Автор Тема: ЦЕНЫ И ЖАЛОВАНИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА  (Прочитано 67902 раз)

Оффлайн Romanold

  • Ветеран
  • Эсквайр
  • ***
  • Сообщений: 650
  • Уважение: +49/-0
Re: Re: Цены и жалования в Средние века
« Ответ #60 : 02 Сентября 2014, 10:39:54 »
А то.
Как там у Вишневского (не ручаюсь за точность): Ну как не позавидовать работе палача? Работа ведь на воздухе, работа ведь с людьми.
Палач не знает отдыха,
Но всё же, чёрт возьми,
Работа-то на воздухе,
Работа-то с людьми!

Оффлайн вахмурка

  • Эсквайр
  • ****
  • Сообщений: 528
  • Уважение: +40/-0
Re: Цены и жалования в Средние века
« Ответ #61 : 02 Сентября 2014, 15:04:56 »
Про работу и доходы палача в средние века...книга стр.15.

Оффлайн stirlitz

  • Герцог
  • *****
  • Сообщений: 2021
  • Уважение: +89/-0
  • Mors certa, hora incerta
Re: Цены и жалования в Средние века
« Ответ #62 : 03 Сентября 2014, 00:39:14 »
Блин, одежду казнённого ниже пояса..... :laugh: Это ж издевательство над палачом :laugh:

До казни надо было портки снимать :D

Это хорошая проверка профессиональной квалификации: крайне важно не напугать объект преждевременно.
Mit freundlichen Grüßen
Konstantin

Оффлайн Vlad1971

  • Форумчанин 2014 года медиевист Castle Coins
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 7350
  • Уважение: +477/-0
  • CORONATVS QVIA LEGITIME CERTAVIT
Re: Цены и жалования в Средние века
« Ответ #63 : 03 Сентября 2014, 01:04:38 »
Да дело даже не в испуге, после казни мускулатура расслабляется и опа....
Монета на аватарке моя.
Лавка монет на форуме

Оффлайн vavan

  • Raubritter
  • Фрик
  • Герцог
  • *
  • Сообщений: 5478
  • Уважение: +557/-1
Re: Цены и жалования в Средние века
« Ответ #64 : 03 Сентября 2014, 03:14:11 »
Да дело даже не в испуге, после казни мускулатура расслабляется и опа....

сфинктеры.
Они самые.
Если бы не расслаблялись, то палач не получал бы даже исподнего.
А так, кому оно нужно?

Оффлайн вахмурка

  • Эсквайр
  • ****
  • Сообщений: 528
  • Уважение: +40/-0
Re: Цены и жалования в Средние века
« Ответ #65 : 03 Сентября 2014, 03:29:03 »
.В первый раз в царствование Людовика IX, около 1260 года, исполнителя стали называть палачом.

Многие были не согласны насчет этимологии этого слова.

Это слово сначала было ругательным. Лишь впоследствии слово ругательное стало означать звание


Хотя звание исполнителя верховных приговоров, как в средние века, так и во времена монархии было лишено почестей и отличий, зато оно доставляло весьма большое количество привилегий.

Главным было право, которым он пользовался почти во всех городах — брать на рынках съестные припасы даром.

Вследствие этой привилегии он мог брать зерна, которое продавалось на рынках, столько, сколько мог захватить руками.

Это право было предоставлено исполнителю, без сомнения, с целью доставить ему удовлетворение личных потребностей и избавить его от необходимости покупать продукты, которые не всегда легко было ему достать за деньги, так как многие отказывались принимать их из рук палача.

Исполнитель мог не использовать это право, и ему было дозволено предоставлять право участия в этом сборе своим помощникам.

К привилегии,  присоединялось еще много других.

Еще он имел доходы и с казненных.

Сначала им было дозволено брать лишь то, что находилось под поясом; потом они получили право на всю одежду осужденных.

Кроме всех перечисленных , исполнитель казней получал еще известную плату за каждую экзекуцию.

В XIV и XV веках, кажется, она достигала пяти солей. Мы находим опять же в архивах города Орлеана подтверждение существования этого права.

В 1721 году жалобы, которые возникали по поводу права сбора доли со съестных продуктов, до такой степени надоели  правительству, что Его Королевское Величество, милостивейший государь герцог Орлеанский, регент Франции, упразднил его в Париже и заменил вознаграждением в шестнадцать тысяч ливров ежегодно


Оффлайн манро

  • Форумчанин 2017 года
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 4937
  • Уважение: +398/-0
Re: Цены и жалования в Средние века
« Ответ #66 : 05 Сентября 2014, 14:11:24 »
Виктор Головин
Шедевры и деньги. Итальянское искусство раннего Возрождения с финансовой точки зрения


Опубликовано в журнале: Неприкосновенный запас. 2001, №3(17). В полном виде - 3 глава его монографии "Очерки визуальности: Мир художника раннего итальянского Возрождения".

