Автор Тема: ОТДЕЛ НУМИЗМАТИКИ ЭРМИТАЖА  (Прочитано 65020 раз)

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41570
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
ОТДЕЛ НУМИЗМАТИКИ ЭРМИТАЖА
« : 10 Июня 2016, 22:04:23 »
Друзья, это просто потрясающая новость международного масштаба!
Лично я ждал ее 15 лет, старшие товарищи-нумизматы, - так все 30!
И вот, две постоянные экспозиции Отдела нумизматики одного из крупнейших собраний Мира открыты! :bi:
---
22 апреля 2016 года в Государственном Эрмитаже торжественно открылись постоянные экспозиции Отдела нумизматики – «Деньги в истории мировой культуры» и «Медальерное искусство России 18 - начала 20 веков», на которых представлено более шести тысяч экспонатов.
«Открытие постоянных экспозиций - громадная победа и достижение Отдела нумизматики, который напомнил нам, что это  старейший отдел, что музейный отдел начинается с нумизматики, что все славные имена Эрмитажа в значительной степени имена нумизматов и хранителей нумизматических коллекций» - отметил Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский.
Экспозиция «Деньги в истории мировой культуры» знакомит с общей картиной развития денежного обращения - от примитивных денег до современной европейской валюты и пластиковых банковских карт. Встречающиеся на монетах изображения и надписи, имена и даты, отражают целый круг идей и понятий, что делает их благодарным материалом для разностороннего изучения экономической и политической истории различных народов, материальной и духовной культуры древности.

Коллекция русских медалей, хранящаяся в Эрмитаже, насчитывает более пятнадцати тысяч экземпляров. Основа постоянной экспозиции «Медальерное искусство России XVIII - начала XX веков» - исключительная по полноте подборка медалей на события русской истории - разнообразные награды, памятные знаки позволяют проследить этапы развития отечественного медальерного искусства, зарождение которого было связано с денежной реформой Петра I в начале XVIII века.
https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/news/news-item/news/2016/news_127/?lng=ru
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41570
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ОТДЕЛ НУМИЗМАТИКИ ЭРМИТАЖА
« Ответ #1 : 10 Июня 2016, 22:05:55 »
«ДЕНЬГИ В ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ» И «МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО РОССИИ XVIII – НАЧАЛА XX ВЕКОВ»

Галерея Отдела нумизматики
Третий этаж Зимнего дворца

22 апреля 2016 года на третьем этаже Зимнего дворца открываются постоянные экспозиции Отдела нумизматики Государственного Эрмитажа, на которых представлено более шести тысяч экспонатов.
Государственный Эрмитаж обладает нумизматическим собранием, которое по качеству подбора и количеству вещей сопоставимо с аналогичными собраниями крупнейших музеев мира, а в ряде разделов лучшее в мире.
Зародившееся в царствование Екатерины Великой одновременно с картинной галереей и собранием антиков нумизматическое собрание Эрмитажа формировалось на протяжении двух с половиной столетий трудами многих поколений хранителей и ценителей нумизматики. В настоящее время собрание насчитывает почти 1 150 000 музейных предметов и включает следующие основные коллекции: нумизматические памятники Востока, стран Азии и Африки (около 230 000); античности (около 126 000); стран Европы и Америки (около 385 000); России (около 280 000); памятники медальерного искусства, фалеристики и сфрагистики (около 125 000).

