Чтобы поддержать тему, желательно бы узнать,
какую литературу Вы использовали.
Источники:
1. В польской нумизматике после выхода работы Суходольского никаких новых атрибуций и версий по этой монете не было, у Суходольского перечислены все версии. Общался на эту тему с ведущими польскими нумизматами по раннему средневековью, поэтому знаю это точно.
2. У Суходольского (перевод его работы с польского приведу ниже - перевод мой, все претензии по переводу ко мне) версия примерно такая: "Анастас в Великопольше в 1018-1020, но нельзя исключать и кучу других версий". Суходольский так писал потому, что ему естественно не был известен прототип в виде печати Ярослава Мудрого второго типа, ибо их найдено всего 2 штуки, а найдены они в 2014г. Есть атрибуции этих печатей И.Жукова (Россия, Москва) в журнале Антиквариат №3 (124)
http://storage.antik.ru/index.html и А. Алферова (Украина, Киев) – в сети нет. А по поводу шрифта – это моё ноу-хау.
3. Поскольку эти печати Ярослава никак не могут быть датированы ранее оставления Болеславом Киева, то «куча других версий» датировки динария отпадает.
ПЕРЕВОД СУХОДОЛЬСКОГО:
Станислав Суходольский, «Польские монеты в X/XI веках»//Нумизматические ведомости, XI век – Тетрадь 2-3 (40-41). Варшава, 1967. C. 118-121. (Stanislaw Suchodolski, «Moneta polska w X/XI wieku» // Wiadomosci Numizmatyczne, Rok XI – Zeszyt 2-3 (40-41). Warszawa, 1967. S. 118-121.). Перевод этой части работы Суходольского я сопроводил маленьким каталогом с фотоизображениями изучаемых монет и различными данными известными об этих экземплярах.
ТИП XIII. БОЛЕСЛАВЪ (Таб. XI)
Уникальным явлением не только для польского монетного дела, но и вообще для средневековой европейской нумизматики являются монеты с двусторонней кириллической надписью БОЛЕСЛАВЪ. Этим монетам посвящена обширная литература, а несколько лет назад П.Киерновски уделил им отдельное исследование [155]. (Примечание 155: Р. Kiersnowsky «О так называемых “русских“ монетах Болеслава Храброго» // Studia Historica w 35-lecie pracy naukowej H. Lowmianskiego, Warszawa 1958, С. 91 и ниже. Там обсуждение литературы по данному предмету. Ср. также мою рецензию в Нумизматических ведомостях III, 1959, Тетрадь 1-2, С.104 и ниже). В настоящее время все исследователи единодушны в том, что эти монеты действительно необходимо относить к Болеславу Храброму, но есть достаточно серьезные разногласия по времени выпуска, и главное, цели их изготовления. М.Гумовски усматривал в этих денариях древнейшие краковские монеты чеканенные в гипотетических центрах славянской окраины до 1000-го года [156]. (Примечание 156: M. Gumovski, Obrzadek slowianski// Szkice numizmatyczno-historyczne z XI wieku, Poznan 1924. C.105 и ниже). Напротив, З.Закрзевски не сомневался, что они появились на Руси как следствие очередных успехов Болеслава Храброго во время его экспедиции в 1018 г.[157] (Примечание 157: Zakrzewski, Pierwsza moneta, cz. II., C.228). В последнее время Р. Киерсновски обновил давнюю концепцию Лелевела и Стрончинского, по смыслу которой эти монеты могли быть изготовлены для потребностей русского рынка, но на монетных дворах на польской территории.[158] (Примечание 158: J.Lelewel, Pieniadze Piastow, С. 353; Stronezynsкi, Dawne monety, oz. II, С. 28 .). В отношении ареала хождения этих монет Р. Kiersnowski называл область Червенских Городов в период с 1018 по 1025. Денарии, как в плане оформления, так и метрологии, диаметрально отличались от одновременных им русских средневековых монет, и в-основном «носили демонстративный характер, становясь одним из факторов, с помощь которых польский Князь добивался единения вновь присоединенных территорий с Польскими землями с учетом их этнических и культурных особенностей». [159] (Примечание 159: Kiersnowski, см. выше, С. 102. См. также Pieniadz kruszcowy, С. 288 и ниже). О взаимосвязи обсуждаемых монет говорят места находок некоторых из них, которые соответствуют направлениям финансирования строительства Городов (Окунин, Пиньчув, Улейно). Однако, кажется, что разброс этих монет, несмотря на это, не отличается по существу от распространения других денариев Болеслава Храброго. В основном они не сконцентрированы в Великопольше, Куявии и северной Мазовии, а встречается в Силезии и в Малопольше (см. Карту 7). Эту закономерность, кажется, не подтверждают 2 экземпляра денариев с кириллической надписью, опубликованные уже после появления в августе этого года (1959 года – прим. переводчика) работы П. Киерсновского, происходящие, вероятно, из Sitna (Быдгощь, Куявско-Поморское воеводство) и из неизвестной находки в Лешненском повяте.