ФОРУМ CASTLE COINS

МОНЕТЫ РАЗНЫХ ЭПОХ => ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГАЛЕРЕИ => МОНЕТА - ЗЕРКАЛО ЭПОХИ => Тема начата: Ganza от 02 Мая 2015, 18:32:24

Название: РОМАНСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
Отправлено: Ganza от 02 Мая 2015, 18:32:24
Любопытно, что говорить о пересечении господствовавшего в культуре художественного стиля и западноевропейской нумизматики можно по крупному только с готики!
Хронологически это - середина XIII века , - до этого времени технологическое отставание монетного дела (и не только) "цивилизованной" Европы от "дикого" Востока было столь велико, что не позволяло в масштабе монеты (19мм) передать особенности художественного стиля! После соприкосновения с арабской технологией во время крестовых походов произошел качественный скачек, позволивший передавать в размере монеты элементы стиля, - на том этапе правящей бал в Европе Готики!
Именно поэтому искать в нумизматике 10-12вв следы причудливого романского стиля - крайне сложная задача, - фактически перед нами формальное перечисление информационных знаков эмиссии, лишенное даже общеиспользуемой в письменности и монументальном искусстве блестящей каллиграфии того времени! Например вот, феодальные монеты Европы во времена зарождения и расцвета куртуазной культуры:

Абсолютно еретическое заявление! Общепризнанно, что в европейском монетном деле черты романского стиля 11-12 вв. проявились особенно ярко. На эту тему написано много, в т.ч. есть и статья В.М.Потина Нумизматика и средневековое искусство., где на конкретных примерах показаны элементы романики на западноевропейских денариях. Миф про отставание европейского монетного дела 11-12 вв. от Востока ныне весьма популярен, но не выдерживает никакой критики. Качество и количество чеканенных монет, изготовленных в крупнейших европейских центрах, таких как Кельн, Страсбург, Дортмунд, Дуйсбург не уступало Дамаску и Алеппо.
Естественно, качество изготовления штемпелей и самой чеканки в мелких городках заметно уступало столичному. Но таких центров было около 1000, и зачастую только по монетам мы можем судить о развитии ремесла в том или ином городке в начальный период его существования. Кроме того, по мнению Гаверника, на денариях 11 века отчетливо видны проблески реализма в искусстве, т.е. на монетах ряда городов помещались реалистичные портреты императоров, чего не было, например, в миниатюре или скульптуре. Романика на монетах была даже слегка ренессансной. :)
Название: Re: РОМАНСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
Отправлено: Sterling от 02 Мая 2015, 18:54:27
Любопытно, что говорить о пересечении господствовавшего в культуре художественного стиля и западноевропейской нумизматики можно по крупному только с готики!
Абсолютно еретическое заявление! Общепризнанно, что в европейском монетном деле черты романского стиля 11-12 вв. проявились особенно ярко.
Олег, во первых обратите внимание на оговорку ПО КРУПНОМУ :bs:
Глупо заявлять, что романский стиль прошел мимо нумизматики, и я такого никогда не писал.
Просто в меру технологического отставания он не нашел прямого проявления и такого яркого отражения, как готика, - ведь все познается в сравнении.
А если сравнивать уровень "готичности" нумизматики средневековья со степенью "ренессансности" монет XVI века, то я тоже смело заявлю, что "готический стиль по крупному не раскрылся" на монетах! Просто не было технологической возможности даже передать готический шрифт! С веками этот барьер становился абсолютно несущественным.
--
Из приведенных вами примеров самым ярким является пфенниг времен Барбароссы, - не смотря на то, что уже в архитектуре и скульптуре появляется ярко выраженное готическое влияние, нумизматика консервативно тормозит в романском стиле и фигура епископа - яркое проявление романского стиля.
Тоже самое можно сказать про первую монету...
Второй пример, с вашего позволения, самый слабый... Романского в этой фигуре только минимализм (если не сказать примитивизм) выразительных и визуальных средств.

Название: Re: РОМАНСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
Отправлено: Ganza от 02 Мая 2015, 21:56:32
Да как же Вас понять, батюшка царь! Если Вы используете термины, от науки далекие.
В работах искусствоведов понятие по-крупному не встречается.
По поводу пфеннига Барбароссы (там, кстати, фигура не епископа, а императора, ибо в короне) - монетка изготовлена в 1180-х гг., притом что первые признаки готики появляются в Германии не ранее начала XIII века. Так что, никто тут не тормозит.
Второй пример, который Вы назвали самым слабым, специалисты считают ярким примером изображения архитектурного сооружения в романском стиле. Тут и арочки двойные, и башня ступенчатая, и перекрытия плоские. Естественно, стены без контрофорсов. Шрифт романский, портрет тоже. :)
Кстати, именно перегруженность мелкими деталями и излишняя декоративность считались явным недостатком готики и одним из признаков "варварства" этого стиля. В то же время, романика - это дальнейшее развитие римских традиций в искусстве. И, несмотря на технологические отличия, денарии 10-11 вв. - прямые потомки римских денариев, как и задумывал Карл Великий.
Название: Re: РОМАНСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
Отправлено: Sterling от 02 Мая 2015, 22:26:55
Второй пример, который Вы назвали самым слабым, специалисты считают ярким примером изображения архитектурного сооружения в романском стиле. Тут и арочки двойные, и башня ступенчатая, и перекрытия плоские. Естественно, стены без контрофорсов.
Олег, изображение, выполненное в романском стиле (о чем, собственно, речь в теме) и изображение "архитектурного сооружения в романском стиле" - это две большие разницы. На примере первой и третьей монеты как раз и можно говорить о стиле, который проявляется в целом ряде характерных деталей!
А во втором... Повторюсь: выразить художественный стиль в определенном произведении искусства можно только владея языком этого направления! В данном случае резчик сумел передать лишь содержание, - форма же не имеет привязки ни к месту, ни ко времени, ни к какому определенному художественному стилю по той простой причине, что технически мастер не мог в миниатюрном произведении передать стиль, даже если и обладал его понимание, что случалось не повсеместно!
Название: Re: РОМАНСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
Отправлено: Sterling от 02 Мая 2015, 22:56:32
Чтобы говорить о стиле, нужно понимать, какие задачи вообще стоят перед художником!
1) Получить изображение с определенными признаками: человек (или животное)-мужчина (или женщина)-с бородой(или без)-старый (или молодой)
Не все резчики штемпелей в 9-12вв успешно решают эту задачу :D Грубый угловатый инструмент просто не позволял на площади в 18мм передать желаемое!
2) сделать композицию выразительной: определиться с ракурсом, поворотом и наконец разместить все это в композиции окружности
3) и только после того, как эти две задачи решены художник начинает облекать "суть" в форму! В форму определенного стиля.

Вот пример эмиссии одного из самых богатых и развитых территорий Франции 11в - епископства Валанс...
Изобразить ангела в романском стиле мастер не мог по определению, так как ему не хватало технического мастерства даже для того, чтобы убедительно изобразить антропоморфную фигуру с крыльями :laugh:
Сравните с произведениями других видов искусств, где чувствуется романский стиль:
Название: Re: РОМАНСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
Отправлено: Ganza от 02 Мая 2015, 22:56:41
Перестал я вас понимать.Резчик придумал сооружение (или подсмотрел) .Изобразил его ,передавая характерные романские элементы.Но сделал это не в романском стиле.А в каком тогда? Других -то в это время ещё не придумали.Как по-вашему нужно было изображать романское сооружение в романском стиле? ???