Деньги в истории мировой культуры

На экспозиции представлена общая картина развития мирового денежного обращения с древних времен до нашего времени – от примитивных денег до современной европейской валюты и пластиковых карточек.
Деньги как универсальное средство торгового обмена появились задолго до возникновения ранних государств, пройдя в своем развитии несколько исторических этапов. Первоначально из множества разнообразных товаров выделилась особая категория, выполняющая роль посредников в процессах торгового обмена. Самыми распространенными домонетными формами денег в разных регионах мира были раковины моллюсков каури, украшения, меха, кусочки ткани, шиферные пряслица, чай, соль. С появлением металла и началом эпохи металлообработки в роли денег все чаще выступают оружие, домашняя утварь из золота, серебра и бронзы. Переход от примитивных денег к монетам, изготовленным из различных металлов, происходит почти одновременно в нескольких центрах древнейших цивилизаций на Востоке и в Средиземноморье. Так, в Китае на рубеже второго и первого тысячелетий до н.э. появились монеты-лопаты и монеты-ножи, повторявшие формы орудий труда. Переходной ступенью от товаро-денег были слитки металлов.
Первые монеты круглой формы, литые или чеканные, появились в Восточном Средиземноморье в Лидии, на о. Эгина (Греция), в Китае.
Монеты представляют собой наиболее совершенную форму денег – удобную и компактную. Монета – это слиток металла определенного веса и качества, чаще всего в форме кружка. Само слово латинского происхождения. «Moneta» в переводе с латыни означает «предостерегающая» или «советница». Такой титул имела римская богиня Юнона – супруга Юпитера; считалось, что она неоднократно предупреждала римлян о землетрясениях, нападениях врагов. При храме Юноны находился монетный двор. Вероятно, именно тогда и появилось слово «монета» в его современном значении. Оттиск штемпеля на монете, представлявший, в сущности, печать государства или правителя, должен был гарантировать ее доброкачественность и полновесность.
Отражение целого круга идей и понятий в изображениях и надписях, имена и даты, встречающиеся на монетах – все это делает их очень благодарным материалом для разностороннего изучения экономической и политической истории народов, материальной и духовной культуры древности. Со времени своего возникновения монеты были не только памятниками экономики, но и искусства. Являясь произведениями мелкой пластики, они отражают развитие художественных стилей. Монета представляет интерес и как памятник истории техники.
В основе построения новой экспозиции лежит два основных принципа – хронологический и географический.
Открывают экспозицию нумизматические памятники Древней Греции и Китая.
Коллекция китайских нумизматических памятников, насчитывающая более 17 тысяч экземпляров, хронологически охватывает период с древнейших времен до настоящего времени и позволяет проследить основные моменты развития денежного обращения.
Коллекция древнегреческих монет в Эрмитаже, одна из крупнейших в мире (около 59 тысяч предметов) представляет практически весь разнообразный спектр монетных типов, чеканенных на территории Древней Греции, с периода возникновения монеты в VII в. до н.э. до V в. н.э.
Свыше 46 тысяч экземпляров в коллекции древнеримских монет. Она складывалась и росла вместе со всем нумизматическим собранием музея. Нумизматику часто называют «магическим зеркалом», а монеты – «металлической летописью» и самым действенным средством массовой информации в древности. Впервые эти свойства монет наиболее ярко проявились в императорском Риме. По ним можно проследить многие процессы, происходившие в политической, культурной и религиозной жизни римлян. Представленные на выставке памятники демонстрируют высокое мастерство древних римских резчиков монетных штемпелей.
На примере денежных единиц стран Европы и Америки, коллекция которых является наиболее многочисленной в Отделе нумизматики (более 350 000 единиц хранения) можно проследить развитие монетного дела, прошедшего несколько этапов: V–VIII века – период варварской чеканки, когда за основу были взяты традиции монетного дела поздней Римской империи; VIII–X века – период каролингского денария; X – середина XIII века – период феодального денария; середина XIII – начало XVI века – период гроша и флорина; XVI–XIX века – период талера.
Эрмитаж располагает одним из крупнейших и лучших в мире собраний восточных доисламских и исламских монет, а также монет Индии, насчитывающим в общей сложности более 180 000 экземпляров.
Один из значительных разделов экспозиции посвящен монетам России. Его открывают самые первые монеты Древней Руси – златники и сребреники Владимира Святославича (980–1015), Святополка Окаянного (1015–1019), монеты Ярослава Мудрого (1019–1054), поражающие совершенством композиции и качеством исполнения в сравнении с лучшими образцами византийской и европейской монетной чеканки того времени. Монетная чеканка Древней Руси была непродолжительной и угасла где-то в первой четверти XI века.
Памятниками, так называемого, безмонетного периода в истории Древней Руси XII–XIV веков являются платежные слитки. Существует несколько типов серебряных слитков, получивших название по местам первых находок и районам распространения: киевские, черниговские, новгородские, литовские и поволжские. В письменных источниках все разновидности платежных слитков – независимо от формы и веса – называются гривнами серебра. Во второй половине XIII века за новгородскими слитками закрепилось новое название рубль (от глагола рубить), ставшее впоследствии названием основной денежной единицы России.
В Эрмитаже хранится богатое по разнообразию и качеству подбора собрание серебряных и медных монет конца XIV – начала XVI века, чеканенных в заимствованной на Востоке технике проволочной чеканки.
Используя для денежного обращения только серебряную и медную монету – денги и пулы, – московские князья со второй половины XV века эпизодически чеканили золотые монеты, которые предназначались главным образом для репрезентативных целей: дипломатических подарков, пожалований за ратную службу, придворных церемоний.
Особый интерес представляют памятники неудачной денежной реформы царя Алексея Михайловича (1645-1676), и успешной реформы Петра I, давшей России совершенную по тем временам денежную систему. Познакомиться с историей денежного обращения в России второй половины XVIII – начала ХХ века в настоящее время можно на экспозиции «Министерство финансов Российской империи» в Главном штабе. Именно там представлена самая редкая российская монета ‒ «Константиновский рубль».
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41570
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ОТДЕЛ НУМИЗМАТИКИ ЭРМИТАЖА
« Ответ #2 : 10 Июня 2016, 22:10:01 »
Медальерное искусство России XVIII ‒ начала ХХ веков

Экспозиция знакомит с памятниками, охватывающими период c XVIII – до начала XX века. Разнообразные медали, награды, памятные знаки позволяют проследить этапы развития отечественного медальерного искусства, зарождение которого в России было связано с денежной реформой Петра I в начале XVIII века.
Коллекция русских медалей, хранящаяся в Эрмитаже, насчитывает более пятнадцати тысяч экземпляров. Ее основа ‒ исключительная по полноте подборка медалей на события русской истории XVIII – начала ХХ веков. Помимо отечественных медалей в составе собрания много памятников с русской тематикой, исполненных за рубежом. Столь же насыщено «россикой» и собрание медалей в честь русских государственных деятелей и частных лиц.
Появлению отечественной медали способствовала активизация дипломатических и культурных контактов России и стран Запада на рубеже XVII – XVIII веков. В этом отношении важнейшую роль имело первое Великое посольство 1697‒1698 годов, в составе которого по Европе совершил путешествие молодой царь Петр Алексеевич. Он ознакомился с особенностями монетного дела европейских стран, образцами малоизвестного в России медальерного искусства. В Голландии амстердамский медальер Ян Боскам изготовил штемпели и отчеканил несколько медалей в память взятия Азова русскими войсками в 1696 году. После этого заграничного путешествия Петр занялся подготовкой монетной реформы. В 1701 году приступил к работе Кадашевский монетный двор, чеканивший серебряную монету, там же были отчеканены и первые наградные, и памятные медали, посвященные победам русской армии и флота в Северной войне.
Нехватка в России искусных резчиков заставляла приглашать на службу иностранных медальеров. В начале ХVIII века в Москве наряду с резчиками Оружейной палаты и денежных дворов, среди которых особенно выделяется творчество Федора Алексеева (Подоруя), работали француз Соломон Гуэн и саксонец Готфрид Хаупт, создавшие основные типы портретов Петра I на монетах и медалях первого десятилетия XVIII века. Талантливым и необыкновенно трудоспособным резчиком являлся работавший в Москве до 1740-х годов Осип Калашников. Художественные традиции, зародившиеся на монетных дворах Москвы, были творчески развиты медальерами и резчиками, трудившимися в Санкт-Петербурге, где в 1724 году был открыт монетный передел. Там трудились приглашенные иностранные мастера – медальер из Дании Антон Шульц и уроженец Чехии Готфрид Рейбиш, голландские резчики Иоганн и Вилим Купии и их русские ученики Федор Медынцев, Иван Захаров и Лукьян Дмитриев. Первой медалью, исполненной на Санкт-Петербургском монетном дворе, стала памятная медаль на кончину его основателя ‒ императора Петра I.
После вступления на престол Петра II столичный монетный двор был закрыт, и все производство почти на десятилетие было переведено в Москву.
Вновь заработал монетный двор в Петропавловской крепости в 1738 году, где во второй половине XVIII века сложилась школа практического обучения русских резчиков монетных и медальных штемпелей, созданию которой всемерно способствовал теоретик и практик горного и монетного дела, начальник монетного двора И. Шлаттер.
Своего расцвета медальерное искусство в России достигает в правление Екатерины II.
Во второй половине XVIII века Санкт-Петербургский монетный двор становится ведущим монетным двором России не только по объему чеканки, но и по высокому художественному уровню выпускавшейся продукции. Здесь трудились талантливые иностранные и русские медальеры.
Выдающейся фигурой на рубеже XVIII‒XIX веков, внесшей большой вклад в развитие русского медальерного искусства, стал приехавший из Германии К.А. Леберехт. Он заложил основы нового направления в русском медальерном искусстве – классицизма. В 1799 году высочайшим указом К.А. Леберехт был назначен главным медальером Монетного Департамента, а с 1800 года возглавил созданный по его инициативе Медальерный класс Императорской Академии Художеств, где получили профессиональную подготовку талантливые русские медальеры первой половины XIX века.
Новый расцвет русского медальерного искусства совпал с началом эпохи промышленной революции в России. В 1805 году в Петропавловской крепости по проекту архитектора А. Порта было построено новое здание для монетного двора. К этому времени относится учреждение Медальерной палаты как его особого творческого подразделения.
Медальеры второй половины XIX столетия отражали в своих произведениях развитие техники, промышленности и транспорта. Работы этого времени отличаются разнообразными техническими изысками. В 1893 году главным медальером Санкт-Петербургского монетного двора, стал А.Ф. Васютинский ‒ одаренный скульптор и медальер, прошедший стажировку в Париже, где в это время зародился и получил широкое распространение стиль модерн. В течение своей деятельности на Санкт-Петербургском – Петроградском ‒ Ленинградском монетном дворе им было исполнено более 150 наиболее значимых работ.


