Автор Тема: КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ АНТИЧНЫХ МОНЕТ как подступиться?  (Прочитано 20650 раз)

Оффлайн манро

  • Форумчанин 2017 года
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 4937
  • Уважение: +398/-0
Теперь хочу подсобрать античных монет для души.

 Душа у каждого своя, поэтому разным людям нравится совершенно разное.
 Если вам нравится собирать крупное серебро, то в антике это серебряные тетрадрахмы.
 Их и собирайте.

Оффлайн dirkhem

  • Бюргер
  • ***
  • Сообщений: 152
  • Уважение: +6/-0
и вы предлагаете Манро или мне неким инсайтом почувствовать, что вам больше понравится? )))
Если вы собираете портретные рубли - соберите полную портретную линейку Селевкидов! https://www.google.com/search?newwindow=1&site=&tbm=isch&source=hp&biw=1280&bih=924&q=seleucid+tetradrachme&oq=seleucid+tetradrachme&gs_l=img.3...6477.16014.0.16416.24.11.1.11.1.0.169.815.9j1.10.0....0...1ac.1.64.img..2.11.765.XRDXgpQaS1s
[/quote]
Нет я ничего не предлагаю, я просто спрашиваю кто как собирает антику, у кого какой подход Вы показали свои денарии Рима, кто то собирает Грецию, Боспор и т.д. Я просто всю информацию проанализирую и конечно подойду к этому вопросу своим путём.
За ссылку спасибо интересные монеты, но врядли я их соберу да и не покарману это удовольствие.

Оффлайн dirkhem

  • Бюргер
  • ***
  • Сообщений: 152
  • Уважение: +6/-0

 Душа у каждого своя, поэтому разным людям нравится совершенно разное.
 Если вам нравится собирать крупное серебро, то в антике это серебряные тетрадрахмы.
 Их и собирайте.
Да, тетрадрахмы мне нравятся, хоть и дорогие они.
А у Вас какая тема в антике?

Оффлайн манро

  • Форумчанин 2017 года
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 4937
  • Уважение: +398/-0
По поводу сохранности античных монет.

 В 80-х годах в свободную продажу поступили металлоискатели, раньше подобные приборы были только у военных саперов. Это произвело настоящую революцию в археологии и нумизматике – за последние 20 лет из земли было поднято монет и кладов на порядок больше, чем за все предыдущие годы и даже века. До этого античная монета считалась уже коллекционной, если было возможно ее аттрибьютировать, сейчас - нет. Требования к качеству монет серьезно повысились.
Много монет в хорошем виде происходит из кладов, куда они попадали сразу с монетного двора, минуя хождение среди населения или время этого хождения было минимально малым. Важно в какой почве, при какой влажности и в какой среде все это время пребывала та или другая монета, пока ее не нашли.
 Сейчас замыленных и затертых монет много предлагается на продажу и стоят они совсем дешево. Все коллекции античных монет в России социалистического периода по современным меркам требования качества представляют жалкое зрелище – как правило одни затертыши. Я видел своими глазами несколько коллекций, которые собирали десятилетиями и они считались очень крупными, серьезными собраниями, на самом деле монет много, а в высоком качестве почти ничего нет, железный занавес не позволял пополнять коллекции из-за рубежа, а ведь все основные античные места находятся именно за рубежом. Соответственно собирали что было можно достать.

Оффлайн манро

  • Форумчанин 2017 года
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 4937
  • Уважение: +398/-0
А у Вас какая тема в антике?

 Мои темы итало-сицилийские греки + диадохи Александра. Из Рима - монеты династии Флавиев ( I век н.э.)
 Но с течением времени моя антика все больше и больше дрейфует в ирисничество.

По своему опыту я понял, что планирование поиска монет в коллекцию не совсем верно, по крайней мере применительно к античным и вообще старинным монетам, в том числе и к талерам. Они - это не товар в супермаркете, пришел и купил, были бы деньги.
Сейчас нет – зайдите в следующий вторник.
Тут как на охоте – купил ружье, патроны, амуницию и пошел в лес – может, с добычей вернешься, а может и вовсе не с чем.

Единственное, что я вам посоветую - старайтесь с самого начала приобретать монеты в качестве. Может порой и слегка даже переплачивая за них. Они ликвиднее да и самому владельцу приносят сильное эстетическое удовольствие. А это совсем не маловажно. 20000 – нормальная сумма в месяц, мы же никуда не торопимся. И потом всегда можно купить не 3, а скажем 2 монеты за 3 месяца. Сумма та же, но монеты будут посерьезнее.

Я все-таки сторонник более вольной темы в коллекционировании старинных монет. Чем дольше я собираю монеты, тем яснее я это осознаю.
Ведь мы с вами простые собиратели древностей, мы же не огромные музеи, это музейные собрания должны претендовать на некоторую завершенность или тематичность своих экспонатов, в том числе и монет. У музеев в отличие от нас гораздо больше времени и … денег. Они могут себе это позволить.

 И так же как перед поездкой куда-то за границу, когда люди начинают интересоваться местом куда они едут и что там есть интересного, так же и нумизмат начинает углубляться в ту эпоху и страну, где была отчеканена попавшая к нему монета - свидетель той далекой старины. Ведь не случайно НУМИЗМАТИКА - это второстепенная историческая дисциплина, наряду с той же геральдикой или археологией.
Поэтому я все-таки сторонник более вольной темы в коллекционировании монет, мне интересны очень многие страны и эпохи.

Собирайте то, к чему именно ваша душа лежит. И никого не слушайте.
Это ваш путь и больше не чей.
Все очень индивидуально.

Оффлайн манро

  • Форумчанин 2017 года
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 4937
  • Уважение: +398/-0
 ирисничество - наше все!

  Всего не купишь, просто денег не хватит, приходится выбирать какая монета ближе по душе, или интересна исторически, или притягивает эстетически.
 Порой необьяснимо.
 Но мой вам совет - обязательно обращайте внимание на качество!

 По поводу вашего вопроса, на мой взгляд сколько коллекционеров – столько предпочтений. 
 Каждый коллекционер в своих пристрастиях и критериях индивидуален, у каждого своя собственная шкала ценностей, отношение к редкости, к сохранности монет, кто-то огромное внимание уделяет портретам, а  кто-то наоборот – сюжетам, изображенным на реверсе монеты.

Оффлайн Dr.Munzen

  • Курфюрст Бабарский
  • Рыцарь
  • Герцог
  • ******
  • Сообщений: 1179
  • Уважение: +87/-0
  • ex Prospero
Полностью поддерживаю Романа! Никого не слушайте, собирайте, к чему душа лежит и старайтесь покупать качественные монеты. Качественный имперский Рим - это сказочные высокорельефные портреты! ( но монетках с ноготок))).

Чисто в качестве предложения: династия Северов - что ни кадр, то серьезный персонаж! Если еще и тетек собирать, а к ним прибавить тетры Сетимия и Каракаллы, то получится отличное собрание. Качество по доступной цене и с интересным историческим контекстом. Можно еще собирать денарии Каракаллы и Геты по возрастам (малыши, юноши, дядьки бородатые).

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41744
  • Уважение: +942/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
на монетках с ноготок))).
Ну не с ноготок, конечно, - это ж не копейки царские :D
Денарии размером с хороший такой ноготь :laugh:
А в остальном согласен: монеты Северов художественно выразительные, а сохранность у них превосходная, - большинство монет легли в клады и, в отличии от ранней империи, многие монеты почти без следов износа.
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн манро

  • Форумчанин 2017 года
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 4937
  • Уважение: +398/-0
По своему опыту я понял, что планирование поиска монет в коллекцию не совсем верно, по крайней мере применительно к античным монетам.

 Поэтому надо внимательно смотреть, что проходит мимо и покупать монеты по интересующей вас теме, если их соотношение цены и качества вас устраивает. Например, проходил клад тетрадрахм Птолемея I как сатрапа, монет таких было много, многие думали чего торопиться – еще успею купить, а сейчас нет их, пропали, все эти монеты разошлись по серьезным коллекциям и не продаются, да и цены на них заметно подросли.
 Когда найдут еще клад подобных монет и найдут ли  - никто не знает.

 Я бы рекомендовал всем заинтресовавшимся античными монетами повнимательнее присмотреться к бронзовым монетам, обычно бронза встречается в нумизматическом обороте в более потрепанном виде,  ведь бронзовые монеты в отличие от золота и серебра крайне редко закапывали в клады и активно ходили среди населения, но если попадается бронзовая монета в качестве, да еще в однотонной благородной патине – это настоящий праздник -  редко, эстетично, да и по стилю и красоте бронзовые античные монеты еще могут дать форы золотым и серебряным монетам.
 Это также касается в полной мере и монет мелких серебряных фракций – от драхмы и ниже. Чеканить такую красоту на небольших монетных кружках, в этом суть греческой цивилизации – постоянное стремление везде и во всем к гармонии и красоте.

Оффлайн Dr.Munzen

  • Курфюрст Бабарский
  • Рыцарь
  • Герцог
  • ******
  • Сообщений: 1179
  • Уважение: +87/-0
  • ex Prospero
Тетра и денарий Септимия Севера

Оффлайн манро

  • Форумчанин 2017 года
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 4937
  • Уважение: +398/-0
 Отличные экземпляры!  :)
 Правда они совсем не дешевые, тем более в таком приятном качестве.
 Это твои монеты или фото из интернета?

Оффлайн Dr.Munzen

  • Курфюрст Бабарский
  • Рыцарь
  • Герцог
  • ******
  • Сообщений: 1179
  • Уважение: +87/-0
  • ex Prospero
Отличные экземпляры!  :)
 Правда они совсем не дешевые, тем более в таком приятном качестве.
 Это твои монеты или фото из интернета?
это с какого-то ближайшего аука.

Оффлайн манро

  • Форумчанин 2017 года
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 4937
  • Уважение: +398/-0
 В качестве античного ликбеза.
Может быть кому-нибудь из форумчан будет любопытно ознакомится с отрывком их авторитетной книги, посвященного монетам.

Бикерман Э. Государство Селевкидов. ( E. Bikerman  Institutions des Seleucides  Paris, 1938)
 Глава шестая. Селевкидские монеты


Мы не ставим перед собой задачу дать здесь каталог селевкидских эмиссий или хотя бы руководство по нумизматике сирийских царей. Мы хотим просто констатировать некоторые исторические особенности институтов селевкидского государства, непосредственно связанные с царской монополией на чеканку монеты. Автор предупреждает, что собранные здесь наблюдения не претендуют на полноту и завершенность. При отсутствии инвентаря селевкидских монет, за неимением специальных исследований сирийских монетных дворов историк может предложить лишь предварительные выводы, ценность которых, как говорится, покажет время.

§ 1. Право чеканки. Право чеканки монет было признаком полного суверенитета. Селевкидская монета всегда выпускалась от имени правившего царя, вернее, как нечто принадлежавшее ему. Легенда гласила: βασιλέως 'Αντιόχου, т. е. «(монета) царя Антиоха».
Во внутреннем обращении циркулировал только государственный чекан. В Самарии нашли 62 бронзовые монеты трех первых Лагидов, четыре монеты Филопатора, при котором Египет потерял Палестину, и ни одной монеты Птолемеев II и I вв. до н. э. То же в Бетцуре (Палестина): из 49 найденных там идентифицированных бронзовых монет Лагидов 47 были выпущены до 200 г. до н. э., т. е. до завоевания Антиоха III. Птолемеевский чекан был вытеснен здесь монетами Антиоха III и его преемников.
С другой стороны, группа селевкидских монет, найденных в Сардах, заканчивается правлением Антиоха III. Обращение бронзовых селевкидских монет в Селевкии на Тигре прекращается сразу после парфянского завоевания. Город Лисимахия, ставший независимым в 191 г. до н. э., перечеканил медные монеты Селевкидов. Точно так же Селевкиды перечеканивали монету, выпущенную претендентами, чтобы разрешить ее свободное обращение при законном монархе. Так случилось с монетами Тимарха при Деметрии и с монетами Александра Забины при Антиохе VIII. Во время оккупации Египта Антиохом IV в 169 г. до н. э. птолемеевские медные монеты были помечены знаком якоря. Кажется даже, что между Селевкидами и потерянными для династии в 189 г. до н. э. городами Аспендом, Фаселидой и Сидой была заключена монетная конвенция, по которой допускалось законное обращение монет, выпущенных этими городами, на территории державы. По крайней мере в кладах, зарытых в Сирии и Месопотамии во II в. до н. э., находят тетрадрахмы Александра, выпущенные в названных городах со вторичным знаком якоря, известного символа династии.
Тем не менее принятая Селевкидами весовая система исключала монетную автаркию. Эта система с нормальным весом драхмы 4,3 г соответствовала драхме Александра Великого, т. е. аттической, которую в то время приняли большинство греческих государств. Таким образом, монета, соответствовавшая весовому аттическому стандарту, где бы она ни выпускалась, могла обмениваться. И действительно, состав монетных кладов, зарытых при Селевкидах, доказывает, например, что «александровы монеты» Малой Азии в торговле Месопотамии и Сирии II в. до н. э. обращались наравне с селевкидскими тетрадрахмами. Даже без формальной конвенции между государствами употребление одних и тех же аттических весовых единиц (и тех же подразделений) государствами Передней Азии и Греции создало нечто вроде единого монетного союза и объединяло в международной торговле Афины и Вавилон.

