Король Генри II мне гораздо менее симпатичен, чем Амори или те же тамплиеры.
Указ папы римского о преследовании тамплиеров поставил короля Амори Кипрского в неловкое положение.
Своим троном он был обязан ордену тамплиеров и как большинство жителей Кипра, которые своими глазами видели действия ордена, он считал предьявленные им обвинения заведомой ложью, вместе с тем ему очень не хотелось идти против римского папы или наживать опасного врага в лице французского короля Филиппа Красивого. Чтобы сохранить видимость принимаемых мер, которых от него требовал римский папа он распорядился начать судебное преследование храмовников, которых возглавлял на Кипре маршал Ом д'Озильер.
12 мая Балиан д'Ибелин, носивший титул принца Галилеи, был послан королем Амори в Лимасол, где находилось руководство ордена с просьбой выполнить требование папы по поводу передачи имущества тамплиеров под охрану.
Поначалу тамплиеры оказали сопротивление, но потом все-таки сдались властям, после чего 83 рыцаря и 35 сержантов были заключены под домашний арест в собственных владениях. Их имущество было конфисковано, общая сумма обнаруженных денег достигла 120 000 серебряных безантов, основные деньги тамплиеров бесследно исчезли. Никакого расследования по этому делу не проводилось до мая следующего года, когда на Кипр прибыли двое судей, назначенных Климентом V.
Ни один из тамплиеров не признал себя виновным, и все свидетельские материалы были получены из других источников, в том числе от 16 светских рыцарей и сенешаля Кипрского королевства Филиппа д'Ибелина, а также от королевского маршала Рено де Суассона. Большинство этих свидетелей являлись сторонниками Генриха II, давнего претендента на кипрский трон, а потому можно было ожидать, что все они будут настроены против тамплиеров, приведших к власти его противника Амори.
Однако все их свидетельства оказались в пользу ордена Храма. Имея в виду чрезвычайную политическую активность тамплиеров в последние два десятилетия, вполне можно было ожидать, что, по крайней мере, иные из этих свидетелей накопили на орден достаточно обид, которые и выльются в злобные наветы, но этого не произошло. Кое-кто говорил о секретности, окружавшей прием в орден, — секретности, уже самой по себе достаточно подозрительной, — или же припомнил слухи насчет того, что тамплиеры клянутся приумножать богатства ордена любым подходящим для этого способом, однако никаких особенно враждебных нападок не последовало. Многие, напротив, выступали с весьма благоприятными для ордена показаниями. Рено де Суассон «видел их в церквах и во время церковных служб, и они проявляли истинную преданность вере». Эгю де Бессан, человек известный, крупный феодал, сторонник короля Генриха II, сказал, что ничего не знает об этих обвинениях по адресу ордена, но клянется «спасением своей души, что ему известно (о тамплиерах) только хорошее». Жак де Плани, рыцарь, присутствовавший при падении Акра в 1291 г., показал, что видел тогда множество тамплиеров, проливавших кровь за христианскую веру и самого Гийома Боже, тогдашнего великого магистра, который погиб, сражаясь с оружием в руках, в отличие от многих других рыцарей, бежавших с поля боя. Он заявил, что тамплиеры — «добропорядочные христиане, точно такие же, как и все прочие верующие, насколько он мог наблюдать и судить сам».
Двое рыцарей, Пьер Исаи и Раймон де Бенто, были среди тех, кто охранял тамплиеров в течение двух лет после того, как они сдались. Пьер Исан видел одного молодого тамплиера, который был тяжело болен и без конца брал в руки крест с изображением Христа и говорил: «Ты истинный Бог и Сын Божий, о, мой Спаситель и Создатель, на Тебя единого уповаю, помоги мне, спаси меня и других моих братьев в это трудное время». И говоря это он «осенял себя Святым крестом».
Ничто в этих свидетельских показаниях не дает оснований предполагать, что орден здесь, на передовой линии защиты христианства, пополнялся за счет людей, мечтавших о сытой и спокойной жизни, что является признаком упадка любого монашеского ордена. Свидетели состояли в рядах тамплиеров от 3 до 43 лет, но ни один не пожелал признаться, что виновен в предъявленных ордену преступлениях. Маршал Эме д'Озелье настаивал, что орден «никогда не совершал никаких ошибок или преступлений». 1-4 июня выступила еще одна группа свидетелей — 35 человек, не являвшихся членами ордена, однако подтвердивших его невиновность.
Это были представители самых различных социальных групп — священники, каноники, клирики, монахи, рыцари и горожане, — однако ни один из них не поведал суду ничего, что можно было бы поставить тамплиерам в вину. Многие из них знали членов ордена много лет и ничего дурного не заметили: тамплиеры всегда отмечали все святые праздники и отправляли все святые таинства как полагается и жертвовали огромные суммы в виде милостыни как хлебом и мясом, так и деньгами; они также создавали и обслуживали госпитали, и многих из них обезглавили сарацины, ибо они не пожелали отречься от Христа. Пероциус, горожанин из Фамагусты, сказал, что не верит в десятую статью обвинений, т. е. в поношение тамплиерами распятия, потому что видел одного священника-тамплиера в Никозии, который с крестом в руке изгонял демонов из тела женщины, пришедшей к нему из Монтаро.
Однако судебное расследование было драматическим образом прервано вечером 5 июня, в пятницу, когда обнаружили изуродованное тело Амори де Лузиньяна. Его задушили и бросили под лестницу собственного дома в Никосии. Кто организовал это убийство? Cмерть короля Амори была выгодна многим: так, это могла быть месть тамплиеров за то, что он отказался их защищать, это могли быть мусульманские убийцы, расчищавшие дорогу более миролюбиво к ним относившемуся Генриху II, это могла быть реакция римского папы или Филиппа Красивого за медленные действия Амори по разгрому ордена. Не будем забывать, что основные военные силы ордена тамплиеров были сосредоточены именно на Кипре и было особенно важно поскорее расправиться с тамплиерами на острове. В результате этого убийства в 1310 году к власти на Кипре вернулся Генрих II, который был настроен к тамплиерам весьма враждебно. В это время папа Климент V потребовал начать новое следствие по делу тамплиеров, уже с применением пыток.
Ничего не известно об этих новых расследованиях, однако хронист Франческо Амади примерно в 1316 г. записал, что маршал Ом д'Озильер и вместе с ним многие другие тамплиеры умерли в донжоне кипрского замка Кериния.
Источники:
Малколм Барбер: «Процесс тамплиеров»
Бернард Куглер. История крестовых походов. Ростов н/Д., 1995.
Пол Пирс Рид «Тамплиеры»
P.S. Король Генри II мне гораздо менее симпатичен, чем Амори или те же тамплиеры.