Дополнением экспозиции являются предметы декоративно-прикладного искусства – шкатулки, чаши, стопы, в украшении которых обрели свою «вторую жизнь» монеты и медали, произведения западноевропейской живописи, связанные с тематикой выставки.

Отдельного внимания заслуживают витрины, из них 32 витрины – исторические и относятся ко времени открытия Минцкабинета в Новом Эрмитаже. Специально для новой экспозиции они были отреставрированы, модернизированы и переоборудованы согласно новейшим достижениям в области хранения экспонатов подобного плана.
Аннотации к разделам выставки, снабженные географическими картами, а также тексты, предваряющие этикетаж к каждой витрине, помогут ориентироваться  в развитии монетных систем отдельных регионов.

Экспозиция подготовлена Отделом нумизматики Государственного Эрмитажа. Заведующий – Виталий Александрович Калинин.
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41570
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ОТДЕЛ НУМИЗМАТИКИ ЭРМИТАЖА
« Ответ #3 : 10 Июня 2016, 22:11:29 »
Отдел нумизматики:
https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/research/restoration/numismatic_department/?lng=ru
Отдел состоит из двух секторов: сектор монет Античного мира и стран Азии и Африки; сектор нумизматических памятников стран Европы и Америки.
Фонды отдела насчитывают около 1 150 000 экспонатов.
В отделе работают около тридцати сотрудников, в том числе один доктор наук.
Заведующий – Виталий Александрович Калинин.

Нумизматическое собрание Эрмитажа зародилось при Екатерине II одновременно с картинной галереей и собранием древностей. Первоначально оно складывалось из случайных поступлений, но вскоре начало пополняться целыми коллекциями, которые Екатерина II покупала как в России, так и за границей. В 1787 году архитектор Ю.М. Фельтен построил новое здание, примыкавшее к Малому Эрмитажу и позднее названное Старым Эрмитажем. С освоением нового музейного здания ранее разрозненные коллекции и отдельные предметы, имевшие хоть какое-то отношение к нумизматике, оказались сосредоточенными в помещениях второго этажа Старого Эрмитажа, рядом с императорской библиотекой. При библиотеке Минцкабинет и числился почти столетие, в соответствии с европейскими традициями ХVII–ХVIII веков.
В конце XVIII века Минцкабинет Эрмитажа как придворное нумизматическое собрание получает преимущественное право на пополнение монетами и медалями из частных коллекций, монетных находок и проводившихся на территории России археологических раскопок.
В первой четверти ХIХ века на приобретение монет и медалей для пополнения Минцкабинета Придворное ведомство выделяет крупные ассигнования. Вещевые и монетные клады, ранее передававшиеся Министерством народного просвещения в Академию наук, с этого времени препровождаются в Эрмитаж. Примерно в те же годы Минцкабинет Кунсткамеры окончательно утратил значение главного национального хранилища древностей, уступив пальму первенства эрмитажному. Около 1805 года монетное собрание из парадных залов второго этажа было перемещено в более изолированные комнаты третьего этажа на антресоли у «баллюстрад» Овального зала Старого Эрмитажа (Фельтеновского здания). К этому времени собрание насчитывало уже около 30 000 предметов.