 Анализ финансовых аспектов деятельности итальянских мастеров ХV века облегчается тем, что существовал некий средний уровень цен на произведения искусства, установившийся еще во времена позднего средневековья и ставший традиционным. На него ориентировались заказчики, с ним вольно или невольно примирялись художники. Разница гонораров ведущих и второстепенных мастеров была незначительной, исключения из правил единичны и появляются главным образом ближе к концу столетия. Средневековые представления о так называемой справедливой цене еще не были изжиты. “Справедливая цена” основывалась на стоимости использованных материалов, количестве затраченного на работу времени и аналогах оплаты подобного рода произведений.
Все это позволяет вычислить среднестатистические цены — не с точностью до последнего флорина, но оставляя допуски и устанавливая определенный “створ” ценообразования.

Статуя из мрамора — 100—120 флоринов. Мраморный рельеф стоил 30—50 флоринов, позолоченный бронзовый (например, рельефы купели сиенского баптистерия работы Донателло и Гиберти) обходился в 180—200. Скульптурная группа “Пьета” Микеланджело была оценена в 150 римских дукатов (римские дукаты были чуть дешевле флоринов). Якопо делла Кверча за украшение фонтана “Фонте Гайя” получил 2000 флоринов при первоначальной оценке в 1600. Донателло за конный памятник кондотьеру Гаттамелате заплатили 1650 дукатов. Материал и отливка бронзовых “Райских дверей” флорентийского баптистерия стоили 1135 флоринов.
Цены на небольшие алтарные доски колебались от 20 до 40 флоринов. Среднего размера живописный алтарь обходился заказчику в 40—70 флоринов. Большой или многостворчатый алтарь в среднем оценивался в 170—180 флоринов, хотя есть существенный “разброс” цен из-за стоимости используемых при работе красок и золота. Примеры: “Коронование Богоматери” Боттичелли — 100 флоринов, “Поклонение волхвов” Доменико Гирландайо — 115, “Поклонение волхвов” Джентиле да Фабриано, “Мадонна делла Мизерикордиа” Пьеро делла Франческа, “Вознесение Марии” Нери ди Биччи — по 150, “Алтарь Линайуоли” Фра Анджелико — 190, “Коронование Богоматери” Филиппо Липпи — 240, “Поклонение волхвов” Филиппино Липпи, “Мученичество святого Себастьяна” Антонио Поллайоло — по 300.
Среднего размера фреска стоила 15—30 флоринов: например, изображение кондотьера Джованни Акуто работы Паоло Уччелло — 15 флоринов, аналогичная фреска Андреа дель Кастаньо, на которой представлен кондотьер Никколо да Толентино, была оценена в 24 флорина, фреска Нери ди Биччи в церкви Сан Панкрацио — 30. За каждую фреску на стенах Сикстинской капеллы мастерам платили по 250 флоринов. Пинтуриккьо за роспись библиотеки в Сиене получил около 1000 флоринов, Бальдовинетти за фрески в церкви Санта Тринита — 1000, Гирландайо за капеллу Торнабуони в церкви Санта Мария Новелла — 1100, Гоццоли за фрески в пизанском Кампо Санто — 1200.

На первый взгляд, суммы в золотых флоринах получаются немалые. Но было бы ошибкой полагать, что они равны реальным доходам мастеров. Цена включала в себя стоимость материалов, которая в мраморных вещах составляла треть, а в бронзовых — около половины от всего выплаченного заказчиком. Например, “Святой Матфей” Гиберти был оценен в 1039 флоринов, мастер же получил только 500. В небольших и недорогих живописных произведениях гонорар за работу составлял примерно половину общей цены, зато и суммы были невелики. На больших, многофигурных и дорогостоящих вещах мастер зарабатывал только треть от их стоимости.

Но и эти деньги не даром и не сразу даются. Во-первых, тратится время. Мраморная статуя делалась в срок от 6 месяцев до 2 лет, обычно около года. Пристенное надгробие — от 1,5 до 2 лет. Живописный алтарь — от 6 месяцев до 1,5 лет, в зависимости от размера и сложности заказа. Фресковая роспись капеллы занимала 2—4 года, и это в среднем. Во-вторых, заказчики нередко безбожно затягивали оплату. Чтобы застраховать себя, многие художники не начинали работу без аванса и не отдавали законченное произведение, не получив всех причитающихся денег. Некий Никколо Гроссомастер по металлу возвел эту практику в принцип, за что и получил прозвище Капарра, которое переводится как “задаток” или “давай задаток”. Дополнительно нужно учесть затраты на аренду мастерской, инструменты, на содержание ассистентов и учеников. Если сделать все необходимые вычеты, то чистого дохода остается не так уж и много.

Большинство художников ХV века зарабатывали на разовых контрактах, и здесь вступает в си лу субъективный фактор. Хорошо, когда заказов достаточно и они постоянно перекрывают друг друга, обеспечивая непрерывность работы и поступления денег. Но даже у крупных мастеров бывали сбои в поступлении заказов, когда приходилось жить за счет накоплений. Потому считались престижными долговременные контракты с фиксированной месячной или годовой зарплатой. Гиберти, выполнявший заказ на двери флорентийского баптистерия, получал 200 флоринов в год. Расписывавший капеллу папы Николая V в Ватикане Фра Анджелико — также 200 флоринов ежегодно, его партнер Беноццо Гоццоли — 84 флорина. Для сравнения можно указать, что заведующий канцелярией флорентийской синьории имел годовую зарплату в 600 флоринов (правда, с обязательством содержать четырех писарей). Университетские профессора в те благословенные времена получали, в зависимости от квалификации и знания древних языков, от 500 до 2000 флоринов в год. Зато ученик в мастерской художника, этакий Ванька Жуков XV столетия, довольствовался 6—12 флоринами годового дохода.
Существовал и другой вариант обретения материальной стабильности — поступить на службу к государю, стать придворным мастером. Когда Мантенья перебрался из Падуи к Лодовико Гонзага, ему установили жалование в 50 дукатов ежемесячно (то есть 600 в год), дали помещение для жилья, обеспечили зерном и дровами. И это не считая премиальных и дорогих подарков, самым бесполезным из которых было возведение в рыцарское достоинство. Условия более чем достойные, у Мантеньи появились средства для строительства дома по собственному проекту, покупки земли и коллекционирования антиков. Когда Леонардо да Винчи в 1482 году уехал в Милан, ему обещали выплачивать 2000 дукатов в год, но это уже ситуация конца ХV века, плюс высокая репутация Леонардо и щедрость герцога Лодовико Моро, вполне допустимая при его годовом доходе в 650 тысяч дукатов.

Конечно, далеко не каждый итальянский художник ХV столетия сумел столь выгодно пристроиться. Подавляющее большинство зависело от наличия заказов в условиях конкуренции, постоянства клиентов и благосклонности Фортуны. Неудивительно, что даже лучшие из лучших не гнушались дополнительными заработками, активно занимаясь полуремесленной, на наш сегодняшний взгляд, деятельностью. Сама профессия материально обеспечивала средне. Отсюда и желание заработать деньги вне своих профессиональных занятий.
Один из вариантов — покупка земли с последующей сдачей ее крестьянину-арендатору. Это дело было довольно прибыльным, но требовало наличия свободных средств и постоянного контроля. Другой вариант — вложение накопленных денег в недвижимость, главным образом дома и помещения для мастерских, которые сдавались в аренду или перепродавались при благоприятном изменении цен. Еще вариант — помещение денег в банк под процент. Но все эти операции были нерегулярными и незначительными по объему вложенных средств, они не меняли кардинально экономический и социальный статус художников.

Поняв, каким был общий уровень доходов от занятий своим ремеслом и поступлений из дополнительных источников, интересно было бы оценить конечные результаты, то есть благосостояние художников кватроченто. Если цены на произведения искусства еще можно, с определенными оговорками, привести к единому знаменателю, то с накоплениями ренессансных мастеров проделать это несколько сложнее. Слишком многое зависело от случая и удачи, одним доставалось больше выгодных заказов, другим меньше. Прочная репутация, известность или слава тоже приносили свои дивиденды — все-таки во времена раннего Возрождения начали ценить творческую индивидуальность и талант, хотя не сразу и не везде. Нужно также учесть разный склад характеров художников: одни умели сохранить, выгодно поместить, преумножить заработанное и даже находили в этом удовольствие, другим такое не было дано, или материальная сторона повседневной жизни их меньше интересовала.

 Среди мастеров ХV столетия были люди довольно зажиточные, например Гиберти. Согласно налоговой декларации 1427 года, у него собственный дом во Флоренции, приличный кусок земли в Сан Донато ди Фронзано, счет в банке на 714 флоринов, а также ему должны 185 флоринов за уже выполненные работы. Для сравнения возьмем декларацию о доходах Донателло, поданную в этом же году. В наличии у него 1 флорин с небольшим, жилье он арендует за 15 флоринов в год, собственности не имеет, за исключением вещей для домашнего пользования. Совместно с партнером Микелоццо владеет инструментами стоимостью 30 флоринов. Заказчики должны ему 210 флоринов, при этом сам он задолжал разным людям 203, то есть положительное сальдо всего 7 флоринов. В декларации также отмечено, что на иждивении Донателло престарелая мать, сестра-вдова и ее нетрудоспособный сын. Брать налоги практически не с чего, впору самой синьории оказать скульптору социальную помощь. Этот документ составлял хитроумный Микелоццо, возможно, несколько подтасовавший баланс. В переписке с налоговой инспекцией и государством было принято прибедняться и хитрить, достаточно вспомнить двойную бухгалтерию и всяческие “секретные книги” доходов итальянских купцов. Но сильно отклоняться от действительного состояния дел было невозможно — в республиканской Флоренции того времени все были на виду.

Недвижимостью владел не только зажиточный Гиберти, но и многие другие мастера ХV века. У Филиппо Липпи, Верроккьо, Козимо Росселли и Перуджино было по два дома. Нери ди Биччи одно время располагал 4 домами и счетом в банке на 1360 флоринов. Конечно, по своей стоимости дома художников не могли сравниться, например, с палаццо Медичи — за них уплачено всего лишь по 100—200 флоринов. Сдаваемые в аренду земельные участки были у Бенедетто да Майано, Нери ди Биччи, Мантеньи, братьев Поллойоло, Гирландайо, Боттичелли.

Инвентари имущества и завещания тоже красноречивы. У Якобелло дель Фьоре среди обычного домашнего скарба попадаются предметы роскоши, у Бенедетто да Майано имеется хорошо подобранная и дорогостоящая библиотека. В составленном после смерти Козимо Росселли инвентаре упомянуты: участок земли с постройками, городской дом с обстановкой и мастерской на первом этаже, сданный в аренду второй дом, еще строящийся третий дом, 809 флоринов наличными, вклады в банк на имя детей и приданое невесток на общую сумму 1268 флоринов, мастерская с инструментами и произведениями искусства, в том числе несколькими работами Леонардо да Винчи.
Но не все художники жили столь благополучно. Неслучайно Р. Виттковер одну из глав своей известной книги “Рожденные под Сатурном” называет “Между голодом и славой”. Мазаччо и Кастаньо умерли в бедности, обремененные долгами. Уччелло жаловался, что в старости не имеет ничего, уже не может работать и на руках у него больная жена. Доменико Венециано выпрашивает деньги у Пьеро Медичи, ссылаясь на тяжелую судьбу. У Верроккьо, согласно налоговой декларации 1457 года, долги и нет заказов. В последнем случае, правда, это временные трудности или обычные хитрости с налогами. По завещанию мастера его брату Томмазо достались два дома и немалая сумма, хотя ее часть надлежало еще получить с должников.

В 1439 году Филиппо Липпи пишет Пьеро Медичи: “Я, как хорошо известно, один из беднейших монахов Флоренции. Бог оставил меня с 6 племянницами, которых нужно выдавать замуж, они нездоровы и никуда не годны, а я для них единственная, хотя и недостаточная опора. Если бы Вы позволили получать в долг из Вашего дома немного зерна и вина, это было бы величайшей поддержкой для меня. Я умоляю Вас со слезами на глазах, когда я умру, дать это и бедным детям”. Потом судьба была более благосклонна к художнику, после его смерти в 1469 году его жена унаследовала дом в Прато, а сын получил довольно приличный (300 флоринов) дом во Флоренции.
Были, есть и будут богатые и бедные. Художники ХV века здесь не исключение, хотя “богатство” их ограниченно и выглядит более чем скромно по сравнению с состоянием купца Бонаккорсо Питти, банкира Козимо Медичи и других, скажем так, “новых итальянцев” того далекого столетия, относящегося к эпохе первоначального накопления капитала.
Приведенные выше цифры выплат, доходов и накоплений останутся просто цифрами, если не сопоставить цены на произведения искусства с прожиточным минимумом в Италии ХV века, ценами на продовольствие, товары и услуги.

Обычный дом стоил 100—200 флоринов, “улучшенной планировки” — от 300 до 400. Конечно, это не роскошное палаццо, а втиснутая в плотную городскую застройку каменная коробка, но при этом вполне пригодная для жилья и имеющая, как правило, 2—3 этажа. Стайоро земли (43,6 м2) оценивался в 3—4 флорина, то есть привычная для нас “сотка” обходилась покупателю в 7—9 флоринов. Пара рабочих волов продавалась за 25—27 флоринов, хорошая верховая лошадь — за 70—85.

Стоимость минимального набора основных продуктов питания (хлеб, мясо, оливковое масло, вино, овощи и фрукты) для семьи из четырех человек в первой четверти ХV века составляла около 30 флоринов в год. Приличную верхнюю одежду можно было приобрести за 4—7 флоринов, но богатые одевались дороже. В “Хронике” Бонаккорсо Питти упомянуты: кафтан за 100 флоринов — из рисунчатого бархата и подбитый беличьими спинками, кафтан из розовой материи на подкладке из зернистой тафты — за 45 флоринов, а также женское платье крапчатого бархата ценой 75 флоринов.