Название: Re: РОМАНСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
Отправлено: Ganza от 02 Мая 2015, 23:05:46
Говорить о том что резчик смог вырезать штемпель хуже ,чем желал и из-за этого стиль его работы стал другим или вообще потерял название??? Значит,например,слабая работа в стиле барокко-это либо готика  либо никакой стиль? :bm: Написал плохо портрет тракториста и соцреализм превратился в скифский звериный стиль с элементами кубизма? ::)
Название: Re: РОМАНСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
Отправлено: Sterling от 02 Мая 2015, 23:08:04
Перестал я вас понимать.Резчик придумал сооружение (или подсмотрел) .Изобразил его ,передавая характерные романские элементы.Но сделал это не в романском стиле.А в каком тогда? Других -то в это время ещё не придумали.Как по-вашему нужно было изображать романское сооружение в романском стиле? ???
Олег, то, что других стилей тогда не было, не причина любое изображение называть романским!
Поймите, что не каждый художник способен передать стиль!
Стиль - это дополнительная опция, которая не идет автоматически в комплекте с каждым изображением, даже если изображено произведение романского стиля.
Если ребенок (а средневековый мастер часто уподоблялся ребенку и технически и по мировоззрению) нарисует Парфенон, то это не значит, что это будет произведение древнегреческого классического стиля! И если ребенок нарисует "Вечную весну" Роддена, это не станет произведением Ар-нуво...
Даже если этот ребенок будет творить во времена Фидия или Родена :bu:
А почему? Да потому что автор не будет обладать стилем, пусть изображение  будет и с портиком, и дорическими колоннами, и даже, прости, Господи, с антаблементом :laugh:
Название: Re: РОМАНСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
Отправлено: Sterling от 02 Мая 2015, 23:18:04
Говорить о том что резчик смог вырезать штемпель хуже ,чем желал и из-за этого стиль его работы стал другим или вообще потерял название??? Значит,например,слабая работа в стиле барокко-это либо готика  либо никакой стиль? :bm: Написал плохо портрет тракториста и соцреализм превратился в скифский звериный стиль с элементами кубизма? ::)
Олег, вы недаеки от истины :D
Технически невыразительный стиль способен перерождаться в другой, - например так деградировало древнеримское искусство в III-IVвв. Хальтурили-халтурили и получили новый стиль!
Но для этого нужна общая постепенная деградация, а у нас другая религиозно-экономико-политическая ситуация и впереди только прекрасная готика! :laugh:
Поэтому отдельно взятое произведение не превращается в другой стиль, а всего лишь является неврызительным примером, о чем я тоже писал...
Есть ярко выраженный звериный стиль, и слабо проявившийся, - невыразительный. Первый экспанируется в Эрмитаже и в ведущих музеях мира, - второй обречен на внимание только узких специалистов...
Тоже самое со всеми перечисленными вами примерами.
Название: Re: РОМАНСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
Отправлено: Ganza от 02 Мая 2015, 23:20:58
Хорошо,чем должно было бы отличаться изображение на монете № 2 от существующего ,чтобы Вы признали его "изображением в романском стиле"? :D
Название: Re: РОМАНСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
Отправлено: Sterling от 02 Мая 2015, 23:37:19
Хорошо,чем должно было бы отличаться изображение на монете № 2 от существующего ,чтобы Вы признали его "изображением в романском стиле"?
Олег, очень интересный вопрос!
Ответ простой - должен присутствовать стиль :D
Это не осязаема категория: стиль может быть выражен и декором, и экспрессией, и множеством других художественно-выразительных средств...
Например вот монеты 12-13-го веков, на дворе зарождение и расцвет готики!
Золотой век Шотландии! И какой художественный стиль монет?
Никакого! Технически мастера не могу справиться с бородой и гривой короля :bu:
Форма расползается! Аллегория король-лев не выходит!
О каком стиле может идти речь?...
Правильно! Ни о каком! Эти монеты не могут служить иллюстрацией романского стиля!
Быть иллюстрацией денежного обращения, уровня мастерства (точнее - его отсутствия), технологического оснащения монетного двора, - могут! А иллюстрировать художественный СТИЛЬ - нет!