Новый Эрмитаж, публичный музей Императорского Эрмитажа, к моменту своего открытия подразделялся на два отделения. Минцкабинет относился к I отделению, куда кроме Кабинета медалей входили собрание резных камней, керченских древностей, этрусских ваз, эстампов и – библиотека. На 1850 год в собрании Минцкабинета насчитывалось уже 56 321 экземпляр монет и медалей.
В 1857–1858 годах, после смерти известного петербургского коллекционера Я.Я. Рейхеля, Эрмитаж приобрел у его наследников западноевропейские монеты и медали в количестве 41 875 экземпляров. Это приобретение не только почти вдвое увеличило, но и качественно обогатило эрмитажное собрание, а в некоторых частях даже составило его основу.
Минцкабинету было отведено три экспозиционных помещения в юго-восточной части Нового Эрмитажа: так называемый Монетный (Большой) зал, Двенадцатиколонный зал (состоящий из Малого (Овального) зала, угловой части и хор) и Лоджий Рафаэля. Западноевропейские монеты и медали Нового времени заняли весь Большой зал и Овальный зал Двенадцатиколонного зала, восточные монеты – Лоджии Рафаэля, собрание русских монет и медалей – угловую часть Двенадцатиколонного зала, а античная коллекция – его хоры.
В середине ХIХ века Минцкабинет превратился в центр нумизматических исследований в России. В эти годы были написаны многотомные каталоги монет и медалей всех частей собрания, включившие все предшествующие наработки по систематизации материала. Публиковались научные труды хранителей по античной, восточной, русской и западноевропейской нумизматике.
Николай I, уделявший большое внимание комплектованию и пополнению коллекций музея, не оставлял без внимания и Минцкабинет. Он распорядился ежегодно пополнять нумизматическое собрание Эрмитажа «обязательными» экземплярами продукции монетных дворов России (с 1852 года – монет, с 1856 – медалей). Это распоряжение Николая I оставалось в силе и при его преемниках, а после революции 1917 года было подтверждено ленинским декретом. Минцкабинет пополнялся монетами из кладов, поступавших из созданной в 1859 году Императорской Археологической комиссии, а также приобретением редких и отсутствующих в собрании монет на зарубежных аукционах. В 1861 году покупкой в Берлине и Париже группы западноевропейских орденов и поступлением из Капитула российских орденов образцов действующих отечественных орденов была заложена основа фалеристического собрания Эрмитажа.

