Давно я не писал постов по «разбору» нумизматической символики и геральдики.
Покажу вот такую интересную монету, она хоть и реставрированная, но зато вся моя))))
Чили 1 песо 1820 г. так называемый «песо с вулканом».
Вес — 26,47 гр
Тираж — 116 000 экз.
Пробирщики F.D. - Francisco Rodriguez and Diego Portales
Для меня эта монета всегда была образцом строго лаконизма, хотя и выбивающегося из общего ряда латиноамериканской нумизматики первой половины 19 в. Поиск информации однако показал, что видимая символика монеты — это всего лишь «вершина айсберга», а основной смысл остался «за кадром».
На аверсе изображение колонны, на вершине которой находится земной глобус. Над глобусом звезда от которой вниз исходят лучи. Над звездой лента с надписью Libertad, а над ней девиз UNION Y FUERZA
Колонна с глобусом на вершине впервые появилась на гербе разработанном в 1812 г. первым президентом Чили генералом Хосе Мигелем Каррера (José Miguel Carrera). Есть мнение, что колонна представляет собой стилизованное Древо Жизни (Arbol de la Vida), старейший каббалистический символ, принятый и в христианстве. В Чили оно стало аллегорией Древа Свободы. Этот элемент появлялся и во втором и третьем варианте герба, а кроме того и в виде монументов, обладая таким образом важной представительской функцией.
Звезда над глобусом так называемая Estrella de Chile в разных источниках определяется как символ Сантьяго, символ самого Чили и как опять же каббалистическая «Утренняя звезда».
Девиз UNION Y FUERZA (СОЮЗ И СИЛА) является «смягченной» версией очень агрессивного чилийского девиза Por la razón o la fuerza ( в вольном переводе «По праву или силой»). Этот агрессивный девиз очень подходил к третьей версии герба Чили, где аллигатор пожирает кастильского льва (этот бы герб да на монету !).
На реверсе монеты изображен дымящийся вулкан, окруженный девизами CHILE INDEPENDIENTE и SANTIAGO. Вершины Кордильер-Анд уже использовались в качестве патриотического символа во время правления Хосе Мигеля Карреры, например в заголовке первой национальной газеты «Авроры Чили». В последствии их заменили более «брутальными» дымящимися вулканами в третьем варианте герба. Вулкан представлен и на республиканской печати 1818 г. Символика вулканов связана уже с мифологией индейцев-мапуче. El Cherufe — злой дух испускающий магму и лаву вулканов, которого можно задобрить только человеческими жертвами, по моему как нельзя лучше подходит для аллегории бушующей силы любой гражданской войны.
То есть мы опять видим весьма колоритное сочетание самой разномастной символики — каббалы, а с ней возможно и масонских символов и индейской мифологии. Бернардо О'Хиггинс и Хосе де Сан-Мартин кстати состояли в масонской ложе Lautarina.