К. Х. Мак-Эвитт, пожалуй, единственный историк, коснувшийся роли креста из Варага в жизни франков Эдессы. Почти одновременно с использованием святыни в 1110 г. Бодуэн де Бурк отчеканил новую монету: медный фоллий, на аверсе которого изображен воин (возможно, сам граф) в броне, чья левая рука лежит на рукояти меча на левом бедре. В вытянутой правой руке он держит небольшой крест. Изображению сопутствует надпись «ΒΑΛΔΟΥΙΝΟΟ ΔΟΥΛΟ CΤΑΥ[ΡΟ]» («Балдуин слуга креста»).
К.Х. Мак-Эвитт полагает, что в руке рыцаря изображен именно крест из Варага. В свою очередь, это дает историку основание говорить о тщательно взвешенной кампании франков по обеспечению лояльности армян. Варагский крест выступает как новый символ власти, объединяющий крестоносцев и армян в единую военную силу.
Правда, исследователь тут же осторожно отмечает невозможность определить, как именно крест рассматривался франками. Знали ли они о его связях с Варагаванком и Св. Рипсимией, или же для них он отождествлялся лишь с иерусалимской частью Истинного Креста?
Очевидно, что узнать о чудесном происхождении креста латиняне могли только от местных армян, познакомившись с легендарной традицией о перенесении и чудесном обретении реликвии. Вместе с тем в латинском Заморье бытовало и другое объяснение существования множества фрагментов ligni Sanctae Crucis, и, кажется, франки Эдессы более склонны были признавать его, нежели «армянскую версию»:
«После смерти же Ираклия народ неверных до такой степени стеснил христиан, что затеял предать забвению имя Христово и стереть память о кресте и гробе [Господнем]. Поэтому, разложив большой костер (congerie lignorum), они сожгли часть гроба и сходным образом хотели сжечь и крест, однако христиане спрятали его, за что многие из них приняли смерть. Наконец христиане, держав совет, разделили крест на множество частей и разослали [их] по церквам верующих:, с тем, чтобы если одна часть и окажется сожженной, то остальные будут сохранены. Таким образом в городе Константинополе, помимо креста императора, находятся еще три креста, на Кипре два, на Крите один, в Антиохии три, в Эдессе один (курсив наш — Е. Г.), в Александрии один, в Аскалоне один, в Дамаске один, в Иерусалиме четыре: сирийцы владеют одним, греки из [церкви] Св. Саввы — одним, монахи из долины Иосафатовой — одним, мы, латиняне из [церкви] Гроба Господня, владеем одним…» [Anselli Cantoris S. Sepulcri Epistolaпd Ecclesiam Parisiensem // Patrologia Cursus Completus. Series Secunda/ Excudebet J.-P, Migne. T. 162. Lutetia Parisiorum, 1854. Col. 731-732. Письмо Анселла датируется 1108 г. К этому времени крест из Варага, вероятно, уже принадлежал латинской общине Эдессы.].
Для франков крест из Варага ассоциировался с иерусалимской частью Истинного Креста, от которой он якобы был отделен вскоре после смерти византийского императора Иракли я (610-641) и перемещен в Эдессу. Фактически, он представлял собой аналог иерусалимского креста, который, пока не был утрачен в битве при Хаттине (4 июля 1187 г.), водружался в качестве священной хоругви королями Иерусалима за период 1099-1187 гг. не менее 31 раза [Каталог случаев использования Истинного Креста королями Иерусалима в качестве воинского символа см.: Murray. A.V. ‘Mighty Against the Enemies of Christ’… R 232-238. Частица Истинного Креcта была и в Антиохии, где ее также использовали в военных кампаниях 1115 г. iGalterii, Cancellarii Antiocheni, Bello Antiocheno // Recueil des historiens des croisades. Historiens occidentaux. T. 5. Paris, 1895. I:5. P. 91-92) и 1119 г. (Galterii, Cancellarii Antiocheni, Bella Antiochena. II: 4. P. 105-106; II: 5. P. 108). В последнем случае — битва на Кровавом поле (28 июня 1119 г.) — антиохийский крест и был утрачен на поле боя.].
Как явствует из устава тамплиеров, крест был достаточно компактен и в походе перевозился на лошади, а его охрану осуществлял командор Иерусалима с десятью рыцарями. Непосредственно крест перевозил патриарх Иерусалимский, или иной клирик. Большинство выявленных случаев его использования в качестве воинского символа относится к периодам, когда королевство находилось в серьезной опасности. В связи с этим часто с трудом добытая победа, например, в битве при Яффе (4 июля 1102 г.), воспринималась (франками не как результат их воинских качеств, но как следствие защиты«древа Креста Господня», находящегося в войске.
В отличие от королевского знамени, чьи функции были преимущественно тактическими, крест способствовал поднятию и укреплению боевого духа воинов, веривших, что его пребывание в войске принесет им победу. Главное свое влияние на франков реликвия оказывала именно перед битвой, когда ее демонстрация воинству, сопровождавшаяся литургическими и квази-литургическими действиями, укрепляла его морально-психологическое настроение и вселяла веру в победу. И в этом плане Истинный Крест был гораздо ценнее знамени, поскольку в случае утраты не мог быть заменен [Подробнее см.: Murray A. V. ‘Mighty / Against the Enemies of Christ’… P. 226-231.].
То же можно сказать и о кресте из Варага. В процитированном выше пассаже из «Хронографии» Матвея Эдесского франки используют крест в чрезвычайной ситуации, именно накануне битвы. Более того, высоко подняв крест на конце копья, они несут его впереди отрядов с таким расчетом, чтобы он был виден всем воинам и, тем самым, воодушевлял их. Скорее всего, именно клирики возглавляли эту процессию и непосредственно несли святыню [К. Х. Мак-Эвитт полагает, что среди них могли быть и армянские священники (MacEvitt Ch. H. The Crusades and the Christian World of the East… P. 92).]. Скудная информация источников не позволяет каталогизировать случаи, когда крестоносцы прибегали к защите креста из Варага. Возможно, вскоре после 1110 г. он вообще вернулся в Варагаванк, и именно поэтому мы больше не встречаем упоминаний о нем на страницах хроник. Одно можно сказать точно: традиция демонстрации реликвии перед битвой была заимствована франками Эдессы из Иерусалима, и в этом отношении крест из Варага вы ступал как аналог иерусалимского креста. Как и в случае с последним, франки Эдессы рассматривали свой крест как чудесную реликвию — древо Истинного Креста — и прибегали к ее помощи в надежде обеспечить себе божественное покровительство, а с ним — и победу.
---
Комментарии к заметке - очень спорные (в квадратных скобках и выделенные цветом), но в целом интересная информация!
http://templi.ru/blog-gurinov-una-pars-sanctae-crucis/