Автор Тема: ЭКСПОНИРОВАНИЕ МОНЕТ И МЕДАЛЕЙ  (Прочитано 10995 раз)

Оффлайн Savelij68

  • Рыцарь
  • Эсквайр
  • ******
  • Сообщений: 750
  • Уважение: +71/-0
  • MANIBUS NE LAEDAR AVARIS
ЭКСПОНИРОВАНИЕ МОНЕТ И МЕДАЛЕЙ
« : 26 Февраля 2015, 17:16:45 »
«Почему Музеи ненавидят иметь дело с Античными  монетами.»

По мотивам статьи  Майка Марковица  (Mike Markowitz) для Coinweek

Одним из наиболее часто задаваемых вопросов, с которым мы сталкиваемся как коллекционеры античных монет: "Неужели не все эти вещи в музеях?" .  Ответ всегда однозначен: «Нет!» правда произносится он , иногда со вздохом, иногда с легкой усмешкой.
А  секрет весь  в том, что музеи ненавидят античные  монеты. Или, выражаясь более точно, большинство музеев и их ответственные работники  были бы очень рады просто не иметь с ними никаких дел.
И причины конечно же есть. Монеты, как правило,  имеют две стороны . А это значит, что, если у музея нет в наличии двух хороших экземпляров одной и той же монеты, то посетители будут видеть всего лишь одну сторону, если, конечно, музейные работники не догадаются поместить монету перед зеркалом или между двумя стеклами, когда обе стороны будут доступны для просмотра.  Другим приемлемым решением, которое предпочитают некоторые музейные кураторы,  это – показ фотографий высокого разрешения обеих сторон, которые экспонируются рядом с монетой.

Рисунок  1:  Золотой  Дистатер  Александра III-  показаны два прекрасно сохранившихся образца.

Оффлайн Savelij68

  • Рыцарь
  • Эсквайр
  • ******
  • Сообщений: 750
  • Уважение: +71/-0
  • MANIBUS NE LAEDAR AVARIS
Re: ЭКСПОНИРОВАНИЕ МОНЕТ И МЕДАЛЕЙ
« Ответ #1 : 26 Февраля 2015, 17:17:55 »
Музеи ненавидят иметь дело с монетами,  потому что монеты, как правило, имеют небольшой размер и поэтому трудны для экспонирования, затрудняется визуальный просмотр для посетителей. Кто-то, конечно, может возразить, что Алмаз Хоупа  также мал в размерах при весе в 9,00 граммов (45,52 карата) и около 25 мм в ширину. Но тем не менее  толпы посетителей каждый день  переполняют Музей естественной истории при Смитсоновском институте в Вашингтоне (США) , для того, чтобы увидеть этот, возможно, самый знаменитый из бриллиантов Нового Света. Бриллиант преподносится зевакам с драматической историей о «проклятии» и оценочной стоимостью  в $ 200- $ 250 млн. долларов! Немногие монеты могут похвастаться такой «звездной властью»!
Что еще приводит к полному нежеланию иметь дело с античными монетами? Ответ напрашивается сам собой: если монета имеет высокую ценность/ оценочную стоимость, если она сделана из драгоценного металла, то она автоматически становится серьезной головной болью для любого музея. Музей Американской Нумизматической Ассоциации серьезно пострадал от краж в 2007 году: были похищены около 300 исторически ценных монет на общую сумму, приближающуюся к одному миллиону долларов! Все эти монеты были украдены работниками музея, либо связанными с ними лицами! Некоторые из пропавших монет до сих пор находятся в розыске. Недавно, мы с членами  Вашингтонского общества античной нумизматики  посещали Смитсоновский  Музей Американской истории для просмотра экспозиции редких античных монет, так нас повсюду сопровождал  вооруженный охранник и музейный работник, специально для этого выделенный.

Рисунок 2:  Алмаз Хоупа. Вашингтон, Музей естественной истории при Смитсоновском институте в Вашингтоне (США)

Оффлайн Savelij68

  • Рыцарь
  • Эсквайр
  • ******
  • Сообщений: 750
  • Уважение: +71/-0
  • MANIBUS NE LAEDAR AVARIS
Re: ЭКСПОНИРОВАНИЕ МОНЕТ И МЕДАЛЕЙ
« Ответ #2 : 26 Февраля 2015, 17:18:53 »
Еще одна проблема работы с античными монетами заключается в том,  что они сложны в описании по сравнению скажем с картинами, скульптурами и другими артефактами, хранящимися и представленными в экспозициях музея. О чем необходимо проинформировать посетителя музея, рассматривающего, скажем, картину?! Если вы на информационном дисплее напишете название, имя художника, его национальность, дату: в среднем пять позиций, то вы скажете почти все, что необходимо знать посетителю об этой картине:
● Портрет Джиневры де Бенчи
● Леонардо да Винчи, Флоренция (1452-1519)
● Доска, масло


