Автор Тема: ЭКЛЕКТИКА - Бессмысленная Красивсть или Тайна Русской Души  (Прочитано 8140 раз)

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41695
  • Уважение: +939/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Alpine

  • Рыцарь
  • Эсквайр
  • ******
  • Сообщений: 967
  • Уважение: +46/-0

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41695
  • Уважение: +939/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
ШИКАРНО!!! 
Да, архитектура потрясающая!
Полное ощущение, что это сказочно красивый кусочек Италии!
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн манро

  • Форумчанин 2017 года
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 4937
  • Уважение: +398/-0
 Да, вы правы, очень красивый храм.
 Вот это я понимаю - АРХИТЕКТУРА.
 

Оффлайн Alpine

  • Рыцарь
  • Эсквайр
  • ******
  • Сообщений: 967
  • Уважение: +46/-0
Я не специалист в архитектуре. Храм кресто-купольный, но нет апсид. Другая архитектура, не во владимирско-новгородском стиле.

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41695
  • Уважение: +939/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Я не специалист в архитектуре. Храм кресто-купольный, но нет апсид. Другая архитектура, не во владимирско-новгородском стиле.
Там не только апсид нет, там в плане собор не квадратный а в форме креста.
необычность храма в том, что он создан в очень гармоничном миксе из византийского, древнерусского и романского стиля.
Особенно мне понравились романские круглые башенки при входе ::)
И купол с намеком на Флоренцию! И все это исправно приправлено русским декором!
В итоге: византийская форма + итальянская гармония + русская узнаваемость = шедевр!
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Паисий Пчельник

  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 2111
  • Уважение: +202/-0
Я не специалист в архитектуре. Храм кресто-купольный, но нет апсид. Другая архитектура, не во владимирско-новгородском стиле.
Там не только апсид нет, там в плане собор не квадратный а в форме креста.
необычность храма в том, что он создан в очень гармоничном миксе из византийского, древнерусского и романского стиля.
Особенно мне понравились романские круглые башенки при входе ::)
И купол с намеком на Флоренцию! И все это исправно приправлено русским декором!
В итоге: византийская форма + итальянская гармония + русская узнаваемость = шедевр!
Это ОЧЕНЬ интересный храм!
Спасибо, я про него не знал, захотелось побывать.
Но до шедевра, имхо, не дотягивает. Слишком много мельтешни... Чувство меры буксует.
В рамках эклектики очень сложно шедевры создавать.

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41695
  • Уважение: +939/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Но до шедевра, имхо, не дотягивает. Слишком много мельтешни... Чувство меры буксует.
А знаете от куда мельтешения в этом соборе?
От сюда ;)
Еще больше полюбил этот памятник: архитектор блестяще скрестил ужа с ежом Флоренцию с Венецией и создал великолепный русский храм!
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41695
  • Уважение: +939/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Но до шедевра, имхо, не дотягивает. Слишком много мельтешни... Чувство меры буксует.
В рамках эклектики очень сложно шедевры создавать.
Олег, может быть соглашусь ,что это действительно не шедевр, - просто гармония форм собора идеально легла на мое настроение и представление о прекрасном.
Но с утверждением, что, что эклектика - враг шедевров, категорически не согласен! Пройдитесь по Красной площади и Кремлю. Почти вся русская архитектура - продукт эклектики и микса форм, пропорций и элементов соседних культур, переработанный русским чувством прекрасного!
При чем мы веками впитывали это, сделав чуть ли не составной частью менталитета, мне сложно подобрать пример другой страны и культуры, которая бы в таком масштабе адаптировала соседние тренды и воплощала их в самобытные шедевры, будь-то романско-русские храмы Владимира, или итальяно-татарские башни кремля, или готическо-русские мотивы московских храмов... Ближайший аналог, - только испанская и португальская архитектура, но в плане эклектики мы их обходим кратно!
Мне кажется, что отбирать для воплощения своих идей лучшее и подходящее для раскрытия замысла - это невероятно сильно и развивает культуру, в отличии от строго и прямолинейного следования канону, неминуемо ведущего к деградации стиля, пусть и через пик... Именно по-этому нас не понимают на Западе и даже наша архитектура вызывает удивление, восхищение и непонимание одновременно: они видят по отдельности узнаваемые элементы, знакомые им по крепостям, кирхам, дворцам своих стран, но все вместе это рождает совершенно Новый, непостижимый для них образ!
Гениально в этом отношении здание ГИМа! Это воплощение русской эклектики, в котором замешано Все!
Русская пышность и нарядность, татарская стройность, итальянское чувство формы, немецкий педантизм и английская романтика!
Обожаю эклектику! ::)
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41695
  • Уважение: +939/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Это потрясающе! На этом примере нужно в школах рассказывать об Эклектике!
Вот, как архитектуру видит художник ::)
- Италия?
- Нет, это визитная карточка Москвы! Главный исторический музей русской цивилизации!
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41695
  • Уважение: +939/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
- Подождите, но ведь это Франция? Или где-то такое я видел в Бенелюксе?
- Нет же, это Москва, это русский стиль!
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41695
  • Уважение: +939/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
- Ок, но это точно Казань!
- Вы ничего в русской архитектуре не понимаете, это Москва!
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41695
  • Уважение: +939/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
- Боюсь спросить, это Германия?
- На Красной площади Москвы? В столице России? Здание №1?
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Паисий Пчельник

  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 2111
  • Уважение: +202/-0
Отвечу по порядку.
Очень согласен, что адаптация чужих культур - это характерная черта нашей культуры. Сильная черта, я считаю!
Мы вообще никогда (ну, по крайней мере, начиная с Ивана Третьего) не строили национальное государство.
Так или иначе, мы всегда строили интернационал. Империю, если угодно. Поэтому мне смешно,когда говорят о каких-то русских фашистах. Их не бывает. (Тут, конечно, следует уточнить, что русские ублюдки очень даже бывают).

