ФОРУМ CASTLE COINS
ИСТОРИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ => ГАЛЕРЕЯ ЗАМКА => АРХИТЕКТУРА СТАРИННЫХ ГОРОДОВ => Тема начата: Паисий Пчельник от 31 Мая 2015, 21:55:25
-
Некоторое время назад здесь:
http://forum.castlecoins.ru/index.php?topic=2494.330
состоялась интересная дискуссия по поводу стиля модерн в медалях.
В этой дискуссии я - хоть и остался при своем мнении - но официально признаю своё поражение.
Потому что я состязался не по правилам.
Мы говорили о медалях, но я не привел ни одного примера медалей. Кроме того, мне не хватает знаний в области живописи и декоративно-прикладного искусства. Поэтому я не могу сформулировать, так как Владимир: "Чтобы спорить о стиле, нужно для начала понимать философию стиля! Философия Ар-нуво: естественные формы и линии! Это кредо стиля! Это его обязательное условие! И уже дополнительно: декоративность, легкость, стекающая пластика, отсутствие прямых линий".
Это определение было Владимиром убедительно проиллюстрировано многочисленными примерами медалей.
Но мне всё еще кажется, что это кредо либо какого-то субнаправления в модерне, либо относится только к живописи.
Потому что то, что я знаю о модерне, в эту схему не вписывается.
А знаю я, честно говоря, только об архитектуре.
Поэтому решил продолжить тему не в виде спора, а просто буду здесь выкладывать интересные памятники в стиле модерн. Те что подходят под упомянутое определение, и те что не подходят.
Например, в этом посте прикреплю фото особняка Рябушинского архитектора Шехтеля, который, мне кажется, подходит. И фото особняка самого Шехтеля, который совсем не подходит. В следующих постах будет его же Ярославский вокзал, который подходит частично.
-
А что касается определений, то вот какое определение есть в книге В.Г. Лисовского "Архитектура России. Поиски национального стиля": "Модерн представлял собой явление крайне противоречивое. Трезвый рационализм соседствовал в нем с изысканным декоративизмом, а декларативное новаторство - с модернизацией традиционных мотивов, заимствованных из совершенно разный исторических источников... Целесообразность конструктивных и функциональных решений в архитектуре модерна сплошь и рядом контрастировала с символикой и мистикой... Модерн доказал свою способность "прорастать" в соседствующие с ним или сменившие его художественные течения. Это позволяет расширенно толковать само понятие "модерн" и называть "эпохой модерна" значительно больший отрезок времени, чем те 10-12 лет, когда "ноый стиль" существовал в относительно чистом виде.
Ниже здание Ярославского вокзала.
Дом Товарищества Елисеевых на Невском.
И скульптура, украшающая этот дом.
А также выставочный зал Венского сецессиона.
-
Здесь представлены фото здания Азовско-донского банка в СПБ и его детали.
-
Это дом арх. Бубыря в СПБ. Северный, скандинавский модерн. Такого, насколько я знаю, в Москве нет, а вот в Финляндии - есть.
-
Тут "неорусский" модерн.
Церковь в поселке Клязьма Москвской области.
И церковь в Токмаковом переулке в Москве.
-
А это церковь Святого Духа из Флёново-Талашкино. Логова художников и архитекторов "эпохи модерн".
И дом Перцовой в Москве, рядом с Храмом Христа Спасителя.
-
Пока всё.
Надеюсь, найду время продолжить.
Приглашаю дополнять.
-
Очень интересен шотландский модерн и его самый яркий представитель Чарльз Ренни Макинтош.
http://www.liveinternet.ru/users/la_belle_epoque/post244110609/
-
Добавлю немного собственных фотографий.
Лев Николаевич Кекушев:
Особняк Миндовского на Поварской. 1903-1904
Особняк Кекушевой на Остоженке. 1900-1903
-
Федор Осипович Шехтель. Особняк Дерожинской. 1901-1903
-
Этот дом мне особенно дорог :) Когда-то я разрабатывал проект его реставрации.
