К вопросу о беспристрастном "техническом" фотографировании монет немного теории фотографирования монет от Павла Флоренского, чье мнение раскрывает мои вышеизложенные мысли на эту тему:
Прежде я не знал, что фотографируются гипсовые слепки, а не Монеты. Но мне все время попадало на язык слово «гипс». В самом слове этом есть что-то иссушающее, ощущение какой-то ноздреватой массы, отнимающей от языка всякую влажность. Теперь же, когда я узнал, что это снимки с отливок, мне мерзко смотреть на фототипические атласы по нумизматике. Вид поверхности, бесчисленные ямочки от пузырьков воздуха, отсутствие бликов, расплывчатость линий, несочность теней, вялость общего тона – все это до такой степени противно археологическому чутью, что конечно скверненькое воспроизведение от руки предпочтешь «хорошим» фототипиям с гипса. А главное еще – это удивительная бедность фототипических воспроизведений. На монете несравненно худшей сохранности, что тот экземпляр, с которого делалось воспроизведение, можно рассмотреть неизмеримо больше, чем в изображении, помещенном в атласе, или чем в рисунке от руки. Ведь благодаря различным поворотам монеты, освещению ее под разными наклонами и с разных сторон, разными светами (дневной, ночной), рассматриванию с разными намерениями и с разными предвзятыми мыслями, наконец, благодаря различию настроений при «вчувствовании» в монету, впечатления от нее суммируются и синтезируются в одно целое. Взгляд лица, изучавшего монету, совсем не то, что взгляд первого встречного; а между тем фотография, да еще с гипса, дает менее, или не более, чем впечатление одного данного момента случайного зрителя. Чтобы всюду и всегда защищать преимущество мертвого глаза,
– объектива фотографического аппарата, – пред живым глазом вжившегося в монету наблюдателя, надо совершенно не понимать процессов восприятия, совершенно позабыть, что восприятие не есть впечатление момента, но преодоление момента, частичная победа над временем, и что в нем основное значение составляет вся личность воспринимающего. Память – вот основная функция восприятия. До известной степени есть «память» и у фотографической пластинки. Но в том-то и беда, что это память чрезвычайно узкая, неспособная делать сколько-ниб. широких синтезов и потому, под видом «объективности», Т.е. под видом отстранения случайных течений в воспроизводимом, – сама подчиненная полной случайности освещения, поворота и т.п. внешних условий. Опытный наблюдатель, именно потому, что он может быть преднамеренным в отношении своем к условиям восприятия, – именно потому, что он хозяин условий, а не раб их, – он исключает случайности помоментных впечатлений и дает синтезированное впечатление, так сказать, приближающееся к зрению sub specie aeternitatis (С точки зрения вечности (лат.).
Нужно иметь сотни фотографий с одной монеты, снятых при разных условиях, и тогда совокупное изучение их всех могло бы до известной степени заменить рисунок от руки. Если уж защитники модных способов вос-
произведения в самом деле искренно говорят об объективности и искренно стремятся исключить
случайности, то пусть они потрудятся давать вместо своих фотографий коллективные фотографиипо способу Гальтона, Т.е. снятые с различных экземпляров одного вида и потом срощенные вместе, или же цветоделительные фотографии по способу Буринского, полученные чрез наращивание снимков с одной монеты, но снятых при разных условиях. И притом пусть съемка производится с самих монет, а не с гипсов (при наращивании, чрезмерность бликов затушуется). Тогда они могут в принципе противопоставлять свои изображения изображениям от руки. А сейчас делать это в принципе столь же мало оснований, как мало
оснований в живописи противопоставлять механическую (не художественную) фотографию картине только потому, что она картина, а не фотография. Но разумеется, можно спорить против того или другого воспроизведения от руки в частности.
П.А. Флоренский – В.В. Розанову
5 апреля 1913 г. Сергиев Посад
---
При том, что я полностью согласен с Флоренским в вопросе мертвенности и бездушности "гипсовых" снимков, я отдаю им должное, как максимально объективно передающим рельеф и объем монеты/медали!