Свобода не для всех, демократия для избранных
А что же до внутреннего государственного устройства, утверждение которого является главной задачей любой настоящей Конституции? В этом смысле "Договоры и постановления прав и свобод войсковых" несколько поверхностны. По существу, из 16 статей документа данному вопросу в той или иной степени посвящены лишь пять (с 6 по 10 включительно). При этом даже и в этих статьях изложение государственного устройства не отличается ни последовательностью, ни полнотой.
К примеру, не формализована такая важнейшая процедура, как выборы главы государства – гетмана. Не указано, кто может выдвигаться на этот пост, кто может принимать участие в голосовании, какова процедура этого голосования, как и при каких обстоятельствах его назначают и так далее. По сути, авторы, похоже, и не ставили перед собой задачу формализовать эти вещи, почитая их как бы самими собой разумеющимися и не нуждающимися в пояснениях.
Главным после гетмана органом государственной власти объявляется Генеральная Старшина. Но кто эти люди, каков их состав, как попадают в число генеральной старшины и как покидают её ряды, каковы, наконец, права и полномочия этой старшины, в документе нет ни слова. Сказано разве что, что гетман обязан оглашать Генеральной Старшине содержание всех писем от представителей других государств.
Постулируется созыв трижды в год (на Рождество, Пасху и Покрова Богородицы) трёх Генеральных рад с участием вышеупомянутой старшины, полковников, сотников и избранных (снова-таки, как?) представителей от каждого из полков, а также "послов от Войска Запорожского Низового". Однако ни права, ни полномочия, ни обязанности данных рад никак не урегулированы. Сказано разве что, что гетман должен относиться к "депутатам" с уважением, не обижаться на критику, а, наоборот, стремиться исправить недостатки, на которые ему указывают.
Пожалуй, едва ли не единственной значимой в смысле государственного устройства нормой "Конституции Орлика" является лишение гетмана судейских полномочий и выделения судебной власти в отдельную институцию (ст. 7): "Если бы кто-то из генеральных лиц, полковников, генеральных советников, значительного общества или других военных чиновников, особенно черни, оскорбил гетманскую честь или в чем-то другом провинился, то Светлейший гетман не имеет права сам наказать их, а должен подать в генеральный войсковой суд уголовное или неуголовное дело".
Следующая, восьмая статья "Конституции" прямо запрещает "домашним слугам" гетмана вмешиваться в государственные дела, оставляя это право исключительно генеральной старшине. А девятая статья лишает гетмана права самолично распоряжаться имуществом государства по своему усмотрению, передавая эти полномочия избираемому радой генеральному подскарбию. В той же статье перечисляются и источники собственных доходов гетмана.
Десятая же статья устанавливает (но не регламентирует!) свободные выборы сотников и полковников, которых впоследствии должен утверждать на должности гетман, а также прямо запрещает гетману получать подарки от третьих лиц.
Права и обязанности же простых представителей "народа малороссийского", а также принципы их взаимодействия с властью в документе не прописаны вообще. Кое-какая забота о простом народе действительно проявлена в виде, скажем, запретов на так называемые "постои" - реальное бедствие того времени, когда граждане обязаны были размещать, кормить и снабжать всем необходимым путешествующих по служебным надобностям чиновников. Но этот и подобные пункты (безусловно, полезные и прогрессивные) сформулированы также не в виде правовой нормы, а как нечто, чего гетман обязуется не допускать и за чем следить.
Достаточно сложно представить себе и реализовать на практике государство, организованное на принципах, изложенных в "Конституции Пилипа Орлика" - просто потому, что этот документ по существу и не претендует на последовательное изложение этих принципов. По сути "Договоры и постановления прав и свобод войсковых" это именно что политическое соглашение между казацкой знатью и гетьманом по интересующим их вопросам, и не более того.
В этом смысле "Договоры и постановления" ближе не к современным конституциям, а к документам вроде британской "Великой хартии вольностей" 1215 года или, к примеру "Статута Великого Княжества Литовского" 1529-го, существенно отличаясь от, к примеру, конституции Сан-Марино. Последний документ, принятый в 1600 году, содержит детальное описание органов власти (капитанов-регентов, советов различных уровней), порядка их формирования и работы, полномочий, прав и обязанностей, основы гражданского и уголовного права, порядок делопроизводства и апелляции по хозяйственным и уголовным делам, налогообложение и многое другое.