Ф.О. Шехтель. Скоропечатня Левенсона. 1900.
-
Муниципальный дом в Праге.
Магазин "Старая Англия" в Брюсселе.
-
Этим человеком я никогда не перестану восхищаться. А когда побывал внутри его зданий, понял, что и внутри они ничуть не менее интересны, чем снаружи.
-
еще
-
Этим человеком я никогда не перестану восхищаться. А когда побывал внутри его зданий, понял, что и внутри они ничуть не менее интересны, чем снаружи.
Конечно, не Гауди, но действительно очень самобытный Мастер! :ay:
-
Почему не Гауди? Это каса Мила и каса Батльо.
-
Почему не Гауди? Это каса Мила и каса Батльо.
На конкурсе двойников Чарли Чаплина великий актер проиграл любителям пантомимы, имитировавшим его походку и ужимки :laugh:
Но все равно я проинтуичил ::)
-
Почему не Гауди? Это каса Мила и каса Батльо.
Блин!
ПОЧЕМУ НЕ ВИКТОРИНА! >:(
Срубил еще плюса по легкому! >:(
-
Самый "модерновый" город нового света - Буэнос Айрес. Очень хочу посмотреть это все живьем.
-
еще
-
..
-
Что-то мне родной город напомнило :D
ул.Ленинградская :D
-
Самый "модерновый" город нового Самый "модерновый" город нового света - Буэнос Айрес.
Ух ты! Не знал...
-
Дом Левина около Красных ворот.
Мне совсем не нравится, но вчера проходил мимо и решил его тут показать: каким разным был модерн.
Вот тут чуть-чуть про него написано:
http://oldmos.ru/old/photo/view/12696
-
Что-то мне родной город напомнило :D
ул.Ленинградская :D
Что-то где-то я недавно это видел :)
Буквально сегодня :)
-
Что-то мне родной город напомнило :D
ул.Ленинградская :D
Что-то где-то я недавно это видел :)
Буквально сегодня :)
Согласись, красиво :D
Мы ведь не Остапы Бендеры, утверждать что это не Рио...
Хотя в наши летние +30- 40 вполне Рио :bs:
-
Самобытный Арнуво Каталонии:
-
Рижский Модерн, как и весь прибалтийский тоже очень интересен.
-
Особняк Кекушевой на Остоженке.
Архитектор Кекушев. 1903.
Местами конопляный декор.
Лев с крыши куда-то сбежал.
-
Лев с крыши куда-то сбежал.
Левика необходимо вернуть! Он не просто нес декоративную функцию, но и архитектурную: он завершал контур здания, который без него незавершенный!
-
Настройка , ужасна :bu: , а как же защита памятников архитектуры , главный архитектор ,только о кармане думают
-
Настройка , ужасна , а как же защита памятников архитектуры , главный архитектор ,только о кармане думают
Я абсолютно не в курсе истории здания, но допускаю, что пристройку могли забубенить еще до революции владельцы здания :-X
Например, в качестве служебного помещения для прислуги или технической комнаты, - если вы обратите внимание - там вставлены какие-то элементы декора, созвучные с убранством основного здания.
Но первоначальные формы здания это разрушило сильно! >:(
-
Здание Госбанка в Нижнем.
Построено 1911-1913 к 300-летию дома Романовых.
-
Здание Госбанка в Нижнем.
Я бы, конечно, неорусский стиль рассматривал отдельно :-\
Слишком он самобытен и в общемировой стиль Арнуво не вполне вписывается...я бы даже сказал - выпадает, стоит обособленно, например, как английская неоготика.
-
Здание Госбанка в Нижнем.
Я бы, конечно, неорусский стиль рассматривал отдельно :-\
Слишком он самобытен и в общемировой стиль Арнуво не вполне вписывается...я бы даже сказал - выпадает, стоит обособленно, например, как английская неоготика.
Вот!
Я именно это и пытаюсь доказать в этой ветке, приводя РАЗНООБРАЗНЫЕ примеры.
Я пытаюсь обосновать, что модерн был шире, чем тот "чистый стиль", который Вы приводили в ветке про медали.
Еще раз повторю: что касается медалей - я не спорю. Нет у меня компетенций в этой области, чтобы спорить.
Но что касается архитектуры, я пытаюсь показать, этот стиль был очень многогранным, и не всегда укладывался в те определения, которые Вы давали применительно к медалям.
Мне близка такая характеристика модерна (я ее уже приводил во втором посте этой ветки, но тут еще раз повторю):
"Модерн представлял собой явление крайне противоречивое. Трезвый рационализм соседствовал в нем с изысканным декоративизмом, а декларативное новаторство - с модернизацией традиционных мотивов, заимствованных из совершенно разный исторических источников... Целесообразность конструктивных и функциональных решений в архитектуре модерна сплошь и рядом контрастировала с символикой и мистикой... Модерн доказал свою способность "прорастать" в соседствующие с ним или сменившие его художественные течения. Это позволяет расширенно толковать само понятие "модерн" и называть "эпохой модерна" значительно больший отрезок времени, чем те 10-12 лет, когда "ноый стиль" существовал в относительно чистом виде".
Но вообще-то Ваше мнение насчет отделить неорусский стиль вполне понятно. Действительно, он был достаточно самобытен. Хотя у меня язык не повернется сказать, что Ярославский вокзал - это не модерн...
Однако если мы отделим от модерна неорусский стиль, неоклассику, всякие другие поползновения типа не очень у нас развитой неоготики (например ЦУМ) - то что останется? Особняк Рябушинского? Так там просматриваются японские (или китайские ?) мотивы... Его тоже долой? Неокитай?
Короче, я не согласен сводить модерн (в архитектуре - а эта ветка про нее) к одному Гауди.
-
Здание Госбанка в Нижнем.
Я бы, конечно, неорусский стиль рассматривал отдельно :-\
Слишком он самобытен и в общемировой стиль Арнуво не вполне вписывается...я бы даже сказал - выпадает, стоит обособленно, например, как английская неоготика.
Вот!
Я именно это и пытаюсь доказать в этой ветке, приводя РАЗНООБРАЗНЫЕ примеры.
Я пытаюсь обосновать, что модерн был шире, чем тот "чистый стиль", который Вы приводили в ветке про медали.
Тут ты просто попал в проблему перевода с языка на язык.
Сами искусствоведы говорят не модерн, а модернИЗМ. И описывая вещи не говорят модерн, а говорят: югендстиль, арт-нуво, арт-деко и так далее. Более того употребляются и более узкие формулировки типа Региональные течения модерна Глазго-школа, Сецессион, Модернисмо.
Согласись, что эту чарку и брошь Лалика назвать одним стилем искусства-это еще одна путаница.
PS
Аналогичная ошибка восприятия названия есть в нумизматике. В теме России. Когда человек говорит: Я собираю империю.
То я сразу напрягаюсь. Одно дело рубли Петра, другое Николая 2го. А перечеканы меди-это вообще отдельный мир.
-
Мы где-то это уже обсуждали.
Я понимаю разницу между модерном и модернизмом!
И то, что модерн - наше название, а в других странах по-другому называется, я тоже в курсе.
-
Сами искусствоведы говорят не модерн, а модернИЗМ.
И описывая вещи не говорят модерн, а говорят: югендстиль, арт-нуво, арт-деко и так далее.
Чтобы дедушка не задавался, как Борис себя величаво именует, уточню, что Арт-деко - это ни разу не Арнуво, которое в свою очередь пишется не "арт-нуво" :P
-
Московская неоготика: Арбат, доходный дом Филатовой.
http://progulkipomoskve.ru/publ/doma/dom_filatovoj_na_ulice_arbat_35_istorija/39-1-0-821
https://www.youtube.com/watch?v=RqQ0ffJEWV8
-
Московская неоготика: Арбат, доходный дом Филатовой.
Здание бесспорно - шедевр! Напоминает мне Нью-Йоркскую архитектуру того времени, а судя по тому, что в Америке пик популярности такого стиля пришелся на 20-е, то это говорит еще и о прогрессивности! :ay:
Но только это не неоготика :-X
Московская неоготика того времни - это вот, - костел Непорочного Зачатия:
-
Кстати, кому из немосквичей интересно, этот храм стоит на М.Грузинской улице - почти напротив дома, в котором жил Владимир Высоцкий. Я застал этот храм за огромным забором в полуразрушенном состоянии с березами, растущими из трещин...
Сейчас это очень уютное ухоженное место и городская достопримечательность, - костел очень красив и впитал в себя лучшие образцы английской готики, а умелая реставрация позволила сделать новодельные вставки абсолютно незаметными!
Подсветка ночная - великолепна! Концерты органной музыки вечерами вкупе с таким освещением делают вечера сказочными ::)
-
А вот, как это выглядело в конце 80-х...
Только на фото еще получился какой-то флер романтики готических руин... но на самом деле это больше походило на свалку строительного мусора :at:
-
Боже как все-таки мы безответственно относились к памятникам >:(. Радует то что сейчас кажется потихонику отношение меняется в лучшую сторону. :)
У нас в Самаре когда то тоже была красивая синагога.
-
И вот до чго ее довели за годы советской власти :(.
Хорошо что хоть сейчас этот памятник начали реставрировать :). Правда в год по чайной ложке, но все таки хоть так дело сдвинулось, а то устроили в храме хлебозавод :(.
-
Сами искусствоведы говорят не модерн, а модернИЗМ.
И описывая вещи не говорят модерн, а говорят: югендстиль, арт-нуво, арт-деко и так далее.
Чтобы дедушка не задавался, как Борис себя величаво именует, уточню, что Арт-деко - это ни разу не Арнуво, которое в свою очередь пишется не "арт-нуво" :P
Владимир ардеко и арт-деко , арт-нуво и арнуво все правильно кому как нравиться тот так и пишет . Вот пример French Art Nouveau the Harvest silver medal 950/1000 / S. Grun
-
Владимир ардеко и арт-деко , арт-нуво и арнуво все правильно кому как нравиться тот так и пишет . Вот пример French Art Nouveau
Мы пишем по русски. В русском языке принято писать: Ар-нуво и Ар-деко (или Арт-деко)! Все верно, но Арт-нуво не принято, - такого слова нет...
Но при чем здесь это?! :bm:
Бриос тупо путал Ар-нуво и Ар-деко (надеюсь, вы понимаете, что это два разных стиля), мое замечание касалось в первую очередь этого, а не орфографии :)
-
Русский провинциальный деревянный модерн.
Гороховец и Кимры.
-
Торговый дом Московского купеческого общества
Тоже модерн!
https://ru.wikipedia.org/wiki/Торговый_дом_Московского_купеческого_общества
-
Очень необычный для своего времени дом! :ay:
Просто предтеча современной архитектуры.
---
Если говорить об одном из самых необычных московских домов в стиле модерн (а в Москве он раскрылся потрясающе широким диапазоном от готики Морозова до псевдорусского стиля Марфо-Мариинки) является доходный дом Перцова/ой.
Причудливейшее сочетание готики-модерна и русского стиля:
http://yura-osinin.livejournal.com/15207.html
Над ним трудились лучшие художники рубежа веков, а само здание служило приютом театра "Летучая мышь" и в нем жил Троцкий...
Рекомендую два видео о нем: https://www.youtube.com/watch?v=jHSA8YzNuuQ
https://www.youtube.com/watch?v=RPk0-E3nTOA
-
Предтеча - это точно!
В нем и модерн можно увидеть, и ардеко уже, и модернизм.
А это тот же Шехтель, что Ярославский вокзал!
И особняк Пеоцовой обожаю!
-
Дом Товарищества Елисеевых на Невском.
И скульптура, украшающая этот дом.
Никакое фото неспособно передать красоту, элегантность и сказочную атмосферу этого здания! ::)
Это одна из тай архитектуры!
