О величайшей победе Киева над Владимиром, определившей судьбу Москвы и Руси.
Ростислав Ищенко.
https://ukraina.ru/20231114/1051000726.htmlИ русские, и англичане, и немцы, и французы, и китайцы с японцами, все, кроме украинцев, особо чтят победы даже не просто стратегические, а всемирно-исторические, буквально менявшие ход мировой истории. Поэтому нам так дорога трудная и не окончательная (немцы после этого ещё год наступали) победа под Москвой зимой 1941–42 года, ставшая первым стратегическим поражением вермахта во Второй мировой войне, которое открыло дорогу (долгую и трудную) к окончательному разгрому гитлеровской Германии.
Самое интересное, что если исходить из позиции «украинских историков», то такая победа у них была, но они почему-то скрывают её от своих адептов. Я подчёркиваю, что в данном случае речь идёт именно о позиции «украинских историков». Согласно их утверждениям 12 марта 1169 года русские, ведомые великим князем Владимирским Андреем Боголюбским, взяли приступом столицу Украины Киев и жестоко разорили город.
Не будем доказывать, что население Древней Руси не делилось тогда на русских и украинцев. Поход Боголюбского действительно был и его результат действительно способствовал серьёзному подрыву политических позиций Киева, как общерусской столицы: впервые князь, захвативший мать городов русских, не стал княжить в Киеве, а вернулся в свой Владимир, оставшись при этом общерусским гегемоном. Как результат, политическое значение Киева снизилось, а Владимира — выросло.
С этого момента у Руси по сути были две столицы: южная (Киев) и северная (Владимир). И если за южную шла постоянная борьба, то северная была неотъемлемым владением рода Юрия Долгорукого (Владимирских Мономашичей — наиболее успешной из русских княжеских династий периода раздробленности). Это моментально учли монголы, сразу после завоевания выдавшие ярлыки на два самостоятельных великих княжения: Киевское и Владимирское.
Так вот, примем точку зрения «украинских историков» и немного её разовьём. Если Андрей Боголюбский в 1169 году был «русским князем, захватившим украинскую столицу», то в таком случае Великий князь Киевский, который в 1252 году организовал поход Орды (так называемую Неврюеву рать) против Великого князя Владимирского, должен трактоваться, как украинский военно-политический деятель, одержавший крупнейшую стратегическую победу над русскими.
Ведь в отличие от Андрея Боголюбского, этот киевский князь объединил в своих руках два ярлыка и стал также и Великим князем Владимирским, а его прямые потомки правили Владимиром, Москвой, Русью и Россией вплоть до конца XVI века, до смерти в 1598 году второго официально помазанного на царство русского царя Фёдора Иоанновича (а представитель младшей ветви царствовал также в 1606–1610 годах).
Можно предположить, что «украинские историки» скромничают и не упоминают столь великого политического и военного деятеля потому, что параллельно, в том же 1252 году, он организовал поход Орды (рать Куремсы) против Даниила Галицкого.
Всё-таки «украинские историки» трепетно относятся к интересам Галиции, которую нежно именуют украинским Пьемонтом, намекая, что оттуда есть пошла земля украинская. Но это вряд ли, Богдан Хмельницкий галичан резал похлеще любой Орды (кстати, на пару со своими крымско-татарскими союзниками), поскольку те хранили униатскую верность Речи Посполитой, но они памятник Богдану в центре Киева не снесли и из учебников истории его не вычеркнули.
Можно также предположить, что «украинские историки», привыкшие именовать русских финно-монголами, ордынцами и всячески намекать на происхождение русского государства из ордынского улуса, усовестились такому раннему сотрудничеству с Ордой в их собственной истории. Но это тоже вряд ли. Ведь они радостно описывают любую малейшую стычку, которую даже с превеликой натяжкой можно выдать за «победу над москалями», хоть бы в этой стычке и участвовали десять тысяч турок, двадцать тысяч татар и человек сто казаков, карауливших обоз, они всё равно провозглашают её великой украинской победой. Так что «правильное» сотрудничество с Ордой «украинских историков» не смущает.