В 200 г. до н. э. Селевкиды подчинили себе Финикию, область, где применялась птолемеевская система с принятым весом драхмы 3,60 г; в 189 г. они потеряли Малую Азию, область, где была принята аттическая монетная система. Однако правительство сохранило единообразие обращавшихся денег, и на всей территории царства продолжала применяться аттическая система. Но когда Деметрий I в 162 г. до н. э. высадился в Триполисе, обе боровшиеся стороны, претендент и царь Антиох V, стали выпускать монеты по финикийскому эталону с тетрадрахмой весом 14,40 г, которым пользовались Лагиды в своей чеканке.

Были найдены золотой статер Деметрия I и тетрадрахма Антиоха V такого типа. Эти эмиссии, вероятно предназначенные для оплаты египетских услуг, представляли собой исключение. Но в 150/49 г. до н. э., когда Птолемей VI занял Финикию, чтобы посадить на сирийский трон Александра Балу, претендент возобновил выпуск монет по финикийскому эталону от своего собственного имени, и его преемники следовали этому примеру вплоть до 112 г. до н. э., когда Сидон отделился от селевкидского царства.
Выпуск монет птолемеевского эталона в городах Финикии был, безусловно, полезен для нужд торговли. По крайней мере эти города и после обретения независимости продолжали чеканить монету, следуя этому же эталону. Однако вряд ли случайно, что введение и сохранение эмиссий на основе птолемеевской системы совпали с периодом влияния Лагидов при антиохийском дворе. Начиная со 150 г. до н. э. Селевкиды только в исключительных случаях чеканили в финикийских монетных дворах деньги по аттической системе.Итак, в античном мире сферы экономического влияния соответствовали радиусам обращения монет одного и того же веса. Это доказывают клады монет. Однако птолемеевский эталон употреблялся только в Египте. Прекратив выпуск монет аттического эталона в Финикии и развивая там чеканку монет птолемеевского образца, цари Сирии ослабляли связи Финикии со своей державой и экономически привязывали ее к Египту. Такова была цена помощи, оказывавшейся [199] Лагидами селевкидским претендентам начиная со 151 г. до н. э. Впрочем, когда в 148/47 г. до н. э. Птолемей VI вновь занял финикийское побережье, он отменил чеканку селевкидских монет птолемеевского эталона и заменил их египетской монетой. Лагиды стремились сохранить преобладание Египта в финикийской торговле. Решение римского сената, принятое около 110 г. до н. э., предписывает еврейскому первосвященнику Гиркану предоставить «Птолемею, царю александрийцев», право беспошлинного вывоза «из страны и гаваней иудейских».
§ 2. Золотые монеты. Селевкиды выпускали золотые, серебряные и медные (бронзовые) монеты.
До середины III в. до н. э. выпуск золотых монет был достаточно значителен, они предназначались прежде всего для поддержания торговли с Индией. После того как Селевкиды лишились дальневосточных владений, они отказались от чеканки золота. Селевкидские «статеры» этого времени всегда представляют собой дидрахмы аттического веса. Пока еще остается неизвестным соотношение золотых и серебряных селевкидских монет. Характерно для истории античной торговли, что, в то время как в Сирии с приходом к власти Селевка II регулярный выпуск золотых монет прекратился, у Лагидов он продолжался вплоть до конца II в. до н. э.
Можно предположить, что каждый случай выпуска золотых монет Селевкидами во II в. до н. э. объясняется особыми обстоятельствами. Нам известны, я полагаю, десять таких эмиссий.
Назовем сперва золотые октодрахмы Антиоха III, весом примерно от 34,20 до 33,90 г. Эти монеты с изображением царя (в зрелом возрасте) известны в нескольких экземплярах чекана различных мастерских. Эти октодрахмы были, по моему мнению, выпущены, чтобы заменить в только что завоеванной Финикии обращение египетских золотых монет селевкидскими октодрахмами. Египетские золотые монеты официально равнялись стоимости 1 мины серебра, но, естественно, по египетскому эталону.
Известны затем статеры Антиоха III, выпущенные в Антиохии в конце III в. до н. э. Изображение слона на одной из этих монет говорит о связи их с восточным походом царя. Они, вероятно, составляли часть подарков, распределявшихся по случаю возвращения из этого прославленного похода, длившегося 7 лет. Антиох IV выпустил золотые статеры в 166 г. до н. э. по случаю грандиозных празднеств в Дафне. Известна одна золотая монета Антиоха V. Деметрий I трижды обращался к выпуску золотых монет. Это прежде всего монета весом 28,30 г с изображением Аполлона. На других монетах Деметрия I бога заменила Фортуна. По-видимому, первая медаль была выпущена в начале царствования Деметрия I. Это подтверждается ее весом — 28,30 г, который не соответствует никакому подходящему делению в селевкидской системе, но представляет птолемеевскую октодрахму. В таком случае монета была выпущена в Финикии,откуда Деметрий I начал в 162 г. до н. э. свой поход против Антиоха V.
Статер «Деметрия Сотера» с изображением царя и царицы Лаодики был выпущен, вероятно, по случаю царской свадьбы (или победы над Тимархом) около 160 г. до н. э.

В 151/50 г. монетный двор Антиохии выпустил двойной статер и монету в «2 1/2» (статера) весом 21,48 г.Двойной статер соответствует 50 драхмам серебра, а другая монета — 75 драхмам, но по птолемеевской системе. Эти эмиссии, возможно, были связаны с кампанией против Александра Балы.
Александр Бала выпустил в Антиохии свой статер — вероятно, для использования его в качестве donativum войскам.
Последняя селевкидская золотая монета — это статер, выпущенный в Антиохии в конце царствования Александра Забины. Осажденный в Антиохии царь наложил руку на золотые сокровища храма Зевса, чтобы выплатить жалованье еще остававшимся у него наемникам.
Вне сферы международной торговли, особенно с Востоком, золото служило скорее средством вложения ценностей. В царской казне хранились запасы золотых монет. Этим можно объяснить, например, каким образом Антиох IV оказался в состоянии раздавать золото на улицах Антиохии и дать в 169 г. до н. э. Навкратису по золотой монете на каждого жителя, хотя он до 166 г. до н. э. и не чеканил золотых денег.
§ 3. Серебряная и бронзовая монеты. За исключением нескольких районов Малой Азии, во внутреннем обращении пользовались серебряной монетой. Как уже было сказано, серебряную монету Селевкиды выпускали по аттическому образцу. Самой распространенной монетой была тетрадрахма весом примерно 17 г. Реже встречаются драхмы, а дидрахмы — только в исключительных случаях. Установленный законом вес соблюдался достаточно твердо. Контроль стал ослабляться только начиная с правления Деметрия I, а к концу династии вес тетрадрахмы упал до 15 г. Точно так же падает и содержание серебра в составе монет: 95% при Антиохе I и Антиохе III; 91% при Александре I и 94% еще при Антиохе VI; в I в. до н. э. цифра снижается до 65%. Даже стиль монет начиная с Антиоха VIII становится грубым.
Тетрадрахма птолемеевского веса, выпускавшаяся в Финикии в период 150—112 гг. до н. э., всегда весила примерно 14,20 г, как и египетская монета того же достоинства.

