ФОРУМ CASTLE COINS
НУМИЗМАТИКА И АСПЕКТЫ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ МОНЕТ => НУМИЗМАТИКА => ПЕРЕВОДЫ С ЛАТЫНИ И ДРУГИХ ЯЗЫКОВ => Тема начата: Sterling от 08 Мая 2015, 11:57:05
-
Коллеги, заинтересовало написание слова IOHANNES - имени короля Иоанна Люксембургского на пражских грошах короля Богемии. Дублированная "N" имеет различное написание: первая буква набивалась тремя пуансонами и состояла из двух вертикальных "штрихов", в то время, как вторая изображена в виде увеличенной строчной "n" с скругленным соединительным штрихом!
Раньше я не придавал этому особого значения и списывал это на местную особенность написания...
НО обнаружил, что это особенность написания характерна для географии всей средневековой Европы! Во многих случаях дублированная "N" пишется одинаково, но от Шотландии до Восточной Европы попадаются и аналогичные соседние буквы разного начертания.
Чем объясняется такое необычное написание двойной "N"? ???
Кто поможет разобраться с этой загадкой, буду весьма признателен :bs:
Ну и другие закавыки с латынью в нумизматике и не только, собираем здесь.
-
кстати, Sterling, заметьте, что в слове MISNENSIS буквы N разные, и это не двойное N (http://forum.castlecoins.ru/index.php?topic=403.msg75940#msg75940)
-
кстати, Sterling, заметьте, что в слове MISNENSIS буквы N разные, и это не двойное N (http://forum.castlecoins.ru/index.php?topic=403.msg75940#msg75940)
Здорово, что обратили внимание и помните мой тот вопрос.
Я кстати, так и не приблизился к разгадке, - чешские "колосовики", специализирующиеся по пражцам, тоже не в курсе и, кажется, не особо озабочены этой темой.
Да, и конечно, разное написание "N" и "n" встречается не только подряд, но и в одном слове, и в двух рядом стоящих словах одного предложения. Я встречал это на монументальной эпиграфике, на надгробиях, и на монетах, при чем надписи того же содержания могут быть написаны и одинаковыми литерами.
Пока у меня одна версия: так как алфавит тогда еще не устоялся, это была попытка передать особенность (например, мягкость) звука N особым графическим знаком...
-
мягкое и твердое N в слове MISNENSIS кажется вполне возможным, но на другой стороне в словах TVRING.LANG буква N маленькая, но при этом твёрдая ???
-
мягкое и твердое N в слове MISNENSIS кажется вполне возможным, но на другой стороне в словах TVRING.LANG буква N маленькая, но при этом твёрдая
Загадка, однако :bu:
Думаю, может помочь только специалист по средневековой латыни, знакомый с каллиграфией 13-15вв
-
Интересный вопрос!Проанализировал легенды мейсенских грошей за сто лет (1381-1486),разных правителей,
и некая закономерность маленькой " n " прослеживается-в качестве этой литеры используется в основном
только маленькая. Исключение (кроме чеканки Фридриха 1381 года) составляет чеканка Зандерхаузена,в частности
на моей монете используется как маленькая буква n так и большая.Возможно по стечению обстоятельств,но примерно
в это время (1391-1401) мюнцмейстером на монетном дворе Зандерхаузена работал человек по имени
Nyckel von Meideburg.Стечение обстоятельств? Возможно,ну а если скрытая минтмарка,выделенная одна заглавная
буква N? Это только гипотеза,не более того...
C литерой h история тоже интересная-используется только маленькая,без какой либо логики- n и h схожи в написании,
почему бы не использовать N большую.Однако и тут легенда на монете от имени Балтазара (примерно 1406 год)
выбивается из общего правила: BALTHA.DI.GRACIA.TVRInG.LAnG.
Вторая версия-может быть литеры N и H (n-h) использовались в написании чтобы исключить ошибку в прочтении?
Сканы представлены из каталога 1853 года.
-
Игорь, парочка уточнений:
1) Литеры "n" и "h" в приведенном каталоге не являются прописными, - они строчные. Маленькие они только потому, что издатель сэкономил на экзотической гарнитуре. Например, в каталоге по пражским грошем эти литеры, как положено - строчные, - для них сделали специальную гарнитуру и набирали ей легенды монет, что выглядит очень красиво.