[160] (Примечание 160: 1 К.Szuda, Niepublikowane denary Boleslawa Chrobrego z napisem cyrylicznym, WN III, 1959, С. 62.). Поскольку до сих пор нет находок этого типа монет с территории Червенских городов, то кажется, что нет у нас и убедительных аргументов, подтверждающих их связь с этой территорией.[161](Примечание 161: Так же высказался H.Lowmianski в обзоре работы Р. Kiersnowskiego «Металлические деньги» — Kwart. Hist., R. LXVIII, 1961, № 2, C. 499). Более вероятно, что они происходят из одних и тех же центров, что и остальные выпуски Мешко и Болеслава Храброго, поскольку они аналогичны по метрологии. Из этого можно принять, что их предназначение было примерно то же. Поэтому использование алфавита, и изображений связано, вероятно, не столько с политическими замыслами власти, сколько с автором и исполнителем штемпеля. Некоторое недоумение вызывает цель этого мероприятия из-за малой информативности такого рода легенды. Однако, надо иметь ввиду, что в то время люди владевшие грамотой были большой редкостью, а все надписи были в принципе непонятны. Известен ряд других денариев с легендами подражающими иностранным монетам, буквы в надписях на них перепутаны или же совершенно нечитаемы. Уверенную, но формальную аналогию представляют собой монеты конца XII в., несущие на себе надписи выполненные с помощью еврейского алфавита.
Можно и не сомневаться, что изготовителем штемпеля был некий ювелир (мастер), знающий искусство письма — скорее всего священник. То, что он был иностранцем, не может подвергаться сомнениям. Представляется правильным усматривать происхождение этого человека с Руси и связывать его личность с второй киевской экспедицией Болеслава Храброго в 1018 г.[162]. (Примечание 162: Стоит напомнить, например, о личности Грека Анастаса (Настаса), происходящего из Херсонеса, который прибыл с Болеславом Храбрым в Польшу, не исключено, что это именно он. См. ПВЛ, Москва-Ленинград 1950, Т.1, С.97 и 297.). Такая мысль кажется, наверное, наиболее вероятной, однако, есть и другие варианты – возможно, это следствие первой экспедиции Болеслава Храброго в 1013 г. или следствие мирных контактов в период до военных столкновений. Принимая русское происхождение автора штемпеля, нужно было бы, однако, объяснить уже упомянутое ранее при рассмотрении литературы по этому предмету отсутствие сходства между изображениями и легендами обсуждаемых денариев Болеслава Храброго и одновременных им русских монет. Правда, и те, и другие несут на себе византийские элементы, однако, они значительно между собой отличаются и у них разная технология изготовления. В случае польских монет на лицевой стороне размещено погрудное изображение Князя анфас с богатым плащом, застегнутым круглой пряжкой. На голове, вопреки мнениям в литературе, не видно ни шлема, ни митры, ни шапки, а волосы ровно уложены на лбу. Такая прическа встречается на византийских печатях с изображением Св.Федора и Св.Николая, и на монетах Византии, начиная с Юстиниана II и вплоть до начала X в. Обращает на себя внимание тот факт, что изображения на монетах Константина VIII и Василия II (976— 1025) приводят, как правило, в качестве модели для денариев Храброго, но у них аналогии более далекие, чем изображения на более ранних византийских монетах. Как кажется, польский Князь изображен с поднятой правой ладонью, которая не очень четко отмечена вертикальными линиями в нижней части бюста. Подобный жест встречается на византийских и русских фресках. Этот жест не чужд также и для западного искусства, его можно видеть, например, у фигуры Св. Вацлава на миниатюре Вышеградского кодекса, а в несколько измененном обличии Князя и, например, на чешских и польских монетах с XII века. [163] (примечание 163: См., например, Schlumberger, Sigillographie de I’Empire Byzantin, Paris 1884, С. 137, № 2; V.Laurent, La collection C. Orghidan, Paris 1952, tabl. XXXIX, 309, LVII, 453; W.Wroth , Catalogue of Imperial Byzantine coins in the British Museum, London 1908, tabl. XXXIX, 4-6, 21, XLII, 9, 10, XLVII, 10, LI, 13; V.N.Lazarev, Мозаики Софии Киевской, Москва 1960, таб. 68; также Фрески Старой Ладоги, Москва 1960, Таб. 34-35; J.