МЕДАЛИ - ТОКЕНЫ - ЖЕТОНЫ > МЕДАЛИ-ТОКЕНЫ-ЖЕТОНЫ
МЕДАЛЬЕР-ИМПЕРАТРИЦА МАРИЯ ФЕДОРОВНА
Sterling:
Давно хотел создать отдельную тему, посвященную этой выдающейся женщине, и все не доходили руки(((
Думаю, очень многие коллеги никогда не слышали о талантливой императрице и ее творчестве, хотя медали ее работы регулярно проходят на аукционах, а резанные ее рукой камеи украшают лучшие собрание России!
И так, знакомьтесь,Мария Федоровна, супруга императора Павла I преданнейшая и любящая жена, великолепная мать, меценат...
и выдающийся российский медальер! :bi:
Sterling:
Осенью 2009 года исполнилось 250 лет со дня её рождения. Мария Федоровна обладала незаурядными художественными способностями. Замечательная рисовальщица и талантливая ваятельница, она оставила целый ряд изящных миниатюр и камей. Императрица занималась глиптикой, резьбой по кости, лепила из воска, писала маслом, брала уроки у известного медальера К.А. Леберехта. Она исполнила портреты своих детей, а также Павла I и Екатерины II. В 1820 году Берлинская академия художеств поднесла ей диплом члена Академии. Имя императрицы заслуженно включено во все словари художников.Удивляет и количество выполненных ею работ.
Много времени и сил Мария Федоровна отдавала благотворительной деятельности, ею созданы воспитательные учреждения — Мариинское ведомство, занималась она еще и садоводством. Князь Ф.Н. Голицын писал о ней: «Распределение времени ее высочества было так аккуратно, что она никогда без занятий не оставалась».
Мария Федоровна (до перехода в православие София Доротея Августа Луиза, дочь принца Фридриха Евгения Вюртемберг-Штутгартского) родилась 14 октября 1759 года в городе Штеттине. Она стала второй женой цесаревича Павла.
Встреча императора Павла I с будущей женой произошла в июле 1776 года в Берлине на ужине у прусской королевы. С первого взгляда молодые люди не очень понравились друг другу, но после нескольких встреч и прогулок Павел понял, что душа принцессы намного лучше ее внешности. Великий князь произвел выгодное впечатление на принцессу своим умом и серьезностью, а негативные черты характера Павла — резкость и раздражительность — тогда еще не проявлялись.
София-Доротея с семьей прибыла в Петербург 2 сентября 1776 года, 14 сентября невеста перешла в православие и была наречена Марией Федоровной. На следующий день было обручение, а 26 сентября состоялась свадьба.
К этому времени относятся первые шаги Марии Федоровны в медальерном искусстве. Она и раньше хорошо рисовала, а теперь стала брать уроки, в том числе и у известного гравера Карла Леберехта. * Навыки работы по стеклу Мария Федоровна получила у придворного мастера стекла Г. Кенига. В царствование Екатерины II и Павла I особенной известностью пользовались у нас медальеры Гасс, Иегер и Леберехт. Ученицей последнего была императрица Мария Федоровна . По мнению специалистов, Мария Фёдоровна оказалась самой способной ученицей Леберехта.
Под его руководством великая княгиня в 1793 году изготовила медаль, которую подарила Екатерине II на её день рождения. На лицевой стороне медали в верхней части Мария Фёдоровна поместила императорскую корону, под ней — вензель Екатерины II. Все это помещалось в венке из лавровых и пальмовых веток. Пальмовые ветви были изображены как символ долговечности и мира, а лавровые — как символ славы и победы. На оборотной стороне медальер изобразила змею, кусающую себя за хвост, — символ вечности. Сверху полукругом была сделана надпись: «Яко имя тако жизнь». Здесь же между облаков изображался знак зодиака — овен (знак, соответствующий дню рождения Екатерины II, а именно 21 апреля). Римские цифры XXXI на медали соответствовали числу лет правления императрицы. Внизу в обрезе была сделана надпись: «Мария. Выр.(езала) 1793 г.».
Подарок невестки Екатерине II понравился, в этом же году она писала: «Трудно, любезная дочь моя, вырезывать медали лучше вас. Вы, таким образом — чего доброго — отобьёте хлеб у работников монетного двора». Медаль великой княгини императрица передала в собрание Эрмитажа. В коллекции Мюнцкабинета Эрмитажа хранятся также штемпеля аверса и реверса этой медали.
В Эрмитаже хранятся камеи — портреты членов семьи, выполненные Марией Федоровной. Попадают они и на антикварные аукционы. Так, аукционным домом «Гелос» в мае 2006 года была продана камея-портрет Екатерины II работы Марии Федоровны, выполненная в апреле 1789 года в двуслойном стекле (молочном и «сердоликовом»).
Она повторяет яшмовую камею, вырезанную Марией Федоровной в том же году. Этот тип портрета позже послужил моделью для медали на смерть Екатерины II, отчеканенной в 1796 году
Sterling:
В 1793 году к 64-й годовщине Екатерины II Мария Федоровна исполнила небольшую (диаметр 39 мм) медаль, на аверсе которой под короной помещен вензель Екатерины II в обрамлении лавровой и пальмовой ветвей. На реверсе находится изображение восходящего из-за холма солнца, внизу — свернувшаяся кольцом и пожирающая свой хвост змея — уробурос (символ вечности, универсума и знания), вверху — овен (олицетворение победы света над мраком), римское число «XXI» и надпись: «Яко имя тако жизнь». Медаль была отчеканена в серебре, встречается крайне редко.
Некоторые видят в рисунке этой медали двусмысленность и ассоциируют свернувшуюся кольцом змею со злом. На самом деле змея — древний символ мудрости и вечности. Не совсем ясным остается значение числа «XXI», ведь при записи римскими цифрами число 64 выглядит как LXIV.
Только после смерти матери Павел унаследовал престол. Предстояла коронация императора в Москве, и Мария Федоровна начала работу над медалью, посвященной этому событию.
В 1797 году Мария Фёдоровна вырезала штемпель лицевой стороны коронационной медали императора Павла I, два штемпеля этой медали хранятся в коллекции СанктПетербургского монетного двора. В «Описании русских медалей», составленном в 1908 году, написано: «Изображение императора Павла I вырезано императрицею Мариею Фёдоровной, изучившею медальерное искусство под руководством Карла Леберехта». Под портретом есть надпись: «Марiя. р. 1797 г.».
Sterling:
Надо отметить, что кроме искусства художника труд гравера требует твердости руки и крепких нервов: кропотливая работа над медалью или камеей отвлекала гатчинскую затворницу от грустных мыслей.
Удивительно, что хрупкая на вид императрица выполняла тяжелую работу, связанную с обработкой камней, металлов, которая более свойственна мужчинам. На первый взгляд может показаться, что она, может быть, выполняла только рисунок, а резал кто-то другой. Но остались воспоминания библиотекаря и личного секретаря великой княгини Ф.Г. Лафермьера, который писал: «Мария Фёдоровна делала первоначально с натуры, или с хорошего портрета, образец медальона из воска и затем исполняла его на камне, употребляя для этого превосходные сибирские твёрдые камни разных слоев. При этой работе она не пользовалась ничьею помощью. Когда же она только ещё моделировала портрет, то выслушивала советы своего учителя, Леберехта, и присутствовавших лиц и руководствовалась этими советами, если признавала их правильными; но когда обрабатывала уже самый камень на станке, то учитель не смел приложить к этому свою руку, и вся его обязанность заключалась лишь в подаче ей нужных инструментов».
Медали различного достоинства предназначались для пожалований дворянству, приглашенному на торжества, в зависимости от положения в «Табели о рангах». Мария Федоровна исполнила самый большой (диаметр 65 мм) штемпель; кроме него Леберехтом, Мейснером и Алексеевым были выполнены штемпели меньшего диаметра: 55, 44 и 39 мм. Медали чеканились в золоте и серебре. По штемпелям Марии Федоровны к коронации было отчеканено «на штемпель трудов Ея Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны» 103 больших золотых медали, которые вручались членам императорской фамилии и высшим сановникам. Кроме этого соответственно размеру штемпелей 55, 44 и 39 мм было выпущено в золоте 100 медалей 1-й категории, 150 медалей 2-й категории, 900 медалей 3-й категории и три вида серебряных медалей в количестве 1000, 2000 и 3000 штук. По штемпелям Марии Федоровны в дальнейшем чеканились медали в серебре и бронзе, но к коронации они были выпущены только в золоте. Золотые медали работы Марии Федоровны с подписью под бюстом Павла «МАРIЯ Р 1797 г.» встречаются крайне редко и в последние годы на аукционах не замечены. Более поздний бронзовый оттиск с этого штемпеля экспонировался на выставке «Павел I. Мир семьи» в зале Федеральных архивов в 2005 году. На аукционах появляются малые коронационные медали Павла в серебре и, иногда, в золоте работы К. Леберехта и К. Мейснера. Медаль работы последнего с подписью «С.M.F.» («К.Мейснер исполнил») была продана в 2006 году за 26 000 долларов, годом раньше – за 14 000 долларов, что отражает рост интереса к этой категории фалеристики.
На аверсе медали изображен Павел I в профиль, в парике и военном мундире, с орденской лентой через плечо. Портрет, исполненный Марией Федоровной, был весьма удачным, ученица превзошла своего учителя — Карла Леберехта, будущего статского советника и кавалера российских орденов. Если бы чеканился павловский портретный рубль, то этот образ был бы самым подходящим: при явном портретном сходстве он полон величия и государственной мудрости — так можно изобразить только любимого человека.
Sterling:
После переворота и гибели Павла на трон взошел его сын Александр. Мария Федоровна знала об участии сына в перевороте, но внешне их отношения оставались безупречными. Благодаря ее покровительству и содействию в царствование Александра I было открыто несколько женских учебных заведений в Петербурге, Москве, Харькове, Симбирске и других городах.
В связи с победой над Наполеоном Мария Федоровна вновь вспомнила навыки гравера — ее резцу принадлежит медаль «Избавитель народов».
Медаль выполнена превосходно, с отличной проработкой деталей и художественным вкусом, не перегружена деталями. На аверсе — погрудный, обращенный вправо профиль императора Александра I в лавровом венке и круговая надпись: «Б. М. Александръ I императоръ и самодержецъ всеросс.». На оборотной стороне сверху по кругу надпись: «Избавитель народовъ», в центре изображен пьедестал, у основания которого три переплетенных вместе венка (дубовый и два лавровых), на подушке — государственные регалии: корона, скипетр и держава, вверху лучезарное Всевидящее Око. На пьедестале надпись: «Александру I благословенному», на нижней ступеньке: «19 марта 1814 г.».
Навигация
Перейти к полной версии