Название: Re: РОМАНСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
Отправлено: Sterling от 02 Мая 2015, 23:41:12
Точно такие же монеты чеканил Александр III... по-первости, а потом пригласил мастера, который обладал не только техническим мастерством, но и мастерством передачи модного стиля.
И стиль появился! Он читается безошибочно! Это ярко выраженный готический стиль!
Король понимал важность демонстрации своей культуры чванливой Англии!
--
Вывод: стиль вовсе не обязательный атрибут монеты! Многим эмитентам он просто был ни к чему!
"Стильные" монеты - прерогатива правителей, которые могут и хотят, чтобы их монеты были современно, актуально и модно оформлены! Для этого приглашались мастера, способные это передать на площади монетного кружка d18мм.
Название: Re: РОМАНСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
Отправлено: Ganza от 02 Мая 2015, 23:56:51
Да, теперь понятно. Ваши взгляды на вопрос абсолютно оригинальны и отличаются от европейских. Там принято брать группу памятников определенной эпохи и региона и , проанализировав совокупность, выделять черты стиля. У Вас же, наоборот, существует собственный шаблон стиля, в который Вы пытаетесь вставить тот или иной объект. А поскольку критерии У Вас субъективны: экспрессия и т.п., понятие стиля получается довольно размытым. Европейцы же оперируют стандартным набором отличительных черт. Например, если на монете изображена двойная арка или двойные дуги в обрамлении или  базилика, это уже романский стиль вне зависимости от мастерства резчика, его экспрессии или одухотворенности. Может быть, все-таки будем придерживаться общемировых стандартов, а не выдумывать "романский стиль отдельно взятого форума" :D.
Название: Re: РОМАНСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
Отправлено: Sterling от 03 Мая 2015, 00:34:23
-Ваши взгляды на вопрос абсолютно оригинальны и отличаются от европейских. Там принято брать группу памятников определенной эпохи и региона и , проанализировав совокупность, выделять черты стиля.
-Европейцы же оперируют стандартным набором отличительных черт. Например, если на монете изображена двойная арка или двойные дуги в обрамлении или  базилика, это уже романский стиль вне зависимости от мастерства резчика, его экспрессии или одухотворенности.
-Может быть, все-таки будем придерживаться общемировых стандартов, а не выдумывать "романский стиль отдельно взятого форума"
1) Олег, мои взгляды на вопрос определения стиля, будь то монета, костяное зеркало, иллюстрация, колодец, кафедра, купель или собор - сугубо искусствоведческие, а не номенклатурные!

2) Определение стиля монеты и определение стиля изображенного объекта - это две большие разницы!
То, что западные коллеги определяют архитектурный стиль изображенной башни, собора, часовни по круглым аркам, как романскую - это понятно, - дети в первых классах очень средней художественной школы успешно справляются с этой сложнейшей задачей!
Но это не дает авторам ни малейшего права автоматически причеслять саму монету романскому стилю! :bu:
Я писал об этом и еще раз повторюсь: изображение античных базилик на монетах 9-го века не коим образом не причисляет монеты франков и норманнов к античному художественному наследию! :bu:
Кроме формы там ничего нет от античности, ни по духу, ни по стилю!

3) Так что я абсолютно консервативен в своей попытке искусствоведческого анализа!
Более того, именно этот метод анализа позволяет понять и почувствовать суть происходивших в раннем средневековье художественных и духовных процессов!
Например, вот ярчайший образец романского стиля в нумизматике.
Здесь мастер создал произведение, которое в полной мере является романским и БЕЗ ВАРИАНТОВ определяется любым искусствоведом, даже не знакомым с нумизматикой Мюнстера! А то, что на реверсе изображен хорошо детализированный романский собор - это приятный бонус, а не определяющий стиль монеты фактор!