Кvet, V.Mencl, Praha romanska, Praha 1948, tabl. 65; Str. 37, 38; F.VI, 24-26, X, 23, 24.). На реверсе изображен так называемый „патриарший” крест, по образцу креста на монетах Константина VIII и Василия II (976— 1025). Такой крест встречается на средневековых шведских и Тмутараканских монетах-подражаниях [164]. (Примечание 164: см. Wroth, у. c., tabl. LVI, 9-11; Malmer, Olof Skotkonungs mynt, tabl. V, 8-11; K.Golenko , Die Tamaner Gruppe der Nachahmungen byzantimscher Miliarensia// Dona numismatica W. Havernick ... dargebracht, Hamburg 1965, tabl. X.).
Упомянутые различия между монетами русскими и польскими можно объяснять и тем, что изготовитель последних намеренно использовал нейтральные, и более распространенные образцы, или тем, что он не был знаком с русскими монетными выпусками. В последнем случае можно было бы предположить, что он происходил, с периферии Киевского княжества, возможно, именно с территорий Червенских городов, или же из-за пределов Руси. В то время люди, знающие кириллический алфавит, были и в Чехии, достаточно упомянуть Сазавский монастырь, и в Болгарии. В этом случае более вероятным кажется даже южнославянское происхождение, о чем говорят византийские мотивы и отсутствие чешских. Причиной покинуть Болгарию могло быть поражение Болгарии от Византийцев в 1018 г. Краткость легенды и отсутствие материалов для сопоставления и сравнения не дают возможности для проверки этих допущений с точки зрения эпиграфики и орфографии, поэтому такую гипотетическую возможность мы должны рассматривать очень осторожно.[165] (Примечание 165: Выражаю благодарность Aнджею Поппе за помощь с эпиграфическим анализом монеты. Кроме того, он обратил мое внимание на личность Анастаса Корсунского и возможность болгарского влияния.) При нынешнем состоянии исследований, более вероятным кажется происхождение изготовителя динария с кириллической надписью с территории Руси. Мы имеем в виду прежде всего типы №21 и 22, так как существует вероятность того, что штемпели типа №23, со слегка искаженными буквами в легенде, были сделаны другой рукой, может уже местным гравером. О позднейшей хронологии этой последней разновидности говорят также метрологические данные. Если средний вес экземпляров двух первых типов составляет 1,054 г, то средний вес экземпляров последней разновидности — уже только 0,767 г. Эти данные могут указывать на последовательность выпуска штемпелей этого типа. Первая группа, очевидно, соответствует метрологическим данным монет из первой половины царствования Храброго, таким типам как типы с легендами BOLIZLAVVS, VENCIEZLAVVS, KOTIZLAVS, бюст прямо, или односторонние экземпляры с легендой PRINCES; вторая не находит аналогов среди польских выпусков этого времени. Поэтому, кажется, что обе группы монет с кириллической надписью не разделены слишком длительным периодом времени, этот тип можно было бы разместить в конце ряда перечисленных монет. Также и хронология находок свидетельствует, что они принадлежат к позднейшим выпускам монет Болеслава Храброго. Ни одна из монет не была до сих пор обнаружена в комплексе сокрытом еще при жизни этого князя. Это не обязательно означает, что они не были выпущены до 1025 г., как это было предложено Р. Kiersnowski на основе ошибочной классификации М. Gumowskiego, которая включала только 5 типов. Известны примеры выпуска и других монет X-XI в. через много лет после смерти выпускавших их государей. Мы можем поэтому предположить, что тип с кириллической надписью чеканился не раньше, чем ок. 1005-1010 гг., а может быть, в период 1010— 1020 гг. Если бы мы приняли за точку начала чеканки 1018 год, то весь период изготовления можно было бы ограничить двумя годами.