Так как собираю только латиноамериканские монеты, то природу возникновения этих "пипок" в свое время прояснял для себя исключительно теоретически, по материалам во французском Bulletin Numismatique.
Как я понял по французским монетам 1806-30 гг.:
1) гурт накатан вот в такой гуртильной машине, при этом рисунок гурта состоит из двух половинок и наверно при желании можно найти на диаметрально противоположных сторонах т.н. "стыки" этих двух половинок.
При этом плохо отрегулированная машина с "уставшими" верейками давала брак - "плавающий" относительно края монеты гурт, "наезд" слов друг на друга и т.п. Существовала и возможность пустить в производство верейку с неправильно набитыми словами и элементами рисунка
2) после накатки гурта монету чеканят в неразъемном кольце, при этом как следует из записок механика Парижского монетного двора, возникла проблема заклинивания раздавшейся после удара монеты в кольце. Монету сперва выбивали деревянной колотушкой, потом выжимали специальным приспособлением, но в любом случае сильно упала производительность труда и выросла себестоимость "единицы продукции".
3) далее я скорее домысливал: видимо что бы уменьшить раздачу монеты после удара и заклинивание в неразъемном кольце на верейке сделали дополнительный элемент рисунка - несколько овальных или круглых углублений, которые после накатки гурта давали на монетной заготовке выступающие над поверхностью "пипки". Эти "пипки" принимали на себя основной удар при чеканке и сжимаясь тормозили раздачу. Это в некоторой степени объясняет существование круглых и овальных "пипок". Круглые в своих размерах ограничены толщиной монеты, а овальные можно сделать более массивными, сопротивляющимися сплющиванию при чеканке.