Фото и видео способны лишь пробудить ощущения и воспоминания!
Интересная передача о здании: архитекторе, заказчиках и самом магазине! :ay:
https://www.youtube.com/watch?v=z0XOuTI2SSA
-
Особняк Кекушевой на Остоженке.
Архитектор Кекушев. 1903.
Местами конопляный декор.
Лев с крыши куда-то сбежал.
Льва вернули, пусть и не оригинального(((
Да и сам особняк отреставрировали, вернув ему первоначальные формы и утраченные детали декора.
-
Если первоначально была статуя льва, в ходе ремонтно-реставрационных работ ее не могли не поставить на прежнее место согласно научно-проектной документации. 73-ФЗ в плане проведения работ по сохранению объектов культурного наследия работает достаточно четко. Ответственность вплоть до уголовки.
-
Тогда нужно пересажать столько сотен людей :D
Первоначальный вид памятникам архитектуры возвращается невсегда, а точнее - почти никогда!
Например, иногда первоначальный вид неизвестен, или реплика исказит формы, или будет нарушена целостность сохранившегося объекта.
В каждом отдельном случае это решает реставрационная комиссия, взвешивая все За и Против!
Многие памятники после реставрации имеют лишь сохранившиеся оригинальные элементы, иногда реставраторы сохраняют частично поздние добавления и переделки..
Утраченные безвозвратно скульптуры (например, стоявшие на крыше или в нишах), как и лепные элементы, чаще всего не воссоздают, например, в Царском Селе.
Показанный выше лев, скорее исключение и, не самое удачное...
-
По проведению ремонтно-реставрационных работ, тема достаточно конкретная: научно-техническая документация, прошедшая государственную историко-культурную экспертизу, утвержденная уполномоченным госорганом; работы проводятся при авторском и научно-реставрационном контроле с оформлением определеного набора бумаг, плюс различные общественные организации и отдельные краеведы, которые с производимых работ глаз не спускают.
А потом приемка работ при участи уполномоченного госоргана и как следствие, при выявленных нарушениях - информация в прокуратуру. Как-то оно так в реальности получается.
-
Кстати, конечный результат очень далек от первозданного облика здания!
Печная труба с нелепой крышей, вместо керамического сужения, оставлена поздняя пристройка справа, уродующая первоначальный замысел архитектора!
Реставрационная комиссия, видимо, выбрала предреволюционное состояние памятника для восстановления здания, а не первоначальный.
-
Здесь вопросы к авторам ремонтно-реставрационного проекта, к государственному эксперту, прошедшему аттестацию минкультуры РФ, выдавшему положительное заключение, к специалистам, осуществлявшим технический и авторский надзор, к комиссии, принявшей работы. Почему я и сказал, что часто это кончается прокуратурой.
-
Доходный дом Клингсланда в Большом Козихинском переулке, 10, известный москвичам как «Дом с кошками» или «Дом с рысью», стал выявленным памятником архитектуры по заявке Архнадзора :bi:
“Едва ли не самый интересный пример лепного декора московского модерна в его раннем, тяготеющем к образам символизма, варианте”. Так пишет о богато украшенном и населенном разнообразной фауной и флорой фасаде этого здания Мария Владимировна Нащокина, крупнейший знаток архитектуры модерна.
Особая ценность возведенного в 1902-1903 гг. дома еще и в том, что это едва ли не единственная московская постройка архитектора Гавриила Иванова, дошедшая до нас без серьезных искажений внешнего облика. Построенный по его же проекту второй доходный дом К.С. Клингсланда (располагался во дворе владения) снесен еще в 1970-х.
http://www.archnadzor.ru/2019/01/20/dom-s-koshkami-v-kozihinskom-dozhdalsya-statusa/
-
Любителям Модерна:
Шоколадный магазин Келера: зал с мозаичным декором признали памятником архитектуры! :ay:
https://www.mos.ru/news/item/50122073/
«Зал с мозаиками» в доходном доме графа Орлова-Давыдова на Никольской улице, бывший магазин Кёлера c уникальными мозаиками в интерьере. Их автор - корифей французского ар-нуво Эдуард Ниерман
-
Доходный дом Клингсланда в Большом Козихинском переулке, 10, известный москвичам как «Дом с кошками» или «Дом с рысью», стал выявленным памятником архитектуры по заявке Архнадзора :bi:
“Едва ли не самый интересный пример лепного декора московского модерна в его раннем, тяготеющем к образам символизма, варианте”. Так пишет о богато украшенном и населенном разнообразной фауной и флорой фасаде этого здания Мария Владимировна Нащокина, крупнейший знаток архитектуры модерна.
Особая ценность возведенного в 1902-1903 гг. дома еще и в том, что это едва ли не единственная московская постройка архитектора Гавриила Иванова, дошедшая до нас без серьезных искажений внешнего облика. Построенный по его же проекту второй доходный дом К.С. Клингсланда (располагался во дворе владения) снесен еще в 1970-х.
http://www.archnadzor.ru/2019/01/20/dom-s-koshkami-v-kozihinskom-dozhdalsya-statusa/
Для меня это пример "ненастоящего" модерна.
Стиль нашел яркое проявление в декоре, но никак не отразился в композиции, в распределении объемов здания. Помню мы с Вами, Владимир, спорили несколько лет назад насчет модерна... Так вот, декор этого здания, как мне кажется, соответствует тем определениям модерна, которые Вы давали тогда применительно к медалям - то есть к мелкой пластике. А архитектура имеет дело с большими массами. И с точки здания архитектуры этот дом - практически эклектика. Просто для декоративного "замеса" на фасаде использованы не исторические мотивы и не экзотические, а новомодные (на тот момент).
-
Согласен, - архитектура абсолютно классическая, консервативная.
Вся прелесть в декоре, - а это очень яркий модерн!
-
Для меня это пример "ненастоящего" модерна.
Вот настоящий модерн, не придерешься :D
http://bg.ru/city/dohodnyy_dom_makaeva-8733/
построенный в 1903–1904 годах доходный дом инженера Макаева, он же Дом с кошками, он же Дом-улитка. Дом стоит на пересечении Казарменного и Подсосенского переулков
-
Ни разу не видел этого фантастического особняка, хотя район облазил весь по несколько раз!
Это роскошное здание не увидеть с улицы. Оно спрятано в глубине двора.
Особняк Дерожинской в стиле модерн построен в 1904 году по проекту знаменитого на всю столицу Ф.О. Шехтеля.
Паровое отопление, вытяжная вентиляция, канализация, водопровод, электричество, телефонная связь - в этом доме было всё.
Адрес: Кропоткинский переулок, 13
-
В этом здании сейчас расположено посольство Австралии.
-
Церковь Святого Ламберта Immerather Dom (домский собор Иммерата), бывшая Римско-Католическая церковь в деревне Иммерат, Эркеленц в Северном Рейне-Вестфалии, Германия.
Церковь, посвященная Святому Ламберту Маастрихтскому, существовала на этом месте по меньшей мере с XII века, неоднократно перестраивалась и расширялась, прежде чем быть разрушенной в 1888 году. На ее месте между 1888 и 1891 годами по проекту Эразма Шюллера была о построено новое здание в романском стиле.
Церковь была закрыта в 2013 году, а 9 января 2018 года - снесена, несмотря на то, что считалась памятником культурного наследия! >:(
Это разрушение было частью уничтожения всей деревни Иммеррат, чтобы освободить место для...
Шахты по добыче бурого угля :an:
-
Адский Ад!!! >:(
В Лилле (Франция) начался варварский снос часовни иезуитского Колледжа Святого Иосифа 1886 года постройки! (https://www.youtube.com/watch?v=puoFlgvt4kQ&feature=emb_logo&fbclid=IwAR3fRSqnTzCNSSS0mPIvBlgK2u2CFfxCLpt-mGPwfr_f52imlB8OI87TiJI)