Автор Тема: ПАРУСНЫЙ ФЛОТ  (Прочитано 12403 раз)

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 44002
  • Уважение: +989/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ПАРУСНЫЙ ФЛОТ
« Ответ #45 : 07 Августа 2023, 23:49:37 »

Что дала России первая кругосветка?
Ровно 220 лет назад, 7 августа 1803 года, в путешествие отправилась первая русская кругосветная экспедиция. Этот поход стал в итоге не только одним из величайших подвигов отечественного мореплавания, но и колоссальным достижением внешней политики Российской империи.
https://m.vz.ru/society/2023/8/7/1224550.html
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Vlad1971

  • Форумчанин 2014 года медиевист Castle Coins
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 7546
  • Уважение: +511/-0
  • CORONATVS QVIA LEGITIME CERTAVIT
Re: ПАРУСНЫЙ ФЛОТ
« Ответ #46 : 08 Августа 2023, 01:31:28 »
Медаль "За путешествие вокруг света 1803—1806" или «За путешествие кругом света» — государственная награда Российской империи, которой награждались моряки, участвовавшие в кругосветной экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Медаль «За путешествие вокруг света 1803—1806» была учреждена Александром I 15 августа 1806 года, одновременно с медалью «Союзные России». Повеление об учреждении медали далее было сообщено министром коммерции министру финансов. Медаль была предназначена для участников первого русского кругосветного плавания на кораблях «Надежда» и «Нева». Известно о награждении матросов шлюпа «Нева», но нет сведений о награждении матросов с «Надежды». Медаль имела необычную восьмиугольную форму и была сделана из серебра. Размеры медали — 40×30 мм. На лицевой стороне медали изображён портрет Александра I в мундире Преображенского полка. Под обрезом изображения подпись медальера — «В.безбородной р.» — В. Безбородный резал. На оборотной стороне медали в овальном картуше изображён корабль, плывущий по морю. Вокруг корабля в овале надпись: «ЗА ПУТЕШЕСТВІЕ КРУГОМЪ СВѢТА». Сверху и снизу даты путешествия — «1803» и «1806». Справа внизу подпись медальера — «C. Leberecht f» — Карл Леберехт исполнил. По периметру с обеих сторон ряд мелких бус. Медали чеканили на Санкт-Петербургском монетном дворе, известно о изготовлении и выдаче награждённым 32 медалей. Медаль имела ушко для крепления к ленте. Носить медаль следовало на груди. Лента медали — Андреевская

Источник: https://southklad.ru/katalogi/medali-rossijskoj-imperii/medali-pravlenie-aleksandra-i/medal-za-puteshestvie-vokrug-sveta-1803-1806.html
Монета на аватарке моя.
Лавка монет на форуме

Оффлайн Vlad1971

  • Форумчанин 2014 года медиевист Castle Coins
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 7546
  • Уважение: +511/-0
  • CORONATVS QVIA LEGITIME CERTAVIT
Re: ПАРУСНЫЙ ФЛОТ
« Ответ #47 : 08 Августа 2023, 01:35:15 »
Медаль "Союзные России" или «Для старшин североамериканских диких племён» — награда Российской империи, которая предназначались для раздачи вождям североамериканских племён, имевшим отношения с Российско-американской компанией. Медаль учреждена по указу императора Александра I 15 августа 1806 года. Повеление об учреждении награды было сообщено министру финансов министром коммерции. Одновременно была учреждена медаль «За путешествие вокруг света 1803−1806». Первоначально предполагалось чеканить медали «Союзные России» из олова или меди, но по высочайшему повелению от 5 сентября 1806 года в качестве материала нужно было использовать серебро. Награждения производились через Российско-американскую компанию. Запасом этих медалей распоряжался главный правитель Русской Америки Александр Андреевич Баранов. В 1811 году такие медали получили вожди индейских племён Северной Калифорнии, уступившие Российской-американской компании участок земли около залива Сан-Франциско где позже был построен Форт-Росс. Диаметр 40 мм. На аверсе медали изображён двуглавый орёл с распущенными крыльями, увенчанный императорской короной. На груди орла щит, висящий на ленте, на щите монограмма Александра I. На реверсе надпись в две строки: «СОЮЗНЫЕ РОССІИ», под надписью черта. Общее количество отчеканенных медалей неизвестно. Известны варианты медали, отличающиеся меньшим диаметром (36 мм), большей толщиной, деталями в изображении орла на аверсе. Кроме того, есть сведения о медалях, изготовленных из меди или олова. Возможно, такие медали чеканились неофициально, позднее и средствами самой Российско-американской компании. Медаль имела ушко для крепления к ленте. Носить медаль следовало на шее, на Владимирской ленте

