НУМИЗМАТИКА И АСПЕКТЫ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ МОНЕТ > ЛУЧШИЕ МУЗЕЙНЫЕ СОБРАНИЯ МОНЕТ

ЭКСПОНИРОВАНИЕ МОНЕТ И МЕДАЛЕЙ

(1/9) > >>

Savelij68:
«Почему Музеи ненавидят иметь дело с Античными  монетами.»

По мотивам статьи  Майка Марковица  (Mike Markowitz) для Coinweek

Одним из наиболее часто задаваемых вопросов, с которым мы сталкиваемся как коллекционеры античных монет: "Неужели не все эти вещи в музеях?" .  Ответ всегда однозначен: «Нет!» правда произносится он , иногда со вздохом, иногда с легкой усмешкой.
А  секрет весь  в том, что музеи ненавидят античные  монеты. Или, выражаясь более точно, большинство музеев и их ответственные работники  были бы очень рады просто не иметь с ними никаких дел.
И причины конечно же есть. Монеты, как правило,  имеют две стороны . А это значит, что, если у музея нет в наличии двух хороших экземпляров одной и той же монеты, то посетители будут видеть всего лишь одну сторону, если, конечно, музейные работники не догадаются поместить монету перед зеркалом или между двумя стеклами, когда обе стороны будут доступны для просмотра.  Другим приемлемым решением, которое предпочитают некоторые музейные кураторы,  это – показ фотографий высокого разрешения обеих сторон, которые экспонируются рядом с монетой.

Рисунок  1:  Золотой  Дистатер  Александра III-  показаны два прекрасно сохранившихся образца.

Savelij68:
Музеи ненавидят иметь дело с монетами,  потому что монеты, как правило, имеют небольшой размер и поэтому трудны для экспонирования, затрудняется визуальный просмотр для посетителей. Кто-то, конечно, может возразить, что Алмаз Хоупа  также мал в размерах при весе в 9,00 граммов (45,52 карата) и около 25 мм в ширину. Но тем не менее  толпы посетителей каждый день  переполняют Музей естественной истории при Смитсоновском институте в Вашингтоне (США) , для того, чтобы увидеть этот, возможно, самый знаменитый из бриллиантов Нового Света. Бриллиант преподносится зевакам с драматической историей о «проклятии» и оценочной стоимостью  в $ 200- $ 250 млн. долларов! Немногие монеты могут похвастаться такой «звездной властью»!
Что еще приводит к полному нежеланию иметь дело с античными монетами? Ответ напрашивается сам собой: если монета имеет высокую ценность/ оценочную стоимость, если она сделана из драгоценного металла, то она автоматически становится серьезной головной болью для любого музея. Музей Американской Нумизматической Ассоциации серьезно пострадал от краж в 2007 году: были похищены около 300 исторически ценных монет на общую сумму, приближающуюся к одному миллиону долларов! Все эти монеты были украдены работниками музея, либо связанными с ними лицами! Некоторые из пропавших монет до сих пор находятся в розыске. Недавно, мы с членами  Вашингтонского общества античной нумизматики  посещали Смитсоновский  Музей Американской истории для просмотра экспозиции редких античных монет, так нас повсюду сопровождал  вооруженный охранник и музейный работник, специально для этого выделенный.

Рисунок 2:  Алмаз Хоупа. Вашингтон, Музей естественной истории при Смитсоновском институте в Вашингтоне (США)

Savelij68:
Еще одна проблема работы с античными монетами заключается в том,  что они сложны в описании по сравнению скажем с картинами, скульптурами и другими артефактами, хранящимися и представленными в экспозициях музея. О чем необходимо проинформировать посетителя музея, рассматривающего, скажем, картину?! Если вы на информационном дисплее напишете название, имя художника, его национальность, дату: в среднем пять позиций, то вы скажете почти все, что необходимо знать посетителю об этой картине:
● Портрет Джиневры де Бенчи
● Леонардо да Винчи, Флоренция (1452-1519)
● Доска, масло


А вот для атрибуции монеты 5 пунктов не хватит! Как минимум 10 различных позиций:
● Правящая династия: Короли Македонии
● Правитель: Александр III
● Металл: Золото
● Номинал: Статер
● Вес: 8,6 грамм
● Дата: 336-323 г. до н.э.
● Монетный двор: Сузы
● Аверс: Голова Афины, вправо, в Коринфском шлеме,  украшенном Сфинксом
● Реверс: ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ ΒΑΣΙΛΕΩΣ, крылатая Ника держащая венок и жезл, легенда
● Справочно: Цена 3828
Конечно, впечатления посетителей намного усиливаются, если к этому добавляют информацию о месте находки/ происхождения монеты, перевод легенд, монограмм. Лишь немногие монеты могут похвастаться наиболее полной информационной таблицей.