2) Можно было бы считать округлую n в легенде минтмаркой, если бы такое сочетание N и n не встречалось бы на надгробиях, например или же на монетах других средневековых стран Европы.
3) Для современного человека разное написание литеры N способно скорее запутать, нежели помочь избежать путаницы...
В общем, нужно разбираться и искать ответ, или хотя бы новые версии.
-
И все же не даёт мне покоя этот Nyckel von Meideburg.Понимаю,что почти сказочная версия,но
этот мюнцмейстер работал на двух монетных дворах:
Sangerhausen 1391-1401
Freiberg 1381-1401
таким образом он скорее всего успел поработать и при Фридрихе (1381).
Ну далее вообще фантастика пошла-две легенды с большой буквой N
FRID.DI.GRA.TVRInG.LANGRA (вместо LAnGR например) Freiberg
GROSSVS.MARCh.MISnENSIS Sangerhausen
Согласен,можно было бы считать это за версию,если бы не частое сочетание n и N в чеканке Европы того времени.
Да и насчет надгробных плит не сомневаюсь,хотя некрополистическими изысканиями специально не занимался.
Кстати,тема некрополистики достаточно интересна,можно создать отдельную тему,тоже ведь вспомогательная
историческая дисциплина. :bs:
-
Вопрос к специалистам по чеканке средних веков,может кто-нибудь в курсе.Что это за знак в виде
треугольника (указателя?) на реверсе?
-
Посмотрел в каталоге Круга разновиды это грошена. Там описаны как варианты с маленькой и большой буквой Н , так и с обоими маленькими. Скорее всего четких правил орфаграфии не было тогда.
-
Вопрос к специалистам по чеканке средних веков,может кто-нибудь в курсе.Что это за знак в виде
треугольника (указателя?) на реверсе?
100% один из сотен видов минтмарок: каждая эмиссия, каждый тираж имел своих материально ответственных людей, отвечающих за пробу металла, вес монеты, количество отчеканенных монет, - такие значки позволяли вести учет монет и контролировать мастеров м.д.
Это могли быть примитивные значки, вроде следа от резца штихеля (например, на монетах Тевтонского ордена) расположенных в разных местах поля монеты, до сложных специальных пуансонов.
Но чаще это были элементы, используемые в дизайне монеты: колечки, точки, треугольнички.
-
Скорее всего четких правил орфографии не было тогда.
Конечно не было: средневековая латынь не была унифицирована на 100%...
Но речь не об Орфографии (написание верно в любом случае), а говорим мы о Палеографии (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F)!
Вся соль проблемы в том, что существовала дополнительная литера, которая каким-то образом отражала орфографию или даже орфоэпию того времени...
Не стоит забывать, что именно в позднем Средневековье в латинском языке появляются новые буквы!
Например из лигатуры VV появляется литера W, появляется литера U, происходит обособление литер I и J...
-
Скорее всего четких правил орфографии не было тогда.
Конечно не было: средневековая латынь не была унифицирована на 100%...
Но речь не об Орфографии (написание верно в любом случае), а говорим мы о Палеографии (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F)!
Вся соль проблемы в том, что существовала дополнительная литера, которая каким-то образом отражала орфографию или даже орфоэпию того времени...
Не стоит забывать, что именно в позднем Средневековье в латинском языке появляются новые буквы!
Например из лигатуры VV появляется литера W, появляется литера U, происходит обособление литер I и J...
Это понятно. Я имел в виду ,что скорей всего здесь написание разных букв N не имеет скрытого смысла, потому что с двумя маленькими n тоже есть вариант (это как в русских чешуйках Михаила Фёдоровича, чеканеных на московском монетном дворе: есть Мiхяiл, а есть Мiхаiлъ (то есть есть через Я и есть через А)).
-
...написание разных букв N не имеет скрытого смысла, потому что с двумя маленькими n тоже есть вариант (это как в русских чешуйках Михаила Фёдоровича, чеканеных на московском монетном дворе: есть Мiхяiл, а есть Мiхаiлъ (то есть есть через Я и есть через А)).
