Если на Форуме еще не делился, то рекомендую:
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ МУСУЛЬМАНСКИХ МОНЕТ:
НАРУШЕНИЕ ЗАПРЕТА?
В.Н.Настич (Москва) yok@go.ru Среди многих сотен книг и статей по мусульманскому искусству, изданных в разных странах за последние два столетия, едва ли найдется работа, в которой так или иначе не затронута проблема отношения ортодоксального ислама к изображению людей и животных. О правомерности постановки такой проблемы, ее актуальности и важности, выходящей далеко за пределы собственно искусствознания, наглядно свидетельствует уже сам диапазон предлагаемых вариантов ее решения - от "обвинений" ислама в полном и безусловном запрещении изображать живые существа до столь же категоричных деклараций об отсутствии каких-либо ограничений на этот счет и даже (в некоторых случаях) об одобрении живописи богословами.
Сегодня уже можно считать твердо установленным (как это чаще всего и бывает с любым сложным и неоднозначным явлением), что истина лежит посередине, на известном расстоянии от обеих крайностей. И все же до сих пор в "образованной" среде бытуют ошибочные представления о реальной степени запретности изобразительного искусства в исламе, тем более досадные, что нередко они исходят от профессиональных востоковедов. В этом мне не раз приходилось убеждаться в беседах с коллегами или консультациях для нумизматов-любителей, когда речь заходила о монетных эмиссиях мусульманских династий: едва ли не самый обычный вопрос, звучащий при виде сельджукидского дирхема со львом или золотоордынского медного пула со всадником - "Разве Коран этого не запрещает?"
Поэтому и здесь, мне кажется, логично начать с того, что такого запрета в Коране нет и никогда не было; единственная фраза, в которой можно усмотреть хоть какое-то ограничение изобразительной деятельности мусульманина, - это аят 92 суры 5, где говорится о языческих жертвенниках (ал-ансаб), которые, кстати, далеко не всегда имели форму человекоподобных идолов. Более того, широко известно, что в период раннего ислама, когда формировались коранические тексты, да и позднее, у арабов были в широком употреблении самые различные предметы с изображениями людей, зверей, птиц и рыб. Из хадисов мы знаем, что у самого Мухаммада было множество личных вещей, украшенных сюжетными изображениями.
Продолжение статьи