Если не считать мелких подразделений серебряной драхмы, которые выпускались редко, разменной монетой была бронзовая. Вавилонская хроника отмечает как признак бедственного положения, что «медь греков» обращается вместо серебра. Бронзовые монеты с указанием их достоинства дают достаточно приближенное представление об отношении серебра к меди. Оно равняется 1:50, что обычно для эллинистического мира во II в. до н. э.
§ 4. Изображения на монетах. При исследовании изображений на селевкидских монетах следует прежде всего различать лицевую и оборотную стороны, затем не смешивать золотые и серебряные деньги с мелкой разменной монетой.
Селевк I продолжал вначале эмиссию золотых и серебряных монет с изображением Александра Великого, но одновременно выпускал монеты и со своим портретом. На некоторых тетрадрахмах изображалась голова Зевса. Антиох I еще выпускал монеты с изображением Александра и Селевка I. Но после него на лицевой стороне золотых и серебряных селевкидских монет всегда изображался портрет правившего царя. Автору известны лишь три исключения из этого правила: тетрадрахмы с головой Зевса и головой Аполлона, выпущенные Антиохом IV по случаю празднеств в Дафне; две золотые монеты Деметрия Сотера с изображением Фортуны; наконец, в 147/46 г. до н. э. по приказу Александра Балы была выпущена серия тетрадрахм с головой Зевса, напоминавшей изображение самого царя. Эта эмиссия совпала с появлением Деметрия II и новой вспышкой династической борьбы. Ветвь Антиоха IV, к которой принадлежал Александр Бала, охотно приписывала себе особое благоволение Зевса Олимпийского.
Известны два случая, когда царь удостоил свою супругу привилегии быть изображенной на монетах. Около 160 г. до н. э. Деметрий I приказал поместить на золотых и серебряных монетах возле изображения собственной головы голову Лаодики. Александр Бала оказал ту же почесть своей супруге Клеопатре. Эти почести были, вероятно, возданы царицам в связи со свадебными торжествами.
Позднее на монетах, выпущенных от имени совместно правивших Клеопатры и ее сына Антиоха VIII, были изображения их обоих. В 126/25 г. до н. э. Клеопатра даже выпустила монету только от своего имени. Это был год, когда она добилась гибели Деметрия II и Селевка V и возвела на трон Антиоха VIII. Наконец, на серии тетрадрахм Антиоха IX и его брата Филиппа изображены головы обоих царей.
Загадочными представляются монеты с именем «царя Антиоха» и изображением головы ребенка. Их без всякого на то основания приписывают Антиоху, сыну Селевка III.53) Соображения, связанные с техникой выполнения, скорее говорят, что это монеты Селевка IV. Вероятно, они принадлежат юному сыну Селевка IV, который был отстранен от власти Антиохом IV.
Изображения на реверсе серебряных монет вначале довольно разнообразны. Это Зевс Никефор, Афина, Виктория, слон. Антиох I ввел изображение обнаженного Аполлона, сидящего на омфале, воспроизводя статую бога, воздвигнутую в центре Антиохии.

 После этого в течение более ста лет это оставалось излюбленным изображением селевкидских монетных мастеров. Только изредка можно найти на реверсе другие изображения, например сидящего Геракла на монетах Антиоха I и Антиоха II; слона на монетах, выпущенных по случаю восточного похода Антиоха III. Селевк II заменил на своих монетах сидящего Аполлона стоящим. В 169 г. до н. э. Антиох IV вновь ввел изображение Зевса Никефора, характерное для самых ранних селевкидских монет. Отпрыски Антиоха IV, т. е. Антиох V, Александр Бала и Антиох VI, продолжали чеканить монету с таким изображением. Линия Селевка IV, а именно два Деметрия, подчеркнуто отказались от этого типа монет, использованного их врагами, но вернулись к чеканке монет с изображением сидящего Аполлона.
Деметрий I приказал изображать на своих монетах Фортуну: на монетах Деметрия II появляется Афина Магарсия из Малла; при Антиохе VII прибавились монеты с изображением алтаря Зевса Долихена; Антиох VIII ввел изображение Зевса Урания и т. д. Трифон умышленно отказался от селевкидской традиции: на реверсе его серебряных монет изображена военная каска. Серебряные монеты птолемеевского веса всегда имеют на реверсе изображение орла, как было принято и на монетах Лагидов.
Если обратиться к бронзовым монетам, то здесь обнаруживается поразительное разнообразие типов. Царская голова на лицевой стороне встречается редко. Ниже мы попытаемся объяснить такой характер селевкидской бронзы.
§ 5. Легенда. Легенда является тем признаком, который придает единство селевкидским монетам и гарантирует подлинность их происхождения. Легенда говорит, что монета принадлежит монарху — βασιλέως Σελεόκου. Прерогатива чеканить монету от своего имени принадлежит исключительно царю. Селевк, сын Антиоха I, приказал выпускать в Верхней Азии, где он правил в качестве наместника своего отца, серебряные монеты с изображением головы Зевса и своим именем; но он претендовал на царскую власть и был казнен. Диодот, сатрап, а затем первый царь Бактрианы, вначале заменил обычное изображение на реверсе царских монет изображением своего бога — покровителя Зевса, поражающего молнией. Затем он стал чеканить монеты со своим собственным изображением, но все еще от имени Антиоха II. Завоевав корону, он выпустил монеты от своего собственного имени. Таким образом, одним из знаков овладения царской властью был также выпуск монет, особенно золотых, с именем и изображением претендента. Достаточно вспомнить монеты Ахея, Молона, Тимарха, Диодота.