Название: Re: РОМАНСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
Отправлено: Ganza от 03 Мая 2015, 01:04:49
Ну, с личным-то взглядом не поспоришь. Вопрос, однако, был в том, что романское искусство не нашло отражения в памятниках нумизматики. Ну если, даже вестфальские пфенниги начала XIII века для Вас не образец стиля, то может северогерманские брактеаты станут аргументом? Их-то искусствоведы без преувеличений считают образцами и шедеврами мелкой романской пластики. Или они тоже не вполне романские?
Название: Re: РОМАНСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
Отправлено: Ganza от 03 Мая 2015, 01:17:26
P.S. Про монету из Мюнстера Илиш пишет,что  шрифт вырезанных на ней букв абсолютно не характерен для времени ,стиля и региона и нигде ранее или позднее не встречается.Вот такой выпавший из стиля образец стиля. :D
Название: Re: РОМАНСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
Отправлено: Sterling от 03 Мая 2015, 01:18:16
Ну, с личным-то взглядом не поспоришь. Вопрос, однако, был в том, что романское искусство не нашло отражения в памятниках нумизматики. Ну если, даже вестфальские пфенниги начала XIII века для Вас не образец стиля, то может северогерманские брактеаты станут аргументом? Их-то искусствоведы без преувеличений считают образцами и шедеврами мелкой романской пластики. Или они тоже не вполне романские?
Олег, мне кажется вы спорите с человеком, который разделяет ваши представление о красоте средневековых монет и любит эту эпоху не меньше вас! Да я обожаю готику и отдаю ей предпочтение, но романский стиль - вторая моя любовь, тем более, что без него немыслима Готика!
Зачем в дискуссии приписывать мне то, чего я не писал? ???  Я не отрицали никогда наличия романских монет!
Прошу внести это во все протоколы :bs:
Более того, пфенниги начала XIII веков я сам считаю иконой романского стиля!!! :bu:
Обожаю пфенниги Ахена ::) Монеты Кельна тоже в полной мере романские с максимальным проявлением стиля!
Название: Re: РОМАНСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
Отправлено: Sterling от 03 Мая 2015, 01:24:10
P.S. Про монету из Мюнстера Илиш пишет,что  шрифт вырезанных на ней букв абсолютно не характерен для времени ,стиля и региона и нигде ранее или позднее не встречается.Вот такой выпавший из стиля образец стиля.
Шрифт это отдельная история! До чего я слабо разбираюсь в нумизматике 9-11вв, да и то насмотрелся невероятнейших шрифтовых экспериментов и ошибок! В большинстве случаев у мастеров не в полной мере получается даже добиться читаемости литеры, не то что передать каллиграфический стиль, модный в том или ином регионе в то или иное время.
Название: Re: РОМАНСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
Отправлено: Ganza от 03 Мая 2015, 17:02:58
На итальянской монетке Генрих, император, Лука написаны практически без ошибок. Шрифт на севере Италии в это время был, конечно, довольно своеобразный, но, тем не менее, продержался довольно долго. В Сиене, по крайней мере, до начала XIV века. Как специалисту - вот Вам фото двух монеток, пфеннигов из Стабло - ок 1050 и из Мюнстера ок 1200. Объясните, пожалуйста, по каким признакам можно определить, что первая монета почти не романская, а вторая романская даже для пионеров. Шрифт на первой - каролингский минускул. Оба здания, скорее всего, вымышленные. "Портреты ", соответственно, на первой местного епископа, на второй - Святого Павла.
Название: Re: РОМАНСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
Отправлено: Sterling от 03 Мая 2015, 18:20:14
На итальянской монетке Генрих, император, Лука написаны практически без ошибок. Шрифт на севере Италии в это время был, конечно, довольно своеобразный, но, тем не менее, продержался довольно долго. В Сиене, по крайней мере, до начала XIV века. Как специалисту - вот Вам фото двух монеток, пфеннигов из Стабло - ок 1050 и из Мюнстера ок 1200. Объясните, пожалуйста, по каким признакам можно определить, что первая монета почти не романская, а вторая романская даже для пионеров. Шрифт на первой - каролингский минускул. Оба здания, скорее всего, вымышленные. "Портреты ", соответственно, на первой местного епископа, на второй - Святого Павла.