Таким образом, скульптурная группа “Пьета” Микеланджело и “Мадонна делла Мизерикордиа” Пьеро делла Франческа, шедевры мирового искусства, достались заказчикам за суммы, соответствующие стоимости двух лошадей. Алтарный образ “Коронование Богоматери” Боттичелли по цене был равен роскошному кафтану, причем сам художник получил за работу около 30 флоринов и, тем не менее, обеспечил годовой прожиточный минимум на пропитание семьи.

Самое время вернуться к началу этой статьи и пересчитать стоимость произведений искусства в лошадях, а также кафтанах беличьих, что мы и предоставляем сделать читателю. Если бы вам предложили сейчас на выбор дорогой кафтан или картину Боттичелли, то ответ понятен — работа великого мастера пополнит ваш бюджет не одним миллионом долларов. Но это неправильная постановка вопроса. Сформулируем его иначе.

Итак, что выбираем: на имеющиеся деньги купить недорогую иномарку (как средство передвижения, аналогичное хорошей лошади), одеться у модельера с мировым именем или приобрести работу известного российского художника? Ответ, полагаем, тоже понятен — картину возьмет тот, кто все остальное уже имеет и при этом понимает перспективность капиталовложений в произведения современного искусства или одержим благородной страстью коллекционирования. Таких у нас крайне мало, в отличие от Италии эпохи Возрождения.
Сказывается отсутствие среднего класса с прочными культурными традициями. Среди заказчиков живописца Нери ди Биччи были не только банкиры и купцы, но также кузнецы, сапожники, парикмахеры, аптекари, бондари, портные, красильщики тканей, изготовители канатов и так далее. Конечно, это не наемные работники соответствующих профессий, а владельцы небольших мастерских — люди, по социальному положению близкие самим художникам тех времен.

Есть и другой, нам привычный, способ сопоставить цены на произведения искусства в ХV веке с сегодняшними реалиями жизни — перевести все в доллары США. С точки зрения грамотного экономиста, это некорректно (из-за изменений стоимости и покупательной способности золота за прошедшие пять столетий), но в качестве курьеза такой подсчет имеет право на существование.
Полноценный флорин содержал 3,537 грамма высокопробного золота, то есть сейчас должен стоить (не у нумизматов, а по весу металла) порядка 42 долларов. Дальнейшие расчеты несложны. Вышеупомянутые работы Микеланджело и Пьеро делла Франческа соответствуют 6000 и 6300 долларам. Картина Боттичелли стоит 4200, а его гонорар составляет около 1250 (имел бы под рукой холст и краски современного фабричного производства, получил бы намного больше).

С другой стороны, приличный дом обходится около 8400, минимум еды для семьи из четырех человек — около 1300 (то есть около 325 на человека в год), хорошее средство передвижения — около 3000, сотка земли — около 350 долларов. Зарплата Гиберти составляет 8400 в год, или 700 долларов ежемесячно. Приличное пальто стоит около 400 долларов, роскошная верхняя одежда — от 2000 до 5000. По жилью, зарплате и еде мы сейчас в худшем положении, повседневная одежда подешевела, в остальном где-то соответствуем. Только не стоит воспринимать эти денежные расчеты серьезно.

А если серьезно, то сопоставим доходы и социальный статус художников ХV века и современных мастеров. Первые занимают достаточно прочное место в средних слоях общества, заказчики их не балуют, но при благоприятном стечении обстоятельств и некоторой расторопности жить можно вполне достойно. Вторые — разделены на две неравные группы, как и наше современное общество. Очень многие художники далеко не дотягивают до положения среднего класса, лишены чувства уверенности и стабильности, вынуждены продавать работы за 100—150 долларов (если еще найдется покупатель). И это почти не зависит от их профессионального мастерства, больше значат деловая хватка, спонсоры и везение.
Другая, элитная, группа современных художников — сумевших выжить, укрепиться и найти выгодные заказы, “раскрученных” галереями или получивших поддержку зарубежных покупателей — весьма немногочисленна. Их доходы, полагаем, намного превышают то, что зарабатывали мастера раннего Возрождения, и у них собственный уровень цен, на всех современных художников не распространяющийся.

Но не это плохо, хуже другое — не хватает соединительного звена. Слишком мало сейчас художников со средними доходами и соответствующим, достаточно престижным положением в социальной иерархии. Для них нет питательной почвы — мощного слоя заказчиков со средним же достатком. Вот и получается, что большинство современных художников живет хуже, чем их коллеги в ХV веке, а меньшинство — значительно лучше.

 Опыт раннего Возрождения свидетельствует, что таланты расцветают не тогда, когда им много платят, а когда создается подходящая атмосфера. Конечно, в истории искусства были одиночки, изгои общества, не признанные при жизни гении, но мы прекрасно знаем, чего это стоило самим художникам. Создавать шедевры можно и такой ценой, однако делать это нормой для большинства мастеров несправедливо и неразумно, хотя в данном случае все зависит не столько от конкретных людей, сколько от исторической ситуации.
 
http://krotov.info/history/15/3/golovin_dengi.htm

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41692
  • Уважение: +939/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: Цены и жалования в Средние века
« Ответ #67 : 23 Ноября 2014, 19:59:09 »
Рекомендую!
Огромный массив информации по ценам в средние века.
Автор подборки перелопатил огромный массив средневековых документов и дает ссылки на источники цен товаров и услуг :ay:
http://www.luminarium.org/medlit/medprice.htm
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Vlad1971

  • Форумчанин 2014 года медиевист Castle Coins
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 7350
  • Уважение: +477/-0
  • CORONATVS QVIA LEGITIME CERTAVIT
Re: Цены и жалования в Средние века
« Ответ #68 : 26 Апреля 2015, 11:58:34 »
Вчера попалась фотосессия с музея монетного двора в Кутна Горе
стоимость в пражских грошах различных предметов, продуктов, живности в средневековье при разных королях
 http://www.iacp.dvo.ru/lab_11/oxxo/Velichko/praga05/slides/dsc01187.html
(там фото хорошо увеличивается)
Со 177 слайда разные фото из музея
« Последнее редактирование: 26 Апреля 2015, 12:27:44 от Sterling »
Монета на аватарке моя.
Лавка монет на форуме

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41692
  • Уважение: +939/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: Цены и жалования в Средние века
« Ответ #69 : 26 Апреля 2015, 12:28:30 »
Влад, классная табличка! :ay:
Я картинку заменил на более четкую ::)
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн манро

  • Форумчанин 2017 года
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 4937
  • Уважение: +398/-0
Re: ЦЕНЫ И ЖАЛОВАНИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА
« Ответ #70 : 04 Августа 2016, 12:56:42 »
Франция в первой половине XIV века самой густонаселенной страной Европы, на втором месте шли Италия и Германия. Разные источники располагают эти две страны по-разному, отдавая пальму первенства то одной из них, то другой.

Первая половина XIV века - демографический пик Европы, потом последовали много неурожайных лет и как следствие сильнейший голод, 3 опустошительные эпидемии чумы, кровопролитные войны и население Европы быстро очень сильно сократилось.
 Показателей первой половины XIV века страны Европы снова достигли только через несколько веков.

Население, например, Англии при переписи Вильгельмом Завоевателем в 1066 году было около 1 миллиона человек, оно возросло к середине XIV века до 7 миллионов человек. Тогдашняя Франция, которая в географическом смысле была меньше современной к 1328 году имела население около 20 миллионов человек, такое население Франция достигла только кол времени правления кардинала Ришелье, а например, итальянская Тоскана имела в 1300 году население порядка 2 миллионов человек, такой численности она снова достигла только к 1850 году.

Оффлайн lirik85

  • Рыцарь
  • Герцог
  • ******
  • Сообщений: 3928
  • Уважение: +213/-0
  • Делай что должно, и будь что будет
Re: ЦЕНЫ И ЖАЛОВАНИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА
« Ответ #71 : 05 Августа 2016, 00:16:53 »
Франция в первой половине XIV века самой густонаселенной страной Европы, на втором месте шли Италия и Германия. Разные источники располагают эти две страны по-разному, отдавая пальму первенства то одной из них, то другой.

Первая половина XIV века - демографический пик Европы, потом последовали много неурожайных лет и как следствие сильнейший голод, 3 опустошительные эпидемии чумы, кровопролитные войны и население Европы быстро очень сильно сократилось.
 Показателей первой половины XIV века страны Европы снова достигли только через несколько веков.

Население, например, Англии при переписи Вильгельмом Завоевателем в 1066 году было около 1 миллиона человек, оно возросло к середине XIV века до 7 миллионов человек. Тогдашняя Франция, которая в географическом смысле была меньше современной к 1328 году имела население около 20 миллионов человек, такое население Франция достигла только кол времени правления кардинала Ришелье, а например, итальянская Тоскана имела в 1300 году население порядка 2 миллионов человек, такой численности она снова достигла только к 1850 году.
Ром, не поверишь, только сегодня читал об этом. ???
Климатический пессимум раннего Средневековья, затем Средневековый климатический оптимум, ну и разумеется затем Малый ледниковый период.
Интересно, что изменение погоды, влияющее на урожайность - основной источник дохода и выживания, всегда приводило к серьёзным демографическим последствиям. Как в одну, так и в другую сторону, в зависимости, от потепления и похолодания соответственно. :bs:
Причём частенько голод был не причём, а причём были войны и эпидемии им вызванные. :be:

Оффлайн манро

  • Форумчанин 2017 года
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 4937
  • Уважение: +398/-0
Re: ЦЕНЫ И ЖАЛОВАНИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА
« Ответ #72 : 24 Августа 2016, 18:28:06 »
Что ели в средневековой Европе
Источник - Денис Абсентис "Средневековая Европа. Штрихи к портрету"

 Если в начале средневековья в Европе одним из основных продуктов питания были желуди, которые ели не только простолюдины, но и знать, то впоследствии (в те редкие года, когда не было голода) стол бывал более разнообразным. Модные и дорогие специи использовались не только для демонстрации богатства, они также перекрывали апах, источаемый мясом и другими продуктами. Мясные и рыбные запасы в средневековье зачастую засаливали, чтобы они как можно дольше не испортились и не стали бы причиной болезни. А, следовательно, специи были призваны заглушать не только запахи но и вкус — вкус соли. Или кислятины.

Сейчас нам кажется странным, что жареное мясо в средние века зачастую еще и доваривали в бульоне, а приготовленную куру, обваляв в муке, добавляли в суп. При такой двойной обработке мясо теряло не только свою хрустящую корочку, но и вкус. Но иначе — не разжевать, не стоит забывать о более чем незначительном развитии зубоврачебного дела в то время. Дела с гигиеной полости рта в отсутствие волшебного «блендомеда» обстояли не лучшим образом, чем с гигиеной тела. К концу своей весьма недолгой, как правило, жизни, люди лишались практически всех своих зубов. Отнюдь не старая Кормилица в трагедии Шекспира говорит о Джульетте:
 "Четырнадцать зубов своих отдам
(Хоть жаль — их всех-то у меня четыре),
Что ей еще четырнадцати нет."

При этом, если высокое сословие хотя бы стеснялось многочисленных брешей в зубном ряду (Елизавета Английская, например, драпировала их кусками материи), то бедняки подобных комплексов были лишены напрочь. Плохо расходилась книга доктора медицины из Салона — магистра Мишеля Нострадамуса (Лион 1572. г., библ. Мазарини N 29289). Нострадамус в книге учил «Как приготовить порошок, вычистить и обелить зубы, как бы красны и черны они ни были...» Это на фиг никому было не нужно, и разочаровавшийся в коммерческом успехе медицинских книг Нострадамус решил, что лучше заняться предсказаниями. (Отметим в скобках, что зубная паста, представляющая собой смесь вина и пемзы, была изобретена египтянами примерно 5000 лет назад.)

комментарий Циника: Вполне логично предположить, что речь, произнесенная беззубым ртом была эээ... несколько шепелявой. «касссшелек, касссшилек (c) «Место встречи изменить нельзя»). А ты думаешь все эти шипящие, свистящие и прочие «оксфордские акценты» откуда? Think about that...

А как же разжевать жесткое мясо совсем беззубой челюстью? На помощь приходила смекалка: мясо разминалось в ступке до кашеобразного состояния, загущалось с помощью добавления яиц и муки, а полученная масса обжаривалась на вертеле в форме вола или овцы. Также иногда поступали с рыбой, особенностью этой вариации блюда было то, что «кашку» заталкивали в искусно стянутую с рыбы кожу, а затем варили или жарили. Соответствующее состояние стоматологии повлияло также на то, что овощи обычно подавали в виде пюре (измельченные овощи смешивались с мукой и яйцом). Первым, кто начал подавать овощи к столу порезанными на кусочки был метр Мартино. Генрих VIII-й признан кулинарным революционером за то, что привил своему двору любовь к обильным мясным блюдам. До него, конечно, мясо ели, но не в качестве главного блюда. В качестве приправ использовали разные уксусы и недопереваренные остатки животной пищи вместе с потрохами.

«Иногда для важных персон накрывали особый, высокий стол. Блюда подавали в закрытых сосудах: как для того, чтобы сохранить пищу горячей, так и для того, чтобы предохранить ее от грязи (в пищу могли попасть насекомые, может, даже и мелкие животные) и от яда…» (А.Л. Ястребицкая. Западная Европа XI – XIII веков. – М., 1978. – С. 67 – 71.)