А вот для атрибуции монеты 5 пунктов не хватит! Как минимум 10 различных позиций:
● Правящая династия: Короли Македонии
● Правитель: Александр III
● Металл: Золото
● Номинал: Статер
● Вес: 8,6 грамм
● Дата: 336-323 г. до н.э.
● Монетный двор: Сузы
● Аверс: Голова Афины, вправо, в Коринфском шлеме,  украшенном Сфинксом
● Реверс: ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ ΒΑΣΙΛΕΩΣ, крылатая Ника держащая венок и жезл, легенда
● Справочно: Цена 3828
Конечно, впечатления посетителей намного усиливаются, если к этому добавляют информацию о месте находки/ происхождения монеты, перевод легенд, монограмм. Лишь немногие монеты могут похвастаться наиболее полной информационной таблицей.

Рисунок 3: Типовая музейная информационная табличка

Оффлайн Savelij68

  • Рыцарь
  • Эсквайр
  • ******
  • Сообщений: 750
  • Уважение: +71/-0
  • MANIBUS NE LAEDAR AVARIS
Re: ЭКСПОНИРОВАНИЕ МОНЕТ И МЕДАЛЕЙ
« Ответ #3 : 26 Февраля 2015, 17:19:47 »
Рассмотрим один пример. В Нью-Йоркском Метрополитен-Музее собрана, вероятно, самая большая коллекция этрусских артефактов за пределами Италии:  керамика, камеи,  прекрасные ювелирные украшения, оружие и доспехи, бронзовые колесницы ... но нет ни одной монеты Этруссков! Они ввели денежной обращение довольно поздно в своей долгой истории и их монеты не имели широкого распространения, но они были первыми, кто начал чеканить номинал на своих монетах. Да их монеты не были великими в плане искусства работы гравера, как , например, Сиракузские декадрахмы, но они играли важную роль в экономике и культуре этого загадочного народа. Большинство Этрусских монет были односторонними (реверс, как правило, был пустой), но ведь это делает их достаточно простыми для экспонирования в музее. 
Все вышесказанное и приводит нас к сути вопроса: по сравнению с артефактами, привлекающими толпы посетителей, что является мечтой для каждого музея, экспонирование монет – очень малоинтересное занятие!
Я знаю, что это неприемлемые и еретические слова для любого нумизмата! Я испытал одно из самых острых ощущений в жизни, когда держал в руках Афинский диобол - монету отчеканенную из золота, снятое со статуй на Акрополе, когда Афины потерпели финансовый крах в 407/406 г. до н.э. (известно менее десятка монет). Но зритель, который не знаком с историей и контекстом, может смотреть на такое сокровище без тени интереса или удовольствия.