Источник: https://southklad.ru/katalogi/medali-rossijskoj-imperii/medali-pravlenie-aleksandra-i/medal-soyuznye-rossii.html

Оффлайн Беръ

  • Ветеран
  • Бюргер
  • ***
  • Сообщений: 327
  • Уважение: +24/-1
Re: ПАРУСНЫЙ ФЛОТ
« Ответ #48 : 09 Августа 2023, 02:38:31 »
Ваша?

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 44002
  • Уважение: +989/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ПАРУСНЫЙ ФЛОТ
« Ответ #49 : 31 Октября 2023, 09:31:41 »
30 октября отмечается День основания Российского военно-морского флота.
 В это день в 1696 году Боярская дума утвердила указ Петра I о создании регулярного флота – «Морским судам быть».

«Дедушкой» русского флота стал бот, найденный 16-летним Петром I в селе Измайловском и восстановленный по его просьбе. Это был не первый российский военный корабль, но именно с него началось увлечение Петра Алексеевича кораблестроением.

«На что Вам корабли, Государь?», – спрашивал молодого царя контр-адмирал Патрик Гордон. – «Ведь у Вас нет морей». – «Были бы корабли, а моря я найду», – отвечал Пётр I.

Первым регулярным формированием отечественного ВМФ стал Азовский флот, созданный в Воронеже для походов по защите южных рубежей. Именно в этом городе было открыто первое в России Адмиралтейство и при нём навигаторская школа. Здесь же впервые поднято белое полотнище с Андреевским крестом, которое сегодня является кормовым флагом ВМФ нашей страны.

В 1702 году в ходе Северной войны был создан Балтийский флот, а в 1722 году в результате успешного Персидского похода – Каспийская флотилия. Черноморский флот был основан в 1783 году после присоединения к Российской империи Крыма.
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 44002
  • Уважение: +989/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ПАРУСНЫЙ ФЛОТ
« Ответ #50 : 29 Января 2024, 00:59:14 »
Сегодня важный день в истории Севастополя и флота

28 января 1820 г отряд из русских военных кораблей "Восток" и "Мирный" приблизился к южному полярному континенту - была открыта Антарктида. Шлюпом "Мирный" командовал Михаил Петрович Лазарев. Впоследствии знаменитый моряк стал командующим Черноморским флотом, губернатором Севастополя. Лазарев не просто храбрый офицер, под командованием которого впервые боевой корабль России был удостоен за победу при Наварине высшего коллективного отличия - Георгиевского флага. Это благоустроитель южного форпоста России, просветитель, учёный, мореплаватель, педагог, выдающийся администратор и организатор - добрый гений Севастополя.
Экспедиция Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева ответила не только на вопрос наличия континента на Южном полюсе, но имела своей целью вопросы стратегической разведки морских путей, были отработаны вопросы снабжения и обеспечения военных кораблей и команд в сверхдальних плаваниях, организации быта моряков.
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 44002
  • Уважение: +989/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ПАРУСНЫЙ ФЛОТ
« Ответ #51 : 10 Апреля 2024, 02:28:19 »
Полтава
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 44002
  • Уважение: +989/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ПАРУСНЫЙ ФЛОТ
« Ответ #52 : 13 Сентября 2024, 12:33:21 »
В истории почему-то укрепился устойчивый миф о том, что плохое качество русских кораблей парусного флота было вызвано волюнтаризмом Петра I (даже тогда почему-то, когда речь идет о более поздних годах), а так же русским раздолбайством и головотяпством.

