ФОРУМ CASTLE COINS

ИСТОРИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ => ГАЛЕРЕЯ ЗАМКА => АРХИТЕКТУРА СТАРИННЫХ ГОРОДОВ => Тема начата: Boris Karloff от 17 Мая 2015, 22:03:08

Название: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Boris Karloff от 17 Мая 2015, 22:03:08
Несколько лет назад посещал в качестве туриста бенедиктинский монастырь Монсеррат,что расположен
в 50 км. от Барселоны на высоте 725 метров над уровнем моря.Название местности переводится как
"Резанные горы".Монастырь является духовным центом Каталонии и местом паломничества католиков со
всего мира.В монастыре находится национальная святыня Каталонии Чёрная Дева Монсерратская-статуя
из черного тополя Богоматери с младенцем на коленях,датируемая IX-XII вв. Первое упоминание
о монастыре относится к IX веку,но в 1811 году монастырь был разрушен войсками Наполеона,все
что осталось от былого великолепия это романский портал собора и часть готического клуатра.
Cовременый облик монастыря сформировался в XIX и начале XX вв.
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Boris Karloff от 17 Мая 2015, 22:04:01
Смотровая площадка и вид с высоты  700 метров.
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Boris Karloff от 17 Мая 2015, 22:05:57
Собственно сам монастырь.
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Boris Karloff от 17 Мая 2015, 22:07:05
Памятник основателю монастыря аббату Олива.Главные ворота.
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Boris Karloff от 17 Мая 2015, 22:08:15
Cамая старая часть монастыря,не считая подземных помещений,сохранившаяся после
разрушения войсками императора Наполеона.
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Boris Karloff от 17 Мая 2015, 22:09:43
Монастырский собор представляет собой сплав нескольких стилей с преобладанием модернизма.
В 1881 году папа Лев XIII присвоил собору Монсеррат титул малой базилики.
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Boris Karloff от 17 Мая 2015, 22:11:17
Гробница рыцаря Хуана Арагонского,умершего в 1528 году, известного военачальника и члена ордена госпитальеров.
Ему также был присвоен титул 2-го графа Рибагорса. Считается, что Хуан был незаконнорожденным
внуком короля Арагона Хуана II.Выполненный в стиле ренессанс саркофаг, в котором похоронили графа,
также был разрушен во время нашествия на Монсеррат наполеоновских войск, его восстановили в 50-х годах прошлого века.
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Sterling от 17 Мая 2015, 22:11:20
Борис, спасибо! Очень интересная тема!  :az:
И фото информативные :ay:
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Boris Karloff от 17 Мая 2015, 22:13:56
Гробница адмирала Берната II Виламари,каталонского дворянина и адмирала, который
находился на службе у короля Арагона и короля Неаполя. Адмирал скончался в 1512 году,
надгробие неаполитанской работы, выполненное в стиле ренессанс.
VIXIT UT SEM PER VIVERET
"Жил и всегда живой"
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Boris Karloff от 17 Мая 2015, 22:15:30
Фрагменты усыпальницы.
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Boris Karloff от 17 Мая 2015, 22:17:50
Еще фото.
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Boris Karloff от 17 Мая 2015, 22:20:07
Государственные и религиозные деятели,посещавшие монастырь,все знакомые нам персонажи
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Boris Karloff от 17 Мая 2015, 22:22:39
Вход в приемную монастыря(любой желающий может попытать счастья), :) справа вход в монастырскую крипту.
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Boris Karloff от 17 Мая 2015, 22:25:56
Фрагменты усыпальниц настоятелей и избранных монахов монастыря XIX-XX вв.
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Boris Karloff от 17 Мая 2015, 22:29:06
Витражные окна.
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Boris Karloff от 17 Мая 2015, 22:32:13
Статуя Чёрной Девы Монсерратской,по легенде исполняющая самые сокровенные желания,
надо лишь прикоснуться и загадать....Справа небольшие фрагменты мозаики при входе
в Тронный зал,где хранится каталонская святыня.
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Бахытка от 17 Мая 2015, 22:37:29
спасибо за прогулку! мне тоже понравилось!
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: vavan от 17 Мая 2015, 23:32:00
ЗдОрово!  :ay:
Был там 5 лет назад.  :be:
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Паисий Пчельник от 18 Мая 2015, 22:07:34
Очень интересный собор!
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Alpine от 31 Июля 2017, 21:55:18
Всем привет, хочу поднять тему и предложить рассказывать не только про монастыри Европы, но и про наши.
Я времени от времени езжу по монастырям, хотя и далек от церкви, но именно внутри монастырских стен ощущаю прилив энергии и кроме того, приходит  понимание длины исторического временного потока.... извините за патетику... сегодня посетил Иосифо-Волоцкий монастырь и если позволите, чуть позже напишу и выставлю фото...
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Sterling от 31 Июля 2017, 23:33:54
..сегодня посетил Иосифо-Волоцкий монастырь и если позволите, чуть позже напишу и выставлю фото...
Обязательно!
Я сам обожаю монастыри, - эти духовные твердыни, которые нередко спасали Россию не только молитвой, но и своими крепкими стенами! Троице-Сергиева лавра - ярