ИСТОРИЯ КОРАБЛЕКРУШЕНИЯ ГАЛЕОНА «NUESTRA SENORA DE ATOCHA»Летом 1622 года все было как и всегда. Испанский флот благополучно пересек океан и разделился на несколько отрядов.
Семь галеонов, охранявших конвой, включая «Санта-Маргариту», остались в Порто-Доминго (Гаити). Другой отряд, во главе с «Нуэстра Сеньора де Аточа», отправился к Панамскому перешейку и 24 мая бросил якорь в гавани Портобельо.
Шестнадцать меньших судов разошлись на погрузку в различные Карибские порты, а третий отряд галеонов двинулся к Картахене (Колумбия).
Здесь корабли приняли на борт большой груз золота и серебра и 21 июля 1622 года встретились со вторым отрядом в Портобельо. 27 июля галеоны подняли якоря и взяли курс на Кубу. К 22 августа вся флотилия собралась в Гаванском порту. Сюда же от берегов Мексики пришел так называемый «флот Новой Испании», доставивший в Гавану груз мексиканского серебра.
Испанские адмиралы были встревожены: до Гаваны дошли слухи о том, что в водах Карибского моря появился большой голландский флот.
Командующий «флотом Новой Испании» обратился к главному начальнику маркизу Кардерейте с просьбой разрешить ему немедленно идти в Испанию.
Маркиз такое разрешение дал, но при условии, что большая часть слитков и монет останется в Гаване: их перегрузят на галеоны, и таким образом сокровища окажутся под более надежной защитой.
«Флот Новой Испании» ушел, а маркиз Кардерейта остался в Гаване, дожидаясь прихода последних судов.
Вскоре вся флотилия была налицо, и утром 4 сентября 28 тяжелогруженых кораблей выстроились на гаванском рейде, готовясь отправиться в плавание.
Маркиз Кардерейта поднял свой флаг на ведущем судне, галеоне капитана «Нуэстра Сеньора Канделария».
Основная часть мексиканского серебра и золота была погружена на галеоны «Санта-Маргарита» и «Нуэстра Сеньора де Аточа».
Непосредственно сама «Нуэстра Сеньора де Аточа» была загружена 24 тоннами серебра, 180 000 песо серебряных монет, 582 слитка меди, 125 золотых слитков и дисков, 350 ящиков индиго, 525 тюков табака, 20 бронзовых пушек и 1200 фунтов столового серебра и изделий.
Прибавить к этому незарегистрированный товар для избежания пошлины, а также персональные вещи и украшения!
Все это составляло сокровище, с которым не могло бы конкурировать никакое другое, когда-либо перевозимое морем. Вооруженная 20 огромными бронзовыми пушками «Аточа» шла в качестве замыкающего галеона, следуя в хвосте медлительных торговых судов.
На каждом корабле эскадры помимо команды были солдаты охраны и пассажиры, а также все необходимые вещи и провизия для успешного путешествия. Тяжело вооруженная "Nuestra Senora de Atocha" шла замыкающей, чтобы охранять флотилию от любой атаки сзади.
На следующий день, 5 сентября, погода испортилась, небо затянули тучи и к середине дня разыгрался сильный шторм. По морю катились огромные валы, марсовые сквозь пелену дождя с трудом могли разглядеть впереди идущие корабли. Волны бросали неповоротливые галеоны из стороны в сторону, как щепки. На глазах у всей команды и пассажиров «Аточи» идущий впереди «Нуэстра Сеньора де Консолясьон» неожиданно опрокинулся и затонул ...
Ночью ветер переменил направление и отнес испанский флот на север, к берегам Флориды.
Перед рассветом «Канделария» и 20 других судов конвоя прошли мимо западного побережья островов Драй-Торгугас. Четыре корабля, оторвавшиеся от основной группы, включая «Аточу» и «Санта-Маргариту», буря забросила восточнее, к цепочке островов Флорида-Кис.
Рассвет застал их у какого-то низкого кораллового атолла, заросшего мангровыми деревьями.
Огромные волны 5-метровой высоты, как игрушку, перебросили «Санта-Маргариту» через коралловый риф. С борта «Маргариты» капитан дон Бернардино Луго с отчаянием наблюдал, как команда «Аточи» борется за спасение корабля.
Для «Nuestra Senora De Atocha» позиция оказалась еще более наихудшей.
Как только начался шторм, судно потеряло паруса, в результате было потеряно управление судном. Моряки стали заколачивать основные люки, но часть команды уже оказалась за бортом. Галеон бросало по волнам, как спичечный коробок. Моряки бросили якорь, надеясь зацепиться за риф, но огромная волна приподняла корабль и бросила его на риф. Ураган ударил галеон об одну из скал. В результате сломалась носовая часть и рухнула грот-мачта. В этот же момент другая волна сняла разбитый корабль с рифа и понесла его дальше на глубину. У экипажа судна не было ни единого шанса. Вода хлынула в пробоины, и «Аточа» пошла ко дну. Аточа затонула, имея на борту 265 человек. И только пятеро - три моряка и два раба - пережили кораблекрушение. Они спаслись, благодаря обломку бизань-мачты, за который и держались все время. Их подобрало только наутро следующего дня судно «Санта-Крус».
Спасатели с подошедших к месту трагедии кораблей пробовали пробраться в трюмы судна, но люки были крепко задраены.
Глубина в 55 футов не была очень большой, но ныряльщики так и не смогли открыть решетки и пробраться на Аточу. После бесполезных попыток спасти людей или груз, они отправились на помощь другим затонувшим судам.
Ураган, погубивший корабли, причинил большую беду испанцам. Погибло 550 человек, потерян бесценный груз на сумму более двух миллионов песо.
Для сравнения - за весь период 1503 - 1660 годов Испания вывезла из Америки драгоценных металлов на сумму 448 миллионов песо, то есть около 2,8 млн. песо в год. Таким образом, речь шла о потере почти всего годового дохода королевства!