Проблема этого взгляда в том, что о парусном флоте рассуждают люди, знающие, что он был, и что его строили из дерева. Это в принципе все знания, часто еще и опирающиея на сторонние авторитеты (например, иностранные), совершенно не учитывающие географию, особенности роста деревьев в разных климатических зонах и отличия, которые из-за этого налагаются на те или иные работы с древесиной. Самое смешное, что и сейчас есть люди, профессионально работающие с древесиной, но почему-то их мнение мало кому интересно, хотя во многом даже современные методы – это развитие методов XVII-XVIII веков. Связь там отлично прослеживается.

Давайте с вами сравним особенности лесозаготовок в трех странах – Англии, Испании и России. Итак, первым номером у нас идет Англия. Согласно английским правилам лес вырубался осенью. Перед вырубкой в нижней части дерева снималась кора, чтобы немного подсушить ствол. Срубленные бревна должны был сплавляться не на плотах, а на шлюпках (то есть бревна ни в коем случае не должны были касаться воды), они укладывались в шахматном порядке: первый ряд перпендикулярно второму. Сверху лес должен был закрываться навесом, причем тент относительно последнего ряда бревен должен был быть приподнят, а не просто лежать на бревнах. По приходу в порт и сортировке древесина должна была быть обработана галловой кислотой и выложена на сушку.

Теперь внимание – танцы с бубнами. Даже по признанию самих англичан на правильную сушку дуба потребно 10 лет, при этом главным условием тут является примерно одинаковая температура все время сушки без больших перепадов и «ровное» высыхание как краев, так и сердцевины, чего не всегда удавалось достичь даже с «самым лучшим английским дубом». Понятно, что запас древесины на 10 лет, пополняемый каждый год, разорит любую экономику, поэтому англичане сушили свой лес (по крайней мере начиная с 1750-х три-четыре года, поэтому и закупали и имели запас корабельного леса чаще всего на 2-3 года).

Как же удалось сократить время сушки в три раза? Да все очень просто. На поляне, где выкладывался лес, чаще всего сжигался торфяник или уголь, а вот далее делались помосты, куда укладывалась древесина, и навес и фальш-стенами. Получалась своего рода печка, которая позволяла в более быстрые сроки удалять влагу из стволов. Правда подобная мера приводила к ухудшению механических свойств дуба, то есть просыхал он неравномерно и был склонен к трещинам, но это считалось приемлемой платой за ускорение процесса в три раза.
Следующим пунктом у нас идет Испания. И здесь даже на стадии лесозаготовок мы видим существенные отличия. Если в Англии лес вырубался поздней осенью, то в Испании – поздним летом. Давайте рассмотрим поставки леса на верфи Кадиса с горных лесов Сегура-де-ла-Сьерра (Segura de la Sierra).

Итак, основная вырубка начиналась в июле-августе, потому что считалось, что именно в этот период тамошних в дубе и сосне меньше всего влаги, далее лес по реке Гуаделимар сплавлялся до Кадиса (из-за этого сплава, против которого резко выступали комиссары Кадисских доков, только каждое второе бревно годилось на строительство кораблей). Полученный лес выбраковывался, сортировался, и далее стволы выкладывались на сушку. Но если у англичан бревна располагались горизонтально, то испанцы сушили бревна вертикально, так же размещая их солнечных террасах. Сосны сушились 2 года, дуб – 4 года, и опять-таки – понятно, что он полностью не просушивался. Но испанский дуб, хоть и «полусухой» (не путать с вином!), был подвержен гниению гораздо меньше, нежели английский или русский дуб из-за повышенного содержания танинов.

Ну и, наконец, Россия. Изначально Петр попробовал было воспользоваться английским методом, ну да – вот этим самым: «Согласно английским правилам лес вырубался осенью. Перед вырубкой в нижней части дерева снималась кора, чтобы немного подсушить ствол». Но оказалось, что в нашей местности это не работает, причем даже в Воронежских лесах. Дело в том, что если в нашем климате снять кору в нижней части дерева, скажем, в сентябре, то в ноябре, как только ударят морозы, наш дуб в лучшем случае покроется трещинами, а в худшем – вообще треснет по всей длине, то есть станет пригодным только на бочки и гробы.