Рисунок 3: Типовая музейная информационная табличка

Savelij68:
Рассмотрим один пример. В Нью-Йоркском Метрополитен-Музее собрана, вероятно, самая большая коллекция этрусских артефактов за пределами Италии:  керамика, камеи,  прекрасные ювелирные украшения, оружие и доспехи, бронзовые колесницы ... но нет ни одной монеты Этруссков! Они ввели денежной обращение довольно поздно в своей долгой истории и их монеты не имели широкого распространения, но они были первыми, кто начал чеканить номинал на своих монетах. Да их монеты не были великими в плане искусства работы гравера, как , например, Сиракузские декадрахмы, но они играли важную роль в экономике и культуре этого загадочного народа. Большинство Этрусских монет были односторонними (реверс, как правило, был пустой), но ведь это делает их достаточно простыми для экспонирования в музее. 
Все вышесказанное и приводит нас к сути вопроса: по сравнению с артефактами, привлекающими толпы посетителей, что является мечтой для каждого музея, экспонирование монет – очень малоинтересное занятие!
Я знаю, что это неприемлемые и еретические слова для любого нумизмата! Я испытал одно из самых острых ощущений в жизни, когда держал в руках Афинский диобол - монету отчеканенную из золота, снятое со статуй на Акрополе, когда Афины потерпели финансовый крах в 407/406 г. до н.э. (известно менее десятка монет). Но зритель, который не знаком с историей и контекстом, может смотреть на такое сокровище без тени интереса или удовольствия.

Рисунок 4. Афинский Диобол

Savelij68:
Кураторы классических античных коллекций в музеях, в большинстве своем, являются академическими археологами и иже с ними.  Такого рода археологи в основном редко отдельно изучают монеты. Наибольший интерес для них представляют кости, керамика. Вы сами видите это обилие сломанных горшков и такого рода артефактов на многих научных и музейных сайтах. Не спорю, они знают очень много других тем в археологии, но монеты для них часто, к сожалению, являются незначительными темами. Во всех университетах, по всей Америке, вероятно, меньше десятка нумизматов с профессорским званием.
Нумизматика и археология -  сестры. Они родились вместе в эпоху Возрождения, этого удивительного повторного открытия Греко-Римского наследия, которое началось в Северной Италии в конце 13 века. С течением времени, эти сестры отдалились друг от друга, и даже появилась  определенная взаимная антипатия (что-то знакомое, пожалуй, читателям из многодетных семей).
Для некоторых археологов, нумизмат является эгоистичным собратом  грабителей могил. Для некоторых нумизматов, археологи -  высокомерные снобы, пытающиеся  запретить частную собственность на предметы старины и пытающиеся отнять источник дохода у бедных искателей. Конечно, это выглядит карикатурно и близко к крайности, но по моему опыту, коллекционеры часто гораздо лучше относятся к  древним монетам, чем музеи, пренебрегающие монетами, делающие монеты недоступными для общественности, плохо документированными, и - ах, да - "без провенанса."
Многие из великих музейных коллекций  монет начинались как «Мюнцкабинеты» Королевских особ-покровителей. Например, есть Кабинет медалей Национальной библиотеки Франции в Париже, Эрмитаж в Санкт-Петербурге, и Музей истории искусств  в Вене. Коллекционирование монет было престижным видом времяпрепровождения аристократов, и они нанимали  ученых для систематизирования, организации и документирования своих коллекций. Король Витторио Эмануэле III из Италии (1869-1947), возможно, был ужасным монархом , но, в то же время, он был великим нумизматом- составителем  монументального 20-томного каталога монет Италии  Corpus Nummorum Italicorum, что происходило в течение трех десятилетий.
Те немногие специализированные музеи монет сегодня – это все еще действительно "мюнцкабинеты", а  не музеи – со своей академической  ученостью, но ограниченными ресурсами и ограниченным доступом для посетителей, желающий увидеть эти коллекции. За примерами далеко ходить не надо: это и Американская  Нумизматическая Ассоциация в Колорадо-Спрингс, Американское Нумизматическое Общество в Нью-Йорке, Нумизматический Музей в Афинах, Греция, и важные коллекции Университетов  в Оксфорде (Ashmolean музей), Кембридже (Фицуильям музей), Гарварде (Думбартон-Оксе) , Йеле и Принстоне.
Заметным исключением в этой в целом мрачной картине является  Департамент монет и медалей Британского музея в Лондоне, который имеет сильные традиции так сказать обслуживания нужд и потребностей  нумизматов и коллекционеров. Британский музей часто называют, наиболее квалифицированным и опытным хранителем монет в мире.
И Великобритания является одной из немногих стран с хорошим законодательством об античных предметах искусства. Закон о сокровищах от  1996 года и "Процедура работы с найденными предметами искусства"Portable Antiquities Scheme (PAS) всего лишь два , но довольно ярких, примера.  Очень кратко: о всех предметах старины, найденных в земле должно быть сообщено в Государственные органы, и нашедший и владелец земли, где найден предмет,  имеют право на получение доли в справедливой рыночной стоимости, но государство получает право «первой брачной ночи» - приобретения находки для музеев.  Одним из результатов этой разумной политики явилось то, что мы знаем о находках предметов старины в Великобритании намного больше, чем где-нибудь еще.


Рис 5: лотки для монет в Британском Музее

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии