Всем сторонникам переделов музейных фондов на заметку:
поучительная история Золотой Адель, - бывшей Венской Моны Лизы!«Золотая Адель» или «Австрийская Мона Лиза». Национальная гордость Австрии. 13 лет назад это полотно забрали у безутешных венцев, а 18 июня 2006 продали на аукционе американскому коллекционеру за рекордные на тот момент 135 миллионов долларов.
История с картиной Густава Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр I» довольно запутанная.
Эта картина относится к «золотому периоду» в творчестве Климта. На портрете изображена Адель Блох-Бауэр (1881-1925), дочь генерального директора венского банковского союза Морица Бауэра, в возрасте 26 лет. Семья Блох-Бауэр поддерживала Густава Климта, как и некоторых других художников. Климт посещал светские рауты Блох-Бауэров и знал Адель с 1899 года. В 1901 художник изобразил ее в образе Юдифи (к этому образу он еще вернется в 1909). В 1903 году Климт получил от Фердинанда Блоха, мужа Адель, заказ на портрет его жены. Художник создал более 100 набросков для картины, прежде чем смог завершить работу в 1907 году.
Климт экспериментировал с различными техниками живописи и в дополнение к масляной живописи использовал рельеф и позолоту. Натуралистично изображены только лицо, плечи и руки модели, являющиеся визуальной доминантой, остальные детали едва обозначены, переходя в орнамент. Плоскостная композиция построена так, что фигура Адели занимает всю вертикаль правой части картины, левая часть почти пуста и содержит лишь намек на интерьер.
Впоследствии Фердинанд Блох-Бауэр приобрёл эту картину и «Портрет Адели Блох-Бауэр II», написанный в1912 году.
Адель Блох-Бауэр в своем завещании просила мужа передать два её портрета и четыре пейзажа кисти Густава Климта австрийской государственной галерее. Это желание, при формальном согласии Фердинанда Блох-Бауэра, фактически не было выполнено (за исключением одного пейзажа), и перед своей смертью в 1945 году он отменил в своём завещании дарение картин австрийским музеям. Но на тот момент коллекция картин Блох-Бауэров уже была конфискована фашистской Германией и передана Австрийской галерее.
После принятия в Австрии Закона о реституции предметов искусства, похищенных нацистами, единственная из живых наследников Блох-Бауэров, 79-летняя Мария Альтман, гражданка США, обратилась в суд и выиграла процесс. Австрия предприняла беспрецедентные в истории государства меры по спасению национального достояния. Велись переговоры с банками о займе на покупку картин. Кроме того, правительство страны обратилось к населению с просьбой о помощи, намереваясь выпустить «облигации Климта». Общественность объявила подписку по сбору средств. Однако цена, запрошенная Альтман, в течение месяца взлетела со 150 млн. долларов до 245, а затем и до 300.
В феврале 2006 года тысячи венцев пришли в галерею Бельведер, чтобы в последний раз увидеть пять картин Климта, в том числе «Золотую Адель», бывшую визитной карточкой музея и национальной иконой. Теперь этими картинами любуются ньюйоркцы...