Поэтому вырубка дуба и сосны в русском варианте начиналась в феврале и длилась до 20 апреля (см. 2 том МИРФ, Петр собственно это и определил). Далее, согласно технологии лес сплавлялся и поступал на сушку, и опять-таки – сначала по британскому методу –то есть горизонтально уложенные бревна. Однако вскоре от этого отказались, поскольку вертикально уложенные бревна сохнут быстрее, поэтому та же Новая Голландия – завод по сушке бревен – была ориентирована именно на вертикальную загрузку. Более того, в зимнее время в ангары шли воздуховоды от печей, чтобы дерево быстрее сохло и скачки в температуре были не такими большими.

Еще одна особенность русского пути – это сама лесозаготовка. Согласно указу Петра Великого заготовка корабельного леса в Азовской и Казанской губ. и доставка его в адмиралтейства производилась на счет денежной повинности «с уездных людей Казанской губ.». Указом 31 января 1718 г. повелено: «в Казанской, Воронежской и Нижегородской губ. и Симбирском у., для работ по вырубке и доставке корабельных лесов, брать служилых мурз, татар, мордву и чуваш без всякой платы, а с тех из них, которые живут слишком далеко от лесных дач, собирать деньги для найма вольных рабочих. Вместе с тем постановлено было набрать до 300 чел. плотников, кузнецов, пильщиков и бочаров из русских сел и волостей тех же губ. (кроме Воронежской), зачислить их в рекруты и поселить особыми селениями, с возложением на них обязанности заготовлять корабельный лес для флота». Так образовалось особое сословие «лашманов», которые сильно тяготились возложенными на них натуральными повинностями, заставлявшими их отлучаться из дома за 300—500, а в некоторых селах даже за 800—1000 верст, как напр. для заготовки лиственницы по р. Чусовой.

Понятно, что лашманы не просто повинностью тяготились, но и искали выход, и в один прекрасный момент решили просто – зачем делать самим, когда можно кого-то нанять? И, с течением времени, «иноверцы» стали нанимать вместо себя «других работных людей, пеших по осьми копеек, конных по шестнадцати копеек», что привело к существенному росту стоимости заготовки леса, а так же к снижению качества заготовляемого и сплавляемого леса.

То есть даже на примере трех стран мы с вами видим, что последовательность действий, работающая в Англии, не подходит для Испании или России, а заготовка и выбраковка древесины имеет свой колорит и свои особенности в каждой стране.

Ну и напоследок. Список деревьев, которые действительно долго противостоят гниению и корабельному червю. Болотный или лысый кипарисовик – его смола обладает антиоксидантными свойствами и отпугивает морского червя и моллюсков. Но – годится только на мачты из-за малого диаметра ствола. Робиния ложноакациваемая – из-за присутствия большого количества салициловой кислоты и танинов может очень долго не гнить и отпугивать всякие морские гадости.
Атлантический белый кедр – этот плохо гниет даже в пресной воде.
Басролокус (Анжелика) – вообще мало восприимчиво к червю из-за плотного дерева. Tabebuia ochracea, сорт Кортес из Суринама – очень плотное дерево, тяжелее воды. Португальцы и французы чаще всего его пускали на строительство киля. Червям и моллюскам его просто тяжело прогрызть.

Ну и поскольку «врага нужно знать в лицо» - о червях и моллюсках.
Итак, основной морской червь – Teredinidae, имеет около 70 видов, сюда входят разного вида моллюски с длинным вытянутым телом. Так, к примеру, Teredo navalis может выжить в диапазоне солености от 7 до 35% и при температуре от 5 до 27 градусов. Если червь нашел питательную среду (например, обшивку нашего корабля) и прикрепился к ней – оплодотворение у него может происходить каждые пять дней. За год он выпустит более миллиона личинок. Личинки жрут лес в глубину и длину, и в результате уже через годик наше днище будет просто трухой. За год они проедают до 30 см поверхности.

Самый простой вариант этого избежать – обработать днище соком растений Castanharana, Jarana, и Mata Mata), что увеличит срок службы древесной поверхности до 5 лет, поскольку морские черви этот сок не выносят, травятся.

Автор - Сергей Махов
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

 

Поиск

 
Яндекс.Метрика