Только в двух случаях в легендах монет называются два царя-соправителя: Клеопатра и Антиох VIII, Антиох XII и его брат Филипп.
До Антиоха IV царь на монетах именовался только basileus. Начиная с первой войны с Египтом, в 169 г. до н. э., Эпифан расширил легенду своими почетными титулами, а затем этому примеру последовали его преемники. Следует, однако, отметить, что титулы иногда бывают разными на монетах из различных металлов. Например, на серебряных монетах Александр Забина всегда именуется «Царь Александр», но надпись на золотом статере гласит: «Царь Александр Теос, Эпифан, Никефор». Это же наблюдение относится к монетам разного веса. На серебряных монетах птолемеевского эталона ни один монарх (кроме Трифона) не обозначен почетными титулами. Но те же самые финикийские монетные дворы, когда выпускают монеты аттического веса, украшают легенду царскими почетными эпитетами, принятыми в мастерской Антиохии.
Однако наиболее примечательным является варьирование царского эпитета на монетах даже одного и того же вида.
Так, например, Деметрию II на монетах дается пять различных эпитетов. Монеты птолемеевского веса имеют обычную легенду: Βασιλέως Δημητρίου. Следуя самой античной традиции, мы называем этого царя Nikator. Однако легенда βασιλέως Δημητρίου Νικάτορος появляется только на мелких разменных монетах.
На серебряных монетах у Деметрия II более пышные титулы:
Α) Βασιλέως Δημητρίου Θεου Φιλαδέλψου Νικάτορος.
B) Βασιλέως Δημητρίου Φιλαδέλφου Νικάτορος.
C) Βασιλέως Δημητρίου θεου Νικάτορος.
Первая формула появляется только на монетах 167 и 168 гг. селевкидской эры. Они выпущены в мастерских Антиохии, откуда Деметрий II был изгнан в 168 г. селевкидской эры (145/44 г. до н. э.), [205] и Сидона. После этого в течение пяти лет употребляется формула В. Монеты с этим титулом выпускались в Малле, Селевкии на Тигре и других местах. Попав в 139 г. до н. э. в плен к парфянам, Деметрий вернулся оттуда в 130 г. до н. э. Во время своего второго царствования он носил титул С. Легко понять, почему он сейчас опустил в легенде определение «Филадельф» («любящий брата»). Ведь они с братом Антиохом VII были соперниками. Монеты последней группы выпускались в Антиохии, в Селевкии Пиерийской, в Малле, Тарсе, Сидоне и в Тире.
Но легенда варьировалась не только в зависимости от обстоятельств времени, но и от места чеканки монет. Так, например, на серебряных монетах (аттического веса) Александра Балы царь именуется «Царь Александр Теопатор Эвергет» или просто «Царь Александр». В течение всего его царствования от 150 до 145 г. до н. э. антиохийский монетный двор, во всяком случае на тетрадрахмах, именует его полным титулом. Мастерские Тира и Сидона в монетах аттического веса следуют примеру столицы. Однако на ряде тетрадрахм аттического эталона, выпущенных в Селевкии Пиерийской, по-видимому, в 166 г. селевкидской эры (147/46 г. до н. э.), легенда ограничивается словами βασιλέως Αλεξάνδρου.
Монеты Деметрия III дают другой пример синхронных вариантов легенды. Этот монарх царствовал с 217 по 225 г. селевкидской эры (96/95—88/87 гг. до н. э.). В течение всего этого времени на серебряных монетах, выпущенных в Дамаске, он именовался «Теос Филопатор Сотер». Но другая мастерская присвоила ему еще более пышный титул и на медных монетах именует его «Филометор Эвергет Каллиник». Наконец, другая серия, выпущенная, по-видимому, [206] в начале его царствования в Антиохии, титулует его «Филометор Эвергет», что вскоре, впрочем, было заменено на антиохийских монетах легендой «Теос Филопатор Сотер».






Оффлайн манро

  • Форумчанин 2017 года
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 4937
  • Уважение: +398/-0
Рассмотрим еще монеты Клеопатры Теи. Если не считать монет финикийского эталона, выпущенных в Сидоне и других местах, на монетах этой царицы читаются три легенды. Сначала, в 126/25 г. до н. э., какая-то мастерская выпустила превосходные тетрадрахмы с изображением царицы и надписью «Царица Клеопатра Tea Еветерия». Затем она приобщила к правлению своего сына Антиоха VIII, и на монетах появились головы и имена обоих суверенов. Та же мастерская стала выпускать монеты с легендой «Царица Клеопатра Tea и царь Антиох». Эта формула появляется на монетах выпуска 189, 191 и 192 гг. селевкидской эры и на недатированных монетах. Однако в это же время, в 190—191 гг. селевкидской эры, антиохийский монетный двор и еще одна мастерская не придают царице божественного титула и выпускают тетрадрахмы с легендой «Царица Клеопатра и царь Антиох».

Таким образом, перед нами факт очень большого значения. Легенда на царских монетах меняется не только с течением времени, но и в зависимости от мастерской, где они выпускались. Это заставляет поставить вопрос о селевкидских монетных дворах.
§ 6. Монетные дворы. Ни надписи, ни литературные тексты не содержат никаких позитивных свидетельств о системе изготовления монет в государстве Селевкидов. Только изучение самих монет позволяет сделать некоторые наблюдения по этому поводу. Первое, что привлекает внимание, — это различный характер золотых и серебряных монет, с одной стороны, и разменной монеты — с другой. Все монеты, носящие имя монарха, царские. Но серебро циркулирует на всем протяжении царства. Раскопки в Селевкии, Сардах, открытый в Вавилонии клад не дали ни одного неизвестного ранее типа селевкидских монет.

Обращение меди было локальным. Примерно из 160 бронзовых селевкидских монет, найденных в Палестине, в Бетцуре, на 101 монете изображена анфас стоящая богиня в покрывале. К этому же типу относится более трети монет, найденных в Самарии, в то время как ни одной такой монеты не было обнаружено в Селевкии на Тигре. Другой пример: халк со спаренным изображением Деметрия I и Лаодики был до сих пор известен только в единственном экземпляре, привезенном Ваддингтоном предположительно из Сирии. Теперь при раскопках в Селевкии на Тигре обнаружено уже 14 экземпляров такой монеты.


