А эклектика - это вседозволенность, это, по сути, отсутствие стиля.
---
Например, упомянутые византийско-романские владимиро-суздальские храмы - ни разу не эклектика.
Олег, я категорически не согласен с этими утверждениями!
1) Приведя примеры ГУМА, ГИМа, Сталинской архитектуры вы сами опровергли эти слова: это чистой воды эклектика, которая выросла в новые стили, родив шедевры мирового уровня, ставшие на ближайшие столетия визитной карточкой России, наравне с другим памятником эклектики - Собором Василия Блаженного... Утвержадать, что эти памятники лишены композиции, узнаваемого силуэта или выполненые дилетантски, - категорически не могу!
2) Чем я могу оправдать ваше неприятие эклектики?
Скорее всего это связано с тем, что в рамках стиля проще увидеть посредственность и бездарность!
Если вам показать десять дорических храмов, то вы без труда найдете наименее гармоничный из них, выполненный провинциальным зодчим... Так же в медальерном искусстве, живописи и пр.: из линейки одностильных предметов выбрать слабый легко!
Но что мы имеем в случае с эклектикой? Отсутствие эталона! С чем сравнить особняк Арсения Морозова или Ласточкино Гнездо? лично я в школе готовил доклад по морозовскому особняку и не нашел НИ ОДНОГО лестного отзыва о нем, - одна критика и оскорбления заказчику и архитектору! А я с детства обожал это здание... Сейчас тренды поменялись и модно восторгаться изяществу, ажурности, легкости, эффектности этой архитектуры! Ласточкино Гнездо - маленький павильон-причуда стал Символом Крыма!!! Символом полуострова с многотысячелетней историей, - вот в чем сила эклектики! В этом маленьком домике для миллионов людей сплавились столетия!
И, конечно, отсутствие канона - отличное прибежище бездарностей, - я так вижу!
поэтому так много бездарных памятников эклектики, но это не отменяет того, что там есть шедевры, не уступающие по красоте чистейшей Готике. Воспринимать и оценивать ее сложнее, но в этом и самый смак: распробовать весь букет ассоциаций, предложенных скульптором, поиграть в ассоциации...
3) Наконец, ну как владимро-суздальская архитектура не эклектика, Олег?
А что это, - Романский стиль?
Или русское зодчество?
Минуточку, на тот момент мы даже не имеем ни малейшего представление о русской архитектуре! Это катастрофа, но мы можем лишь догадываться как она выглядела на основе поздних деревянных храмов 17-го века и архитектуре скандинавов, сохранивших деревянные постройки средних веков...
Белокаменное Зодчество, - это ярчайший пример эклектики, в отличии от храмов Киева, кстати, где византийская форма была перенесена практически без изменений... А наши мастера при помощи западных технологий и опыта создали невероятный феномен романо-русско-византийского стиля... По отдельности арки и элементы декора - романские, структура - византийская, но храмы - русские от фундамента до ангела на кресте!
Еще я бы отнес к эклектике сталинскую послевоенную (именно после) архитектуру.
Абсолютно верно! Послевоенная сталинская архитектура, пришедшая на смену троцкистскому "унисексу", который можно было смело ставить хоть в пустыне, хоть в центре Москвы, - чистой воды эклектика, при чем прекраснейший ее образец, трансформировавший узнаваемые силуэты Кремля, готику и американские небоскребы эпохи артдеко.