Рисунок 4. Афинский Диобол

Оффлайн Savelij68

  • Рыцарь
  • Эсквайр
  • ******
  • Сообщений: 750
  • Уважение: +71/-0
  • MANIBUS NE LAEDAR AVARIS
Re: ЭКСПОНИРОВАНИЕ МОНЕТ И МЕДАЛЕЙ
« Ответ #4 : 26 Февраля 2015, 17:20:43 »
Кураторы классических античных коллекций в музеях, в большинстве своем, являются академическими археологами и иже с ними.  Такого рода археологи в основном редко отдельно изучают монеты. Наибольший интерес для них представляют кости, керамика. Вы сами видите это обилие сломанных горшков и такого рода артефактов на многих научных и музейных сайтах. Не спорю, они знают очень много других тем в археологии, но монеты для них часто, к сожалению, являются незначительными темами. Во всех университетах, по всей Америке, вероятно, меньше десятка нумизматов с профессорским званием.
Нумизматика и археология -  сестры. Они родились вместе в эпоху Возрождения, этого удивительного повторного открытия Греко-Римского наследия, которое началось в Северной Италии в конце 13 века. С течением времени, эти сестры отдалились друг от друга, и даже появилась  определенная взаимная антипатия (что-то знакомое, пожалуй, читателям из многодетных семей).
Для некоторых археологов, нумизмат является эгоистичным собратом  грабителей могил. Для некоторых нумизматов, археологи -  высокомерные снобы, пытающиеся  запретить частную собственность на предметы старины и пытающиеся отнять источник дохода у бедных искателей. Конечно, это выглядит карикатурно и близко к крайности, но по моему опыту, коллекционеры часто гораздо лучше относятся к  древним монетам, чем музеи, пренебрегающие монетами, делающие монеты недоступными для общественности, плохо документированными, и - ах, да - "без провенанса."
Многие из великих музейных коллекций  монет начинались как «Мюнцкабинеты» Королевских особ-покровителей. Например, есть Кабинет медалей Национальной библиотеки Франции в Париже, Эрмитаж в Санкт-Петербурге, и Музей истории искусств  в Вене. Коллекционирование монет было престижным видом времяпрепровождения аристократов, и они нанимали  ученых для систематизирования, организации и документирования своих коллекций. Король Витторио Эмануэле III из Италии (1869-1947), возможно, был ужасным монархом , но, в то же время, он был великим нумизматом- составителем  монументального 20-томного каталога монет Италии  Corpus Nummorum Italicorum, что происходило в течение трех десятилетий.
Те немногие специализированные музеи монет сегодня – это все еще действительно "мюнцкабинеты", а  не музеи – со своей академической  ученостью, но ограниченными ресурсами и ограниченным доступом для посетителей, желающий увидеть эти коллекции. За примерами далеко ходить не надо: это и Американская  Нумизматическая Ассоциация в Колорадо-Спрингс, Американское Нумизматическое Общество в Нью-Йорке, Нумизматический Музей в Афинах, Греция, и важные коллекции Университетов  в Оксфорде (Ashmolean музей), Кембридже (Фицуильям музей), Гарварде (Думбартон-Оксе) , Йеле и Принстоне.
Заметным исключением в этой в целом мрачной картине является  Департамент монет и медалей Британского музея в Лондоне, который имеет сильные традиции так сказать обслуживания нужд и потребностей  нумизматов и коллекционеров. Британский музей часто называют, наиболее квалифицированным и опытным хранителем монет в мире.
И Великобритания является одной из немногих стран с хорошим законодательством об античных предметах искусства. Закон о сокровищах от  1996 года и "Процедура работы с найденными предметами искусства"Portable Antiquities Scheme (PAS) всего лишь два , но довольно ярких, примера.  Очень кратко: о всех предметах старины, найденных в земле должно быть сообщено в Государственные органы, и нашедший и владелец земли, где найден предмет,  имеют право на получение доли в справедливой рыночной стоимости, но государство получает право «первой брачной ночи» - приобретения находки для музеев.  Одним из результатов этой разумной политики явилось то, что мы знаем о находках предметов старины в Великобритании намного больше, чем где-нибудь еще.


Рис 5: лотки для монет в Британском Музее

Оффлайн Savelij68

  • Рыцарь
  • Эсквайр
  • ******
  • Сообщений: 750
  • Уважение: +71/-0
  • MANIBUS NE LAEDAR AVARIS
Re: ЭКСПОНИРОВАНИЕ МОНЕТ И МЕДАЛЕЙ
« Ответ #5 : 26 Февраля 2015, 17:21:10 »
Вполне вероятно, что в будущем все больше и больше нумизматических музейных коллекций будут оцифрованы. Вскоре редчайшие раритеты будут в мгновенной доступности для всех пользователей Интернета со множеством цветных фотографий с  высоким разрешением .
Будущие нумизматы смогут рассмотреть все музейные экспонаты в трехмерной визуализации близко со всех необходимых сторон, в том числе и гурта.
Американское Нумизматическое  Общество недавно объявило о выделении гранта от Национального фонда развития гуманитарных наук на значительное расширение возможностей его программы  « Монеты Римской империи on-line », революционно новый инструмент, призванный помочь в идентификации, каталогизации и исследования богатой  и разнообразной чеканки монет Римской Империи ".
Слово, которое музейные работники никогда и ни под каким соусом не хотят обсуждать , это слово-  "deaccession." Его значение - продажи (или обмен) , так называемых, ненужных предметов музейного фонда. По сути, это "деловое решение ликвидировать неработающие активы."
Хорошо известным примером является Бостонский музей изящных искусств, который несколько лет назад  продал большое количество предметов  из его коллекции Античных монет. Испанское Общество Америки недавно продало знаменитую коллекцию Арчера  М. Хантингтона,  в которую входило большое количество монет Испанской чеканки с древних времен до современности (после окончания серьезной судебной тяжбы с Американским Нумизматическим Обществом по вопросу о правах на нее). В этом жестоком мире, где много маленьких музеев борются за выживание  и возможность быть открытыми для посетителей и оплачивать многочисленные счета, продажа монет является довольно привлекательным вариантом, даже , несмотря на то, что у большинства пропадает возможность даже взглянуть на них в будущем. Deaccession (распродажа)  дубликатов или лишних монет для создания определенного денежного фонда, который в будущем поможет правильно выставлять и надлежаще сохранять  более значимые экспонаты кажется музейным работникам как наиболее  рациональным подходом в эпоху финансовых трудностей.