Далее, в то время как монетные мастера для реверса серебряных монет располагают лишь несколькими избранными типами изображений, повторяющимися в течение нескольких поколений, бронзовые монеты дают поразительное разнообразие изображений, специфических для той или иной мастерской. Каждая кампания раскопок в Сузах, например, обнаруживает новые виды селевкидских бронзовых монет. На некоторых монетах Селевка I рога быка даются так, как будто они относятся к изображению царя. Но эта же эмблема появляется на единственном халке Антиоха I, найденном в Сузах. Изображение Аполлона, сидящего на омфале, появляется на серебряных монетах только начиная с Антиоха I. Такой же реверс можно видеть уже при Селевке I на бронзовой монете, найденной в Сузах. Мы констатировали выше, что портрет царицы не появляется на селевкидских серебряных монетах ранее Деметрия I. Но на бронзовой монете, из Суз, изображены рядом головы Селевка IV и Лаодики.
Такие же своеобразные черты появляются и в легенде бронзовых монет. Так, например, Александр Бала на серебряных монетах именуется только «Теопатор Эвергет». На его бронзовых монетах читаются три формулы, не встречающиеся в других местах: «Никефор», «Эпифан Никефор» и «Евпатор».

Типы изображений, принятые и той или иной мастерской, избраны не случайно. Они отражают культы города, в котором находилась мастерская.
На бронзовых селевкидских монетах, выпущенных в Селевкии на Тигре, изображалась Фортуна города; она остается излюбленным изображением монет города и в парфянскую эпоху. На одной бронзовой монете Селевка II, найденной в Сузах, изображена Артемида в коротком хитоне, держащая в правой руке лук, с занесенной назад левой рукой, поднятой как бы для того, чтобы взять стрелу из колчана. В селевкидской нумизматике это изображение больше не встречается, но оно появляется на монетах династов Элимаиды. Это богиня города Нанайя. На бронзовой монете Антиоха I, найденной в Сузах, обнаружена пентаграмма. Этот символ, который тщетно было бы искать в селевкидской нумизматике, свойствен эламитскому искусству.
Заметим далее, что три четверти изображений на бронзовых монетах, выпущенных в Селевкии на Тигре, даются анфас. В селевкидской нумизматике после Антиоха I это исключение, но для парфянского искусства характерно. Отметим, наконец, что изображения богов и богинь на печатях, найденных в Уруке и Селевкии, напоминают соответствующие изображения на бронзовых монетах Селевкидов.

Все эти наблюдения лучше всего, по-видимому, объясняются, если предположить, что произошло разделение в производстве селевкидских монет, основанное на различии металлов. Центральное правительство руководило чеканкой золотых и серебряных монет в нескольких избранных мастерских: в Антиохии, Тире, Сидоне и других городах.
Но правительство предоставляло местным откупщикам руководство и ответственность за выпуск мелкой разменной монеты которая имела лишь ограниченную сферу обращения. Можно, полагать, что некоторые города брали на откуп право чеканить царскую бронзовую монету. Судя по технике исполнения, весьма вероятно предположение, что в Тире серебряные и бронзовые монеты выпускались одними и теми же мастерскими. Однако, в то время как мастерские отвечали за каждую серебряную монету перед государством, последнее не осуществляло столь строгого контроля над бронзовыми деньгами, выпускавшимися от имени царя.
Заметим, что эти концессии, данные локальным органам, создали барьер против чрезмерного распространения монет фиктивной ценности, как это случилось во II в. до н. э. в птолемеевском Египте. У Селевкидов бронзовые деньги всегда сохраняли значение только разменной монеты и не могли заменить серебро, как это случилось в царстве Лагидов.
Начиная с Антиоха IV некоторые города взяли, по-видимому, на откуп выпуск также и серебряных монет. Они осуществляли это от имени царя и помещали на монетах его изображение. Это утверждение основано на двух группах фактов. С одной стороны, начиная с Антиоха IV, как мы видели выше, на серебряных монетах, выпущенных разными мастерскими, царь носит разные титулы. Эти вариации были бы непонятны в случае, если бы все мастерские находились еще в ведении центрального правительства.

С другой стороны, в любое время могло случиться, что монетный мастер помещал на реверсе выпускаемой серии божество своего города: Афина Илионская, Артемида Баргилийская, Афина из Малла появляются, таким образом, на редких монетах. Но когда мы видим, что изображение алтаря Зевса Долихена появляется в течение полустолетия на монетах шести царей, и знаем, что такое изображение украшало реверс автономных монет Тарса до III в. н. э., есть основания полагать, что эти серебряные монеты выпускались городом Тарсом от имени царей. Точно так же на всех монетах, выпущенных в Дамаске при Деметрии III, изображена Фортуна города.

Оффлайн манро

  • Форумчанин 2017 года
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 4937
  • Уважение: +398/-0
§ 7. Монограммы и даты. Деньги чеканились в различных мастерских, иногда или по большей части сданных на откуп и рассеянных в провинциях. При этом в интересах верховного учета и контроля должны были существовать видимые знаки для различения монет, выпущенных разными мастерскими.
Однако до правления Александра Балы на селевкидских монетах место эмиссии не указывалось, за исключением некоторых серий, выпущенных в Тире и Малой Азии. Антиохийский монетный двор никогда не употреблял какого-либо знака города. Поэтому представляются сомнительными попытки искать любой ценой название города в монограмме, помещенной на какой-либо селевкидской [210] монете. Даже группа букв, как, например, Asc, ни в коей мере не означает «город Аскалон».
Комбинации букв, символы, служившие отличительными знаками, обозначали скорее мастерские, а также лиц, ответственных за эмиссию. В 145/44 г. до н. э. на тетрадрахмах Антиоха VI появилась пометка Try. В течение двух следующих лет ее сопровождал знак Sta, который отдельно ставился на драхмах.Это, вероятно, начальные буквы имен руководителей монетного двора.
Наблюдение над эмиссиями облегчалось с помощью нумерации. Цифры «41» и «46» на некоторых монетах Селевка II, серия букв, обозначающих цифры, на монетах Филиппа I, где обнаруживаются «3», «4», «8», «12» и подряд от «19» до «27», не могут быть отнесены ни к неизвестным эрам, ни к годам правления. Это, очевидно, номера следующих друг за другом эмиссий.
Можно было также нумеровать серии годом эмиссии. Так, даты, выраженные в селевкидской эре, появляются начиная с 201/200 г. до н. э., вначале на бронзовых монетах, выпущенных в Финикии. Мастерские здесь просто продолжали местный обычай отмечать особым знаком эмиссию каждого года. Тетрадрахмы датированы только со 155/54 г. до. н. э., причем начало положила антиохийская мастерская. Но начиная с правления Трифона монетный двор столицы стал помещать ежегодную дату только на бронзовых монетах.