Но это «буржуи», а простой народ ест кашу. Следует заметить, что каша того времени существенно отличается от наших нынешних представлений об этом продукте: средневековую кашу нельзя назвать «кашеобразной», в том значении какое мы сегодня придаем этому слову, она была довольно твердой, ее можно было резать. Еще одна особенность той каши заключалась в том, что несущественно было, из чего она состоит. Такое положение вещей сохранялось вплоть до XVIII столетия, когда на смену каше пришел картофель. На ужин вместо каши использовалась тюря из хлеба: «Вечерняя трапеза нередко заключалась в тюре из остатков хлеба, размоченных в молоке». (Ф. Бродель. Структуры повседневности. Возможное и невозможное. Т.1. – М., 1986. – С. 292)

Национальная кухня крестьянина французского, немецкого, или английского в средние века горячих блюд не имела. У французов был «луковый суп» — когда луковицу в воду стругают, плюс еще некоторые другие овощи. Но его не варят. Так дрова экономили. Простой народ не имел права рубить леса для собственных нужд. Как правило при поимке порубщика вешали тут же. К тому же времени относится и запрет на охоту.
Вода, употребляемая для питья и приготовления пищи, являлась разносчиком всевозможной заразы, в особенности холеры:

«В Париже главным источником воды оставалась сама Сена. Ее вода, которую продавали водоносы, считалась обладающей всеми достоинствами: будучи заиленной, она лучше держит лодки (что, правда, мало интересовало пьющих ее), превосходна для здоровья – а вот в этом можно усомниться…Очевидец писал: “…В воду многие красильщики три раза в неделю выливают свою краску… Вся эта часть города пьет омерзительную воду”. И уж лучше вода из Сены, чем из колодцев левого берега, никогда не бывших защищенными от ужасающих нечистот, – вода, на которой булочники замешивают свой хлеб». (Ф. Бродель. Структуры повседневности. Т.1. – М., 1986. – С. 248.)

Если кто-то от такой диеты серьезно заболевал, то «на помощь» приходила средневековая медицина:
«Кровопускание и очистка желудка оставались основными, если не единственными лечебными средствами… Еще в XIV и XV веках лучшие специалисты рекомендовали такой способ борьбы с болезнью, как подвешивание за ноги, чтобы яд вышел из ушей, носа, рта и глаз. Хирургия находилась под запретом, кроме практической хирургии, которая была отдана не врачам, а цирюльникам». (А.Л. Ястребицкая. Западная Европа XI – XIII веков. – М., 1978. – С. 63.)

Оффлайн манро

  • Форумчанин 2017 года
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 4937
  • Уважение: +398/-0
Re: ЦЕНЫ И ЖАЛОВАНИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА
« Ответ #73 : 19 Сентября 2016, 14:18:41 »
Римская Империя и окружающие ее варвары, бедные и технологически отсталые в средние века до Первого крестового похода выглядели как Византия (оно же государство ромеев, т.е. все та же Империя Римлян) и все так же окружающие ее варвары - ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ДИКОСТЬ.
 ЗАПАДНУЮ Европу и Рим захватили варвары и на обломках когда-то больших и процветающих провинций и густонаселенных городов Римской Империи создали свои варварские государства, в котором латинская составляющая была минимальна и постоянно уменьшалась - довольно быстро у них исчезла промышленность, водоснабжение, канализация, дороги, римское право заменили салические законы, началось беззаконие, эпидемии, тотальная антисанитария, скудные урожаи, какие-то импортные товары из Византии и с Востока могла позволить себе только знать. Всю торговлю Европы с Востоком контролировала Византийская Империя до Крестовых походов. Те же венецианцы, генуэзцы и пизанцы грузили восточные товары преимущественно именно в византийских портах.
В итоге в западной Европе катастрофически упал уровень жизни и ее продолжительность.
 
Расцвет и рост Европы начался после уничтожения Византии после взятия крестоносцами ( а по сути варварами средневековья) Константинополя (Рима Средневековья) в 1204 году. Римская Империя в 1204 году рухнула окончательно под напором варваров.
 Захваченные крестоносцами в Константинополе ценности - золото и реликвии были настолько огромны, что дали толчок роста дикой западноевропейской цивилизации, которая до этого повторюсь представляло из себя жалкое зрелище. Также обращу внимание на то, что большинство письменных источников были в Западной Европе были фальсифицированы в более позднее время, например, "дар Константина римскому папе" и т.д.
 
Если интересно подробнее на эту тему послушайте здесь про Византию и Запад, про их цивилизационные различия, интересно разобрались в терминах
https://www.youtube....h?v=Y25UlEoQjtI

Оффлайн манро

  • Форумчанин 2017 года
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 4937
  • Уважение: +398/-0
Re: ЦЕНЫ И ЖАЛОВАНИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА
« Ответ #74 : 19 Сентября 2016, 14:20:02 »
https://www.youtube.com/watch?v=Y25UlEoQjtI  ссылка на интересный разговор о цивилизационных различиях Византии и западной Европы - Рима и варваров

 

Поиск

 
Яндекс.Метрика