Панофский Э. Готическая архитектура и схоластика // Перспектива как символическая форма. Готическая архитектура и схоластика (СПб.: Азбука-классика, 2004)
Вообще Панофский больше занимался ренессансным искусством и отчасти теорией искусствознания, а о готике он начал писать после Второй мировой войны. В это время было поветрие в науке заниматься этой самой готикой: за 10 лет вышло 10 великих книг.
Это классическая, но спорная, часто критикуемая серия лекций Панофского, где он пытается найти некий умственный настрой – mental habit, – который лежит в основе одновременно и готического искусства, и схоластики, потому что эти два явления в духовной истории Средневековья совпали и во времени (XII-XIII века), и в пространстве.
Спорность в том, что Панофский пытается «прочесть» собор как схоластическую сумму. Он говорит, что и там, и там всё упорядочено, всё чётко раскладывается: тезис, антитезис, синтез. Давайте посмотрим на архитектурные формы: вот арки, они идут одна за другой, складываются в некую схему: первый этаж, второй, третий. Вот окно поменьше, вот еще меньше, всё соотносимо, во всем есть логика числа, пропорций.
Он прав, что хорошая архитектура всегда упорядочена, но проблема в том, что схоластические суммы создавали одни люди, а соборы – другие, и не было никаких министерств культуры и архитектуры. Он старается уйти от этой трудности: мы можем представить себе, что схоласты бывали в соборе и как-то вдохновлялись. Но мы с вами тоже бываем в магазине, но почему-то торгуем не все. Такие параллели в науке далеко не всегда крепко стоят на ногах. Но Панофский был очень яркий человек, эрудированный до невозможности: читал по латыни так же, как и по-немецки и по-английски. Обаяние его творчества, конечно, поразительно.