Интересная статья про появление первых плоских оловянных солдатиков:
Первые плоские солдатики XIII - XV веков
Сегодня бельгийский город Ипр известен прежде всего своим зданием Палаты суконщиков Ипра и карнавалом кошек. Палата построенная в период с 1200 по 1304 год является одним из самых больших готических зданий светского назначения в Европе и занесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Беффруа - башня городского совета входящая в архитектурный комплекс Палаты, гордо вознеслась над городом на высоту 70 метров и напоминает о временах, когда Ипр соперничал с другими городами Фландрии за звание главного центра цехового сукноделия. Веселый карнавал кошек завершающийся сбрасыванием плюшевых игрушек с верхнего яруса башни, имеет жутковатые корни. Обычай зародился в XII веке и связан с охотой на ведьм и уничтожением их четвероногих подручных. Несчастных животных сбрасывали с башни до 1817 года, а когда традицию решили возродить, живых кошек заменили на игрушечных.
Любители военной истории также вспомнят, что во время Первой мировой войны город стал ареной ожесточенных боев, оказавшись внутри выступа линии обороны британских войск. В его окрестностях произошло три крупных сражения, во время которых только со стороны Антанты погибло 250 000 солдат. Впервые в истории в 1915 году немецкие войска применили здесь химическое оружие – хлор, а в 1917 году новый отравляющий газ получивший название по имени города – иприт. Сам город Ипр, стал первым городом в новейшей истории полностью уничтоженным в ходе боевых действий. Спустя годы наиболее значимые исторические объекты были восстановлены. Палата суконщиков предстала в первоначальном облике лишь в 1967 году и с тех пор в ней размещен музей Первой мировой войны.
Однако не многие знают,что Ипр занимает не последние место в истории солдатиков. В 1991 году во время проведения крупных землеройных работ вызванных строительством новых коллекторов впервые со времен средневековья были вскрыты и удалены несколько слоев грунта с улиц Menenstraat, Picanollaan и Rijselstraat в южной части города. Несмотря на огромные разрушения причиненные городу во время Первой мировой войны, в земле уцелело множество археологических артефактов, том числе большое количество редких миниатюрных изделий из серебра, свинца, олова и бронзы. Все миниатюры можно разделить на три группы. К первой группе относятся копии средневековых бытовых предметов: кастрюли, кувшины, горшки, плетеные корзины, ложки, ключи, туфли, ботинки. Миниатюры относятся к периоду 1250-1350 гг, причем по форме игрушечной посуды можно отследить эволюцию настоящей утвари в рассматриваемый период. Вторая группа миниатюр представляет собой сценки составленные из человеческих фигурок и всем известных предметов, символический смысл которых, однако не вполне понятен современному человеку. Связь фигурки и предмета довольно часто представляется нелогичной или труднообъяснимой. Характерный пример, это фигурка человека сидящего на крыше здания (церкви?), предположительно строителя. Третья группа, это фигурки людей трактуемые однозначно: знаменосцы, святые, солдаты, глашатаи, ангелы, лучники, шуты, скрипачи и конные рыцари. Последних обнаружено так много, что из них можно составить небольшую армию. Высота фигурок колеблется от 30 до 55 мм. Рыцари легко датируются периодом между 1275 и 1350 гг, и несомненно являются предками оловянных солдатиков. Пик производства фигурок приходится между 1325 и 1350 годами. Замечено, что с течением времени все большее количество миниатюр снабжалось булавками, входит в моду практика ношения их на одежде. Большая часть найденных фигурок в настоящее время хранится в городском музее.
Похожие солдатики были также обнаружены во Франции и Нидерландах. В 1909 году из коллекции древностей Виктора Гая в Национальный музей средневековья (музей Клюни) в Париже был передан один из самых ранних настоящих плоских солдатиков, найденный в низовьях Сены. В отличие от распространенных в средневековье значков пилигримов, эта фигурка двухсторонняя и имеет две крестообразные подставки, под передними и задними ногами лошади. Солдатик изображает конного рыцаря в полном, тщательно проработанном доспехе с копьем и мечом. На голове рыцаря полусферический шлем бацинет, который обычно надевали под большой тяжелый шлем топфхелм. Бацинет снабжен металлическими шпеньками, для крепления кожаной полосы идущей по периметру тульи, к полосе в свою очередь крепится кольчужная бармица. Ноги рыцаря защищены наколенниками и кольчугой. Щит украшенный большим крестом, подобен щитам всадников со значков пилигримов, изображающих св.Георгия. Фигурка хорошо сохранилась и детали доспеха рыцаря и сбруи лошади позволяют достаточно точно установить время ее производства.
В музее находится еще одна похожая фигурка рыцаря, также обнаруженная в Сене, но более позднего периода и хуже сохранившаяся. Ее щит украшают знаменитые геральдические лилии «Fleur de Lys», которые к концу средних веков стали эмблемой королевской власти Франции. Несколько фигурок были найдены в Нидерландах любителями металлодетекторного поиска, причем у одной из них сохранился фрагмент подставки в виде креста, аналогичный фигурке из музея Клюни.
Среди сотен, обнаруженных в Магдебурге литейных форм, одна предназначалась для отливки плоской фигурки средневекового рыцаря на коне. Форма выполнена из тонкой пластины известняка, с вырезанным неглубоким рельефом. Изначально она состояла из двух половин (есть отверстия для замков, литник и система выпоров), однако у фигурки отсутствует подставка. Рыцарь в доспехах сидит на скачущей галопом лошади, которая также снабжена защитой. Нога рыцаря только обозначена тонкой чертой. На голове ранняя версия горшковидного шлема топфхелма с незащищенным лицом датируемая 1200 годом, т.н. шлем-таблетка.
Его украшает тройная растительная розетка. Посередине всадника находится отверстие треугольной формы для установки щита. Рельеф щита с изображением четырех косых полос расположен в форме под животом лошади. Перед передними ногами лошади находится рельеф меча. После отливки щит, меч и всадник монтировались в один комплект. Возможно, существовали формы с другими изображениями на щитах, что давало возможность, комбинируя их выпускать разные фигурки с одной и той же формы. По мнению специалистов, всадник представляет собой типичное идеализированное изображение состоятельного рыцаря имеющего высокий ранг. Именно из таких людей формировалось руководство армий Крестовых походов. Средневековый наблюдатель видел, как тяжело бронированные рыцари отправлялись в Святую землю, однако прибыв на место, они предпочитали более легкие доспехи, лучше соответствующие климатическим условиям и тактике соперников.
https://talesbytoysoldiers.blogspot.com/2018/11/xiii-xv.html