Конец

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41563
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ЭКСПОНИРОВАНИЕ МОНЕТ И МЕДАЛЕЙ
« Ответ #6 : 26 Февраля 2015, 20:47:58 »
Очень хорошая статья, Борис! Читается очень приятно, а даже известные факты преподносятся легко и увлекательно!
Спасибо за очередной авторский перевод любопытного материала! :bi:
Пока вы лидер 2015 года по статьям! :az:
По всем статьям... ну кроме Кромвеля, конечно :laugh:
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн viddsid

  • Бюргер
  • ***
  • Сообщений: 102
  • Уважение: +3/-0
  • Англия и Йорк
Re: ЭКСПОНИРОВАНИЕ МОНЕТ И МЕДАЛЕЙ
« Ответ #7 : 26 Февраля 2015, 23:38:27 »
● Правящая династия: Короли Македонии
● Правитель: Александр III
● Металл: Золото
● Номинал: Статер
● Вес: 8,6 грамм
● Дата: 336-323 г. до н.э.
● Монетный двор: Сузы


в плане буквоедства - не короли, а цари  (в русской научной литературе). И дата чекана - вряд ли Александр мог отчеканить эту монету в Сузах в 336 году
ищу монеты короля Артура

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41563
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ЭКСПОНИРОВАНИЕ МОНЕТ И МЕДАЛЕЙ
« Ответ #8 : 20 Ноября 2017, 10:45:49 »
Собственно говоря, вопрос удобства/неудобства нумизматических экспозиций для осмотра всплывает на Форуме регулярно,  но все обсуждения разбросаны по десятку тем, - пришло время аккумулировать идеи в одном месте!
Прошу здесь писать о музейной витрине вашей мечты! :bi:
---
Для затравки - для тех, то мечтает повертеть в руках медаль Ренессанса! :ay:
https://www.youtube.com/watch?v=NyO2ATl8l94
Конечно, полных ощущений от контакта с артефактом вы не получите, но вот то, что нужно мне, - ощущение объема, игру свето-тени - в полном объеме! Для особоценных и интересных экспонатов, где нет возможности показать сразу реверс - очень интересное решение! :ay:
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41563
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ЭКСПОНИРОВАНИЕ МОНЕТ И МЕДАЛЕЙ
« Ответ #9 : 20 Ноября 2017, 10:50:57 »
Идея для экспонирования двух сторон крупных медалей, реверс которых нельзя показать дублями:
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41563
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ЭКСПОНИРОВАНИЕ МОНЕТ И МЕДАЛЕЙ
« Ответ #10 : 15 Января 2018, 13:38:46 »
Нумизматический музей Центрального Банка Чили в Сантьяго: богато и стильно! :ay:
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41563
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ЭКСПОНИРОВАНИЕ МОНЕТ И МЕДАЛЕЙ
« Ответ #11 : 15 Января 2018, 13:43:02 »
А вот исландский нумизматический музей Центрального Банка Исландии в Рейкьявике - словно из советских 70-х :bm:
Эстетика брежневского времени - у нас так оформляли пионерские музеи, очень провинциальные краеведческие и музеи в дивизиях :-X
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41563
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ЭКСПОНИРОВАНИЕ МОНЕТ И МЕДАЛЕЙ
« Ответ #12 : 15 Января 2018, 13:50:55 »
Сразу видно, что это американский музей: бохато, удобно, информативно, но пестро и не стильно...
Музей Денег Американской Нумизматической Ассоциации, расположенной на кампусе Колледжа в Колорада
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41563
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ЭКСПОНИРОВАНИЕ МОНЕТ И МЕДАЛЕЙ
« Ответ #13 : 15 Января 2018, 14:33:36 »
Национальный колорит в оформлении интерьеров:
Музей денег Малайзии Мэйбанка в Куала-Лумпур.
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн VSG

  • Бюргер
  • ***
  • Сообщений: 402
  • Уважение: +13/-0
  • Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи.......
Re: ЭКСПОНИРОВАНИЕ МОНЕТ И МЕДАЛЕЙ
« Ответ #14 : 15 Января 2018, 20:32:52 »
 :ay: :az:
На Земле нельзя ничего украсть. Можно только переместить....

 

Поиск

 
Яндекс.Метрика