Олег, сразу оговорюсь: я вас очень уважаю и показанные монеты вызывают у меня щенячий восторг! :bs:
---
По сути вашего вопроса постараюсь не торопясь, по пунктам...
1) Начнем с первого аргумента в пользу того, что о художественном СТИЛЕ на примере первой монеты говорить очень сложно.
Поговорим о шрифте...
Шрифт на первой - каролингский минускул
Ответственно заявляю это не минускул!
И по определению им быть не может, даже если вы его назовете "каролингским"!
Что такое минускул? Это строчные буквы с выносными элементами! :bu:
На монете - маюскульное письмо, - а именно имитация капитального римского письма, в котором использованы только заглавные буквы!
Использовалось оно не в рукописях, а чаще всего в эпиграфике, что роднит нумизматику больше с ДПИ и архитектурой, чем с книгой.
Стиль этих литер - не определяем! Это подражание римскому эпиграфическому письму, выполненное по средствам пуансонов примитивной формы! Я писал, что каллиграфия в производстве монет-высший пилотаж, а здесь же совсем не до художественных изысков...
Относить этот шрифт к романскому стилю в искусстве - нельзя, так как подражания капитальному римскому письму в нумизматике шло с падения Рима и независимо от региона и времени мастера пытались изобразить одни и те же буквы посредством схожего грубого инструмента.
Степень искажения шрифта (даже с огромной поправкой на масштаб изделия) говорит о том, что мастер был очень стеснен в арсенале художественных средств, - их еле-еле хватает для выполнения задачи читаемости букв!
Вот прорисовка с вашей монеты, пример эпиграфики начала 12-го века и минискульного письма того же времени - времени расцвета романского стиля в архитектуре и скульптуре.
Обратите внимание, что оба шрифта исполнены при помощи общей технологии, а именно - выдавливания изображения пуансоном! Но если в случае с надписью можно говорить хотя бы о художественной манере шрифта, то в случае с легендой монеты, где даже написание двух одинаковых букв разное говорить о стиле НЕ ПРИХОДИТСЯ!
Название: Re: РОМАНСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
Отправлено: Sterling от 03 Мая 2015, 21:57:02
Объясните, пожалуйста, по каким признакам можно определить, что первая монета почти не романская, а вторая романская даже для пионеров.
"Портреты ", соответственно, на первой местного епископа, на второй - Святого Павла.
2) Олег, сравнивать признаки стиля лучше на примере монет одного типа, времени и территории.
Предложенное вами сравнение не вполне корректно, во первых, потому что композиция и художественные приемы абсолютно разные. Во вторых, потому что в первом случае монета, изготовленная в период, когда романский стиль не раскрылся в полной мере и не проник во все виды ДПИ и тем более дизайн монет, а вторая монета - яркое проявление романского стиля, прямых аналогов которому множество в скульптуре, бронзовой пластике, резьбе по кости и пр ...

Предлагаю рассмотреть две схожие монеты! Вот центральная композиция аверса денье французского епископства середины 11в!
Сравнение с изображением на вашей монете показывает общность типа: изображен бюст молодого бритого епископа с непокрытой головой, выбритой тонзурой и епископским посохом... В композиции присутствует единственное отличие  - местоположение посоха: в одном случае на плече, во втором - перед епископом.
Даже беглый анализ позволяет выявить сильное упрощение формы на вашей монете, при чем вызванное не стилизацией, а наличием более грубых инструментов для деталировки изображения, самыми яркими проявлениями чего стали острая ноздря, одинаковые губы, отсутствующий декор облачения и... объединенное с бровью верхнее веко! :bm:
Сравнивая вашу монету с монетой другого епископства я бы предпочел вторую, как иллюстрацию монеты периода романского стиля хотя бы только по тому, что это более качественная работа резчика, ярче иллюстрирующая особенности сурового, но декоративного стиля! :bs:
Но повторюсь, это ни чуть не умаляет нумизматической ценности вашей монеты! :bs:
Название: Re: РОМАНСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
Отправлено: Ganza от 04 Мая 2015, 16:05:46
1. По поводу шрифта - к сожалению, это - именно минускул. Как ни странно, в нем тоже есть заглавные буквы, которые  и присутствуют на монете. У резчиков штемпелей была привычка вырезать надписи именно заглавными буквами. Прописные использовались крайне редко, хотя, унициальная М изредка проскальзывает. Но, если, сделать, "своеобразные" прорисовки и разместить буквы как заголовок к киножурналу Ералаш, то можно долго и пафосно рассуждать о резчике-неумехе.
2. Как любят повторять китайцы, Все эти русские на одно лицо:) На первой монете изображен основатель аббатства Ставло - святой Ремакль, креститель Арденн, живший в 7 веке. Тот  самый, что по преданию, заставил местного злобного волка участвовать в строительстве аббатства. Естественно, посох у него аббатский. Сам по себе, термин "посох епископа" неверный. Такие посохи имели архиепископы, епископы, аббаты. Так что, в Европе пишут "посох духовного лица". Нет ничего удивительного в том, что на аббате -крестителе нет епископского облачения. Ремакль ходил в рубище, да и епископом не был.  Посох на плече - яркий образец романского символизма. Показывает, что его владелец уже умер и не может его держать перед собой. Вторая монетка - денарий верденского епископа Теодориха, изготовлен примерно на 40 лет позднее монетки из Ставло, когда епископу было глубоко за 70. Первый штемпель резал мастер Льежской школы, второй - Трирской.  Не удивительно, что носы и глаза они моделировали немного по-разному. Хотя, глаз на монете Ставло больше похож на глаза скульптурных изображений.
Название: Re: РОМАНСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
Отправлено: Sterling от 04 Мая 2015, 16:25:55
1. По поводу шрифта - к сожалению, это - именно минускул. Как ни странно, в нем тоже есть заглавные буквы, которые  и присутствуют на монете. У резчиков штемпелей была привычка вырезать надписи именно заглавными буквами. Прописные использовались крайне редко, хотя, унициальная М изредка проскальзывает. Но, если, сделать, "своеобразные" прорисовки и разместить буквы как заголовок к киножурналу Ералаш, то можно долго и пафосно рассуждать о резчике-неумехе.
1) Олег, ваше утверждение, что в легенде монеты использованы "заглавные буквы минускульного письма" меня, знакомого с типографикой не понаслышке, смущают... мягко говоря.
Повторяюсь: минускул - это шрифт, использующий строчные буквы!!! Это его особенность и его главная характеристика! Действительно в минускуле для выделения нового абзаца использовали заглавные буквы, - согласен!
Но литеры другого шрифта! Маюскульного, а именно - римского капитального письма. На основании того, что заглавные буквы соседствуют с минускулом называть его таковым, это нонсенс...
В эпоху романского стиля минускул использовали в скрипториях - для манускриптов, в эпиграфике и нумизматике писали маюскулом, чаще всего - имитацией римского письма, хотя на брактеатах я видел и очень самобытные "авторские" шрифты, но опять же на основе маюскула!
Пример минусула, где в начале абзаца использована литера римского капитального письма и пример использование этого шрифта в эпиграфике IV и XI вв:
Название: Re: РОМАНСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
Отправлено: Sterling от 04 Мая 2015, 16:29:27
Естественно, посох у него аббатский. Сам по себе, термин "посох епископа" неверный. Такие посохи имели архиепископы, епископы, аббаты. Так что, в Европе пишут "посох духовного лица". Нет ничего удивительного в том, что на аббате -крестителе нет епископского облачения. Ремакль ходил в рубище, да и епископом не был.  Посох на плече - яркий образец романского символизма. Показывает, что его владелец уже умер и не может его держать перед собой.
Очень любопытно! :az:
Название: Re: РОМАНСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
Отправлено: Sterling от 04 Мая 2015, 16:36:37
изготовлен примерно на 40 лет позднее монетки из Ставло, когда епископу было глубоко за 70.
Очень часто в средневековой нумизматике возраст правителя не имеет никакого отношения к "возрасту" изображенного на монете!
Примеров тому тьма и с императорами, и с королями, и с епископами, и с папами римскими! На трон всходит мальчик, а на монетах бородатый патриарх! На кафедре жирный лысый епископ, а на монете молодой человек с закрученными локанами,  или же правящий дряхлый король-старец с бородой - и юноша в короне на монете.
Название: Re: РОМАНСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
Отправлено: Sterling от 06 Июня 2015, 20:50:23
Вот такая композиция на аверсе гроссо Аквиллы, чеканки аквиллейского патриарха Грегорио де Монтелонго. Фигура, изображавшихся на аверсе нескольких городов-государств региона.
Сама композиция с сидящим персонажем, расставившим ноги в стороны, типична для романского стиля при изображении сидящего на троне правителя, будь то епископ, император... или Иисус Христос.
Такие композиции встречаются в книжной миниатюре, настенной живописи и скульптуре.
---
К сожалению не очень понимаю природу появления на ряде монет городов-государств региона общего аверса гроссо. Кто этот персонаж: с усами, в короне с препендулиями и в облачении с крестами? ???
Корона и усы характерны для изображения императора, а одеяние с крестами и евангелие в руке - для церковнослужителя.
Название: Re: РОМАНСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
Отправлено: Vlad1971 от 06 Июня 2015, 21:11:11
Аквилея, не Аквилла
Аквилейский патриархат.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B0%D1%82
В описании всегда указывается, что изображен патриарх в митре
Название: Re: РОМАНСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
Отправлено: Sterling от 06 Июня 2015, 23:19:47
Аквилея, не Аквилла
В описании всегда указывается, что изображен патриарх в митре
Конечно, Аквилея, - описался.
Но усы и митра в форме короны с висюльками, - характерны для церковной иконографии,
а для изображения императора! :bu: Назвать же персонажа патриархом, а корону с препендулиями - митрой, - проще простого! >:(
Например, в то же самое время в Аахене от имени Фридриха II чеканилась монета с сидящим императором с такой же короне и с усами!
Вопрос: почему патриарх изображен с нехарактерными для церковнослужителями атрибутами?
Название: Re: РОМАНСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
Отправлено: Vlad1971 от 06 Июня 2015, 23:59:27
Вот, кстати, все усаты, бородаты,
голова непокрыта, а в митре св. Гермагор (Hermagor)
http://www.acsearch.info/search.html?id=1043900
 :D
Название: Re: РОМАНСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
Отправлено: Sterling от 07 Июня 2015, 00:23:23
Вот, кстати, все усаты, бородаты,
голова непокрыта, а в митре св. Гермагор (Hermagor)
Влад, спасибо, конечно... Но усы-бороду я встречал на изображениях священников ни раз, а вот усы и бритый подбородок у епископов - не видел!
И митра такой формы тоже распространенная, но вот висюльки к ней тоже не попадались :bu:
Название: Re: РОМАНСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
Отправлено: Vlad1971 от 07 Июня 2015, 00:27:08
Да, они затейники
http://www.acsearch.info/search.html?term=Aquileia&category=1-2&en=1&de=1&fr=1&it=1&es=1&ot=1&images=1&currency=usd&order=0&company=
Название: Re: РОМАНСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
Отправлено: Sterling от 17 Ноября 2019, 14:02:30
Отличие романского стиля от готического в двух картинках :)