Эти даты, естественно, имеют очень большое значение для исследования селевкидской хронологии. Однако, поскольку случалось, что монеты с изображением царя выпускались и после его смерти, иногда медлили и с изменением легенды, которая уже не соответствовала реальной действительности. Например, в Париже продолжали выпускать монеты с именем и изображением Людовика XVI даже после 21 января 1793 г. Поэтому если на бронзовой медали, выпущенной [211] в 175/74 г. до н. э. в Тире, читается имя «царя Селевка», это отнюдь не обязывает нас продлить на год царствование Селевка IV.Мы говорим о «тетрадрахмах» и «драхмах» Селевкидов, следуя обычаю древних. Но если не считать одной золотой и нескольких бронзовых монет (выпущенных при Антиохе III и Антиохе IV), ничто в легендах монет не говорило об их стоимости в обращении. Употреблявшаяся при расчетах звонкая монета не соответствовала принятому для денег весовому масштабу. Так, в вавилонских документах в большинстве случаев обусловлены платежи в полновесной монете: «1/3 мины чистого серебра» или даже «15 сиклей чистого серебра в полновесных статерах Антиоха».

§ 8. Муниципальные эмиссии. Право чеканки монет было признаком суверенной власти и принадлежало царям. Но суверены в виде особой привилегии давали отдельным городам и династам право выпускать свою монету. Так, в 139 г. до н. э. Антиох VII писал первосвященнику Иерусалима Симону: «Я дозволяю тебе выпускать свою монету, которая будет обращаться в твоей стране». Разрешение, как мы видим, касалось только монет местного обращения. И действительно, одна из статей соглашения, заключенного около 245 г. до н. э. между жителями Смирны и колонистами Магнесии на Сипиле, обусловливает, что последние «будут принимать в Магнесии монету, обращающуюся в городе (Смирне)». Таким образом, муниципальная монета обычно не была принята в обращение вне места своего происхождения. Это была лишь мелкая разменная монета.
Отсюда следует, что разрешение выпускать свою местную монету в принципе относилось только к меди (бронзе) и не включало права выпускать золотые или серебряные монеты, которые могли обращаться на всей территории царства. Филетер Пергамский был единственным, насколько мне известно, лицом, которое получило или присвоило себе разрешение выпускать тетрадрахмы от своего имени, но с изображением Селевка Никатора.
При исследовании муниципальной чеканки при Селевкидах следует различать два района и две эпохи: выпуск монет некоторыми эллинскими городами Малой Азии между 281 и 190 гг. до н. э., с одной стороны, и чеканка городов Сирии и Финикии во II в. до н. э. — с другой. Изучение монет селевкидских городов Малой Азии затруднено из-за недостаточно точной хронологической их классификации. Так, например, серии монет, приписываемые периоду, следующему за концом правления Атталидов (в 133 г. до н. э.), в действительности принадлежат эпохе Антиоха I — около 270 г. до н. э. Но все же некоторые наблюдения и при нынешнем состоянии нумизматики представляются оправданными.

Эллинские города Эгейского побережья начиная с персидской эпохи чеканили монету без ограничений. Александр унифицировал чеканку, предписав муниципальным мастерским эталон, надпись и изображение, идентичные его собственной монете. Он сохранил за городами право выпускать по их усмотрению только разменную монету. Селевкиды, по-видимому, продолжали монетную политику Александра. Если муниципальные мастерские чеканили серебряные монеты, это были царские монеты. Кубок с одной ручкой из Кимы и другие символы на монетах позволяют, например, приписать некоторые эмиссии мастерским Кимы, Мирины и Фокеи. Но это царские серебряные монеты, тетрадрахмы Антиоха II с изображением сидящего на скале Геракла. Монеты, выпущенные от имени народа какого-либо города в селевкидской Азии, например, с надписью Σμυρναίων, всегда были из бронзы или низкопробного серебра.

Специальные исчерпывающие исследования монет, выпущенных в нескольких знаменитых городах, таких, как Лампсак, Смирна,Эфес, Илион, Александрия в Троаде, показали, что в селевкидскую эпоху эти города чеканили только мелкую разменную монету, почти всегда медную.

Три города Малой Азии — Кебрен в Троаде, Траллы и Алабанда — носили при Селевкидах династические имена: Селевкия и Антиохия. Это позволяет датировать монеты, обозначенные этими новыми именами. Они бронзовые. Одна только Алабанда-Антиохия чеканит серебряные монеты. Но эти красивые тетрадрахмы были выпущены около конца III в. до н. э., когда город пользовался независимостью de facto.
Если группа ионийских городов (Эфес, Магнесия, Милет, Приена и др.) выпускала в первой половине III в. до н. э. серебряную монету, то это были мелкие подразделения «персидского» эталона с весом драхмы примерно 5 г. Данные особенности исключали обращение этих монет вне области их выпуска.

С другой стороны, когда город Мараф в 200 г. до н. э. был подчинен Селевкидам, Антиох III сразу же приостановил выпуск серебряной монеты, дозволив чеканить только медную. Таким образом, без грубых преувеличений можно сказать, что чеканку монет, которые могли обращаться на всей территории царства, селевкидское правительство оставляло за собой.

§ 9. Чеканка монеты в городах Сирии. Греческие города Малой Азии чеканили разменную монету в силу древнего обычая. Антиох IV предоставил эту же привилегию некоторым городам Сирии и Финикии. Можно очень точно определить дату дарования этой привилегии. Неизданная бронзовая монета города Антиохии, хранящаяся в Берлинском кабинете, имеет дату «144» селевкидской эры, т. е. 169/68 г. до н. э. На лицевой стороне окруженная лучами голова Эпифана, на реверсе, справа, фигура полуобнаженного Зевса.
Эти изображения явно связаны с изображениями на царских бронзовых монетах, выпущенных в Антиохии в 169 г. до н. э. или позднее. Таким образом, выпуск муниципальной монеты в Сирии начинается в 169/68 г. до н. э.


Привилегированные города при Антиохе IV выпускали только бронзовую монету с изображением царя. Это было признанием его верховного суверенитета. На реверсе своих монет города помещали какого-либо идола или символ. В легенде называется или одна только община, выпускающая монету, например Ίεροπολιτων, или на реверсе — совместно — город и царь, например: βασιλέως Άντιόχου, Τυριών,
К первой группе относятся города Сирии и Киликии: Эги, Антиохия, Антиохия на Саросе (Адана), Антиохия (Нисибис), Антиохия Мигдонии (Эдесса), Антиохия (Птолемаида), Александрия на Иссе, Апамея, Гиераполь (Бамбика), Гиерополь (Кастабала), Лаодикея Приморская, Селевкия Пиерийская, Селевкия на Пираме (Мопсуеста), Триполис.

