороне мой Королевский бюст, одетый в доспехи и королевскую мантию». Серебряные монеты отчеканенные в испанской Америке согласно статье III, «имеет на лицевой стороне мой Королевский бюст, одетый в хламиду и в лавровом венке», в то время как на монетах в самой Испании «мой Королевский бюст в королевской мантии». Профиль на монете колониального чекана явно имел за образец профиль римских императоров времен Империи.
Хотя королевское указ вышел в 1772 году, новый тип монеты с бюстом короля начал разрабатываться по меньше мере на два года раньше. Об этом свидетельствуют два образца профиля Карла III для серебряных монет, изготовленные в 1770 г. из красного воска, чей автор Thomas Francisco Prieto (1716-1782), был на тот момент «главным гравером королевской особы на монетных дворах и директором Королевской академии св.Фернандо» (профили хранятся в Museo de la Casa de la Moneda в Мадриде). Кроме того в Museo de la Casa de la Moneda хранится и совершенно уникальная «презентация» образцов золотых, серебряных и медных монет метрополии и колоний, которые были представлены Карлу III для «согласования и утверждения». «Презентация» имеет рукописную надпись «Thomas Prieto Mad 1770».
«Презентация» представляет собой деревянную раму 45х33,2 см, где на зеленом бархате закреплены:
- вверху образцы золотых монеты в 8,4,2,1 и ½ эскудо и образец гурта для них
- в центре образцы серебряных монеты в 8,4,2,1 и ½ реала чекана метрополии и колоний с соответствующими двумя образцами гурта
- внизу образцы медных монет в 8,4,2 и 1 мараведи, которые должны будут чеканиться на мондворе Сеговии