У нас и язык очень адаптивный. У французов есть целое министерство, которое призвано противостоять заимствованиям типа "компьютер". А мы не гнушаемся тащить в свой язык всё, что удобно. И перерабатывать. У меня жена преподает русский язык иностранцам. Их восхищают, например, наши производные от PR: пиар, пиарить, и особенно "пропиариться".

Но, возвращаясь к архитектуре, я не считаю, что освоение (и даже смешивание) чужих культур - это всегда эклектика.
Например, упомянутые византийско-романские владимиро-суздальские храмы - ни разу не эклектика.
Или вот русский классицизм - противоположность вольной эклектике! Художественная эпоха, когда даже "прыжок на месте - провокация"! Однако это был именно продукт "микса форм, пропорций и элементов чужих культур, переработанный русским чувством прекрасного"! И кстати, цитируя Вас, эпоха "строгого и прямолинейного следования канону, неминуемо ведущего к деградации стиля" Я люблю классицизм еще меньше, чем эклектику, но должен отметить, что ни к какой деградации это не привело. Наоборот, после эпохи эклектики, во всем мире было еще несколько волн "неоклассики".
А эклектика - это вседозволенность, это, по сути, отсутствие стиля. Это бунт 19 века против засилья и (как тогда казалось) зашоренности классицизма. Еще я бы отнес к эклектике сталинскую послевоенную (именно после) архитектуру.

Теперь о здании ГИМ - это действительно шедевр. Мне кажется это потому, что в у здания очень сильная композиционная составляющая. Что для эпохи эклектики как раз нехарактерно. Посмотрите на соседний ГУМ - это чисто эклектичное нагромождение "русских" украшений. Причем для "псевдорусской" ветви эклектики эту русскость принято было брать в основном из архитектуры конца 17 века ярославской школы. То есть, ГИМ, на мой взгляд является шедевром не благодаря своей эклектичности, а вопреки ей.
Кстати, любопытно, что сын того Шервуда, что построил ГИМ, создал в том же стиле замечательный ансамбль монастыря в Шамордино, рядом с Оптиной. (Был там в прошлом году).


Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41695
  • Уважение: +939/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
А эклектика - это вседозволенность, это, по сути, отсутствие стиля.
---
Например, упомянутые византийско-романские владимиро-суздальские храмы - ни разу не эклектика.
Олег, я категорически не согласен с этими утверждениями!
1) Приведя примеры ГУМА, ГИМа, Сталинской архитектуры вы сами опровергли эти слова: это чистой воды эклектика, которая выросла в новые стили, родив шедевры мирового уровня, ставшие на ближайшие столетия визитной карточкой России, наравне с другим памятником эклектики - Собором Василия Блаженного... Утвержадать, что эти памятники лишены композиции, узнаваемого силуэта или выполненые дилетантски, - категорически не могу!

2) Чем я могу оправдать ваше неприятие эклектики?
Скорее всего это связано с тем, что в рамках стиля проще увидеть посредственность и бездарность!
Если вам показать десять дорических храмов, то вы без труда найдете наименее гармоничный из них, выполненный провинциальным зодчим... Так же в медальерном искусстве, живописи и пр.: из линейки одностильных предметов выбрать слабый легко!
Но что мы имеем в случае с эклектикой? Отсутствие эталона! С чем сравнить особняк Арсения Морозова или Ласточкино Гнездо? лично я в школе готовил доклад по морозовскому особняку и не нашел НИ ОДНОГО лестного отзыва о нем, - одна критика и оскорбления заказчику и архитектору! А я с детства обожал это здание... Сейчас тренды поменялись и модно восторгаться изяществу, ажурности, легкости, эффектности этой архитектуры! Ласточкино Гнездо - маленький павильон-причуда стал Символом Крыма!!! Символом полуострова с многотысячелетней историей, - вот в чем сила эклектики! В этом маленьком домике для миллионов людей сплавились столетия!
И, конечно, отсутствие канона - отличное прибежище бездарностей, - я так вижу!
поэтому так много бездарных памятников эклектики, но это не отменяет того, что там есть шедевры, не уступающие по красоте чистейшей Готике. Воспринимать и оценивать ее сложнее, но в этом и самый смак: распробовать весь букет ассоциаций, предложенных скульптором, поиграть в ассоциации...

3) Наконец, ну как владимро-суздальская архитектура не эклектика, Олег?
А что это, - Романский стиль? :D
Или русское зодчество? :o Минуточку, на тот момент мы даже не имеем ни малейшего представление о русской архитектуре! Это катастрофа, но мы можем лишь догадываться как она выглядела на основе поздних деревянных  храмов 17-го века и архитектуре скандинавов, сохранивших деревянные постройки средних веков...
Белокаменное Зодчество, - это ярчайший пример эклектики, в отличии от храмов Киева, кстати, где византийская форма была перенесена практически без изменений... А наши мастера при помощи западных технологий и опыта создали невероятный феномен романо-русско-византийского стиля... По отдельности арки и элементы декора - романские, структура - византийская, но храмы - русские от фундамента до ангела на кресте!

Еще я бы отнес к эклектике сталинскую послевоенную (именно после) архитектуру.
Абсолютно верно! Послевоенная сталинская архитектура, пришедшая на смену троцкистскому "унисексу", который можно было смело ставить хоть в пустыне, хоть в центре Москвы, - чистой воды эклектика, при чем прекраснейший ее образец, трансформировавший узнаваемые силуэты Кремля, готику и американские небоскребы эпохи артдеко.
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

 

Поиск

 
Яндекс.Метрика