Здесь вся соль в том, что это не просто разное написание одной литеры, либо использование разных букв при неустоявшейся орфографии. В эпиграфике отличное написание одной литеры - абсолютно естественное дело, - но в одном слове или одном предложении - за исключением этого случая - почти не встречаемое!
Например, крайне редко, но встречается разное начертание литеры "А", вызванное, скорей всего, поломкой пуансона. Либо еще встречается такое, когда на гро-турнуа в одном месте литера "Е" обозначается, как "Е", а рядом, как "е".
Но повторюсь, стоящие рядом Nn - из ряда вон выходящий случай! Более того, это потребовало для мастеров изготовить отдельный пуансон литеры "n", что очень накладно, время и трудо-затратно!
-
Пример с монетой Фландрии более типичен для разного написания одной литеры в разнесенных легендах одной монеты:
На этом ботдрагере в малой окружности использована такая "N", а в больщой окружности, - такое начертание "n"
-
...написание разных букв N не имеет скрытого смысла, потому что с двумя маленькими n тоже есть вариант (это как в русских чешуйках Михаила Фёдоровича, чеканеных на московском монетном дворе: есть Мiхяiл, а есть Мiхаiлъ (то есть есть через Я и есть через А)).
Здесь вся соль в том, что это не просто разное написание одной литеры, либо использование разных букв при неустоявшейся орфографии. В эпиграфике отличное написание одной литеры - абсолютно естественное дело, - но в одном слове или одном предложении - за исключением этого случая - почти не встречаемое!
Например, крайне редко, но встречается разное начертание литеры "А", вызванное, скорей всего, поломкой пуансона. Либо еще встречается такое, когда на гро-турнуа в одном месте литера "Е" обозначается, как "Е", а рядом, как "е".
Но повторюсь, стоящие рядом Nn - из ряда вон выходящий случай! Более того, это потребовало для мастеров изготовить отдельный пуансон литеры "n", что очень накладно, время и трудо-затратно!
Ну если бы был побочный смысл, то тогда не было бы варианта этой монеты только с маленькими n (тогда значит ошибка в том варианте).
-
А вот пример, способный пролить свет на поднятый вопрос!
На этом (и большинстве) гро турнуа Франции использована для обозначения "N" угловатая литера "N",
НО в одном месте, а именно в сокращении слова "nostri" NRI (NOMEN DOMINI NOSTRI), использована округлая литера "n"!!!
Это правило неукоснительно соблюдается на большинстве монет Франции с этой легендой, значит, определенные правила написания букв и их отличия существовали!
Скорее всего литера "n" обозначала особенности звучания звука "N", например особый прононс ???
-
Ну если бы был побочный смысл, то тогда не было бы варианта этой монеты только с маленькими n (тогда значит ошибка в том варианте).
"Побочный" смысл как раз в этом случае с ботдрагером, скорее всего, отсутствует.
Просто не изготовили большого ломбардского пуансона с литерой "n" и использовали для изображения литеры "N"пуансон "I".
Так я полагаю, что в какой-то период времени пытались обособить еще одну букву алфавита, для обозначения особенностей звука N, но это не прижилось и два разных начертания одной буквы жили вплоть до появления ренессансного шрифта, где окончательно за прописной буквой закрепилось угловатое начертание, а за строчной - округлое.
-
А вот на этой монете везде литера N округлая:
-
А вот более чем через 100 лет после начала чеканки гро-турнуа в другом уголке Европы чеканилась монета, где так же обособлялось написание именно слова NRI
-
Но опять же, на монетах грубой чеканки, мы видим замещение литеры "n" на "N"
-
В коллекцию разного написания литеры N/
Причудливейшим образом в некоторых словах использованы разные литеры, - возможно ли вычленить закономерность - не знаю пока. Нужен материал.
-
Очень неожиданно!
В документе 1710 "Договоры и постановления прав и вольностей войсковых" нашел оригинальное написание слова "подтвержденные", где сдвоенная "н" имеет разное начертание:
потверженnые.
С учетом того, что автор был знаком с латынью, какое-то правило, которое рекомендовало для сдвоенных литер N давать разное написание - существовало.