В 1863 году была изменена структура музея – впервые Минцкабинет получил статус самостоятельного Отделения медалей и монет.
После революции 1917 года в Эрмитаж хлынул поток национализированных частных коллекций, поступлений из различных государственных учреждений – Музейного фонда, Петросовета, Чрезвычайной комиссии, Гербового музея. Крупнейшее и ценнейшее поступление этих лет – передача в Эрмитаж из Азиатского музея АН восточных, западноевропейских, русских монет и медалей бывшего Минцкабинета Кунсткамеры (она началась еще в середине XIX века). Приобретенная в 1928 году у Г.Н. Лихачева коллекция русских бумажных денежных знаков XVIII–ХIX веков заложила основу эрмитажного собрания бумажных денежных знаков. В целом нумизматическое собрание Эрмитажа за два послереволюционных десятилетия увеличилось более чем в два раза (с 258 000 экземпляров в 1917 году до 577 800 экземпляров в 1939 году).
В послереволюционный период в основном сложилась структура Отдела нумизматики и глиптики Эрмитажа, включавшая пять отделений: восточных, античных, западноевропейских и русских монет и медалей, а также отделения глиптики. В 1930 году было признано целесообразным распределить глиптику по основным отделам Эрмитажа и отдел получил свое современное название – Отдел нумизматики.
Во время Великой Отечественной войны собрание отдела, вместе с остальными коллекциями музея, было эвакуировано в Свердловск. После возвращения коллекций из эвакуации Отдел нумизматики получил более удобные и приспособленные для хранения помещения в Зимнем дворце. Была отведена и большая экспозиционная площадь – хоры Аванзала, Николаевского и Концертного залов с западиной ризалита, образованного из перекрытого на уровне третьего этажа бывшего Зимнего сада.
В настоящее время собрание Отдела нумизматики насчитывает почти 1 150 000 музейных предметов и включает следующие основные коллекции: нумизматические памятники древнего и средневекового Востока, стран Азии и Африки (около 230 000); античности (около 126 000); стран Европы и Америки (около 385 000); России (около 280 000); памятники медальерного искусства, фалеристики и сфрагистики (около 125 000).
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41570
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ОТДЕЛ НУМИЗМАТИКИ ЭРМИТАЖА
« Ответ #4 : 10 Июня 2016, 22:12:49 »
Эрмитажное собрание нумизматики насчитывает почти 1 150 000 музейных предметов и включает следующие основные коллекции: нумизматические памятники античности (около 126 тысяч), стран Азии и Африки (около 230 тысяч); стран Европы и Америки (около 385 тысяч); России (около 280 тысяч); памятники медальерного искусства, фалеристики и сфрагистики (около 125 тысяч)
https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/explore/collections/master/1251499820/?lng=ru
Уровень раритетов потрясает! :ay:
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41570
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ОТДЕЛ НУМИЗМАТИКИ ЭРМИТАЖА
« Ответ #5 : 10 Июня 2016, 22:13:57 »
Мечтаю увидеть эту монету вживую! ::)
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41570
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ОТДЕЛ НУМИЗМАТИКИ ЭРМИТАЖА
« Ответ #6 : 10 Июня 2016, 22:16:56 »
Еще материал с открытия:
Государственный Эрмитаж открыл в пятницу на третьем этаже Зимнего дворца постоянную экспозицию отдела нумизматики, в которую вошли более 6 тыс. экспонатов. Долгое время эрмитажная коллекция монет и медалей была недоступна для публики в полном объеме из-за переустройства музейных помещений.
"Мы сегодня открываем постоянную экспозицию нумизматики в старых традиционных помещениях. Сколько она была закрыта - я даже не буду вспоминать, но мне очень часто задавали вопрос, когда она, наконец, откроется снова. Это долгожданное событие для многих людей", - сказал на церемонии открытия генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Выставка показывает общую картину развития мирового денежного обращения от примитивных денег и древнейших китайских и античных монет до современной европейской валюты и пластиковых карточек.
Эрмитажная коллекция нумизматики, которая начала формироваться еще при Екатерине II, по оценкам специалистов, может считаться одной из лучших в мире. Она насчитывает более 1 млн музейных предметов разных стран и эпох. В собрании музея есть нумизматические памятники Востока, стран Азии и Африки, монеты античности, стран Европы и Америки и российские деньги всех периодов истории. В эту же коллекцию входят памятники медальерного искусства, фалеристики и сфрагистики.
Наглядная история российских денег
Российский раздел выставки открывают самые первые монеты Древней Руси - златники и сребреники Владимира Святославича и Святополка Окаянного, монеты Ярослава Мудрого (X-XI вв). По качеству исполнения монеты Древней Руси не уступали лучшим образцам византийской и европейской чеканки того времени, но это искусство быстро угасло, и в XII-XIV веках на Руси был безмонетный период. В качестве платежного средства использовались серебряные слитки, которые во всех источниках назывались гривнами серебра. Их выпускали в Киеве, Чернигове, Новгороде, в Литве и Поволжье. К концу XIII века за новгородскими слитками закрепилось название "рубль", давшее потом имя основной денежной единице России.
С конца XIV века в стране получили хождение серебряные и медные монеты, которые выполнялись по заимствованной на Востоке технологии проволочной чеканки. Выпуск золотых монет возобновился во второй половине XV века, но московские князья чеканили их в небольшом количестве и использовали в качестве дипломатических подарков и пожалований за ратную службу. Денежное хозяйство допетровской России было довольно отсталым, и это было серьезным препятствием для развития экономических отношений. Петр I провел реформу, которая сформировала совершенную по тем временам денежную систему и заложила основы для развития русского медальерного искусства.
Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/kultura/3233667
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41570
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ОТДЕЛ НУМИЗМАТИКИ ЭРМИТАЖА
« Ответ #7 : 10 Июня 2016, 22:21:35 »
Ждем от наших питерских форумчан подробного фотоотчета и личных впечатлений! :bi:
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн bankir63