Все эти эмиссии прекратились с кончиной Антиоха IV. Они дают нам возможность лучше оценить внутреннюю политику этого царя, о которой мы знаем лишь в связи с его действиями в отношении иерусалимских евреев. Рассматривая выпущенные при этом царе муниципальные бронзовые монеты, мы легко можем констатировать, что тенденция, приписываемая Эпифану современной наукой, по-видимому, не занимала его всерьез. Распространено сейчас мнение, что царь, преследовавший евреев, хотел унифицировать распространенные в его державе культы. Однако, судите сами: Антиох IV позволяет городам, которые с его разрешения выпускают монеты, воспроизводить на них изображения своих богов. Лишь три города избрали для реверса своих монет идол, изображавшийся на царской бронзе: стоящий обнаженный Зевс. Эти города: Антиохия, Антиохия Птолемаида и Эдесса. Другие города, например Селевкия Пиерийская, Александрия на Иссе и Апамея, помещали это изображение только на мелких монетах, а на больших изображали различные [215] символы: молнию — в Селевкии, Зевса Никефора — в Апамее.

Прочие города пользовались каждый своими особыми изображениями: Зевс Никефор в Адане, этот же бог и Виктория в Нисибисе, Посейдон и дельфины на монетах Лаодикеи Приморской, орел в Кастабале, Аполлон и Артемида в Мопсуесте, конская голова в Эгах, Диоскуры в Триполисе. Отсюда видно, что города на своих монетах прославляли особо близких им богов. Дети Латоны в Мопсуесте, Посейдон в Лаодикее Приморской являются богами — покровителями этих городов. Орел в Кастабале — птица бога Адада. Наконец, на монетах, выпущенных в Гиераполе — Бамбике, изображен тот же Зевс, что на царской бронзе. Но здесь этот греческий бог дан в сопровождении льва, атрибута Атаргатис, верховной владычицы Гиераполя в Сирии, и поэтому эмблемы «священного» города. Таким образом, и греческие города, и города полуварварские выставляли напоказ на своих монетах, право чеканки которых было дарованной Эпифаном привилегией, свое поклонение особо чтимым у них божествам, даже восточным. Это наблюдение [216] тем более показательно, если вспомнить, что лицевая сторона этих монет, сохраненная для символа государства, была везде одинаковой, установленной правительством. Это всегда один и тот же портрет Антиоха IV.
Другая группа муниципальных эмиссий при Антиохе IV включает монеты финикийских городов: Библа, Сидона, Тира, Лаодикеи Ханаана (Берите?), Триполиса.
Здесь чеканка тоже началась в 169/68 г. до н. э. Легенда двойная: имя царя по-гречески, название города по-финикийски или по-финикийски и по-гречески. Например: βασιλέως Άντιόχου, Σιδωοίων — «из Сидона». На лицевой стороне голова царя в диадеме, окруженная лучами; на реверсе изображен символ города или идол. Так, на монетах Библа мы видим шестикрылого финикийского Кроноса, на монетах, выпущенных в Лаодикее, — Посейдона-Баала и Астарту. Астарта, главная богиня Сидона, жрец которой носил титул «царь Сидона», на сидонских монетах появляется в виде Европы. И когда мы читаем финикийские легенды этих монет, например «Лаодикея, мать Ханаана» или «Сидон, отец Камбе (Карфагена), Гиппоны, Кития, Тира», то возникает сомнение в правильности теории, представляющей Эпифана ревностным апостолом эллинства.

Финикийские города продолжали эти эмиссии и после смерти Антиоха IV, меняя, естественно, легенду и изображение с каждым [217] новым царствованием. Тир выпускал, таким образом, монеты до 126/25 г. до н. э.; в Библе на монетах представлены Антиох IV, Антиох V, Александр Бала и Деметрий II; Сидон прекратил выпуск этой серии при Александре Бале; Лаодикея Финикийская выпускала эти монеты при Антиохе IV, Александре Бале, Деметрий II и Александре Забине.

Право чеканить мелкую разменную монету приносило значительные доходы. Несколько городов получили эту привилегию вновь на тех же условиях. Антиохия, Апамея, Киррус, Лаодикея Приморская и Селевкия Пиерийская чеканили медную (бронзовую) монету с изображением Александра Балы. Привилегией чеканить монету пользовались Селевкия Пиерийская при Антиохе VII, Лаодикея Приморская при Антиохе VIII, Дамаск при Деметрии III и Антиохе XII.

Но династические войны, которые начиная со 150 г. до н. э. следуют одна за другой, давали городам возможность урвать у центральной власти более широкие привилегии. Города становятся «неприкосновенными», получают иммунитет. Они начали чеканить монеты, на которых отсутствовали какие бы то ни было знаки суверенной власти Селевкидов. Уже в 151/50 г. до н. э. Селевкия Пиерийская поместила на лицевой стороне бронзовой монеты голову Зевса вместо царского изображения. Те же самые города, заключившие союз с Антиохией и Лаодикеей, выпускают в 149/48 и 148/47 гг. до н. э. монеты с надписью αδελφοί δήμοι.
Наконец, несколько городов присваивают себе ту же привилегию. Сюда относятся бронзовые монеты «демоса селевкийцев в Газе», выпускавшиеся в период между 148/47 и 113/12 гг. до н. э., медные монеты Селевкии Пиерийской (начиная со 147/46 г. до н. э.), [218] Александрии на Иссе, Аскалона, Антиохии-Тарса, Аданы, Мопсуесты, Лаодикеи Финикийской, Лаодикеи Приморской, Сидона. Особого внимания заслуживают обильные эмиссии «антиохийцев в Птолемаиде». На лицевой стороне всех этих монет изображено божество, чаще всего Фортуна города.
Но цари по-прежнему оставляли за собой чеканку серебряной монеты. Города начинали выпускать тетрадрахмы только после обретения ими независимости. Последняя селевкидская монета, изготовленная в Тире, и первая тирская тетрадрахма относятся к 126/25 г. до н. э., когда город объявил о своем суверенитете. Монетный двор Сидона прекратил работу на Селевкидов в 112/11 г. до н. э. Этот год был началом эры города и его первых тетрадрахм. Селевкия Пиерийская начинает исчисление своей эры со 109 г. до н. э. и с этого времени чеканит серебряную монету, поскольку в 109 г. до н. э. царь провозглашает город «свободным навсегда» и признает его суверенитет, допустив, чтобы подпись Селевкии стояла под соглашением, заключенным между ним и Птолемеем IX.

При крушении Селевкидской державы города один за другим сбрасывают с себя зависимость от династии и начинают чеканить серебряные монеты. Только одна столица, по видимости, отказывается от этого права. Но это ложная скромность. Город предпочел выпускать для самого себя тетрадрахмы с изображениями селевкидского типа, хорошо известного на всех рынках тогдашнего мира.

 

Поиск

 
Яндекс.Метрика