  • Рыцарь
  • Герцог
  • ******
  • Сообщений: 1477
  • Уважение: +45/-0
  • Деньги временны а время денежно
Re: ОТДЕЛ НУМИЗМАТИКИ ЭРМИТАЖА
« Ответ #8 : 10 Июня 2016, 23:06:41 »
Отличная новость. :ay:
Почему только в музеях экспозицию монет выставляют одной стороной?  ??? Неужели нельзя соорудить витрины с обзором монет с двух сторон, чтобы и аверс и реверс можно было разглядеть. :(

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41570
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ОТДЕЛ НУМИЗМАТИКИ ЭРМИТАЖА
« Ответ #9 : 10 Июня 2016, 23:54:35 »
Почему в музеях экспозицию монет выставляют  только одной стороной?
Неужели нельзя соорудить витрины с обзором монет с двух сторон, чтобы и аверс и реверс можно было разглядеть.
1) Очень редко делают двусторонние витрины, - чаще всего для особо редких монет/медалей
2) При том, что это интересно, у этого метода экспонирования есть ряд больших минусов:
- вертикальные планшеты неудобны - они показывают монету под 90 градусов
- на один планшет войдет мало монет, так как они должны быть на уровне глаз, иначе человеку придется приседать для осмотра
- вертикальные стенды ломают пространство и занимают много места
- самая большая проблема - освещение, - вертикально стоящую монету трудно подсветить правильно, тем более - несколько монет сразу.
3) чаще всего крупные музеи экспонируют реверсы при помощи дублей или разновидов!
Так же изготавливаются гальванокопии для демонстрации реверса.
К чести Эрмитажа он демонстрирует реверсы даже особо редких монет! :bi:
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41570
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ОТДЕЛ НУМИЗМАТИКИ ЭРМИТАЖА
« Ответ #10 : 10 Июня 2016, 23:56:31 »
Еще демонстрация реверса дублями:
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41570
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ОТДЕЛ НУМИЗМАТИКИ ЭРМИТАЖА
« Ответ #11 : 10 Июня 2016, 23:57:04 »
Иногда реверс показан медалями другого металла:
« Последнее редактирование: 11 Июня 2016, 00:09:42 от Sterling »
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн bankir63

  • Рыцарь
  • Герцог
  • ******
  • Сообщений: 1477
  • Уважение: +45/-0
  • Деньги временны а время денежно
Re: ОТДЕЛ НУМИЗМАТИКИ ЭРМИТАЖА
« Ответ #12 : 11 Июня 2016, 00:01:06 »
Оччччень впечатляет :ay: :ay: :ay:

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41570
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ОТДЕЛ НУМИЗМАТИКИ ЭРМИТАЖА
« Ответ #13 : 11 Июня 2016, 00:07:42 »
Оччччень впечатляет
Очень хочется впечатлиться воочию :)
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41570
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ОТДЕЛ НУМИЗМАТИКИ ЭРМИТАЖА
« Ответ #14 : 14 Июня 2016, 00:33:39 »
Эрмитаж. Третья особая кладовая Эрмитажа. Нумизматика.
Передача о сокровищах нумизматической коллекции, еще до обретения своей постоянной экспозиции:
https://my.mail.ru/mail/anna-roza-2013/video/14/89.html
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

 

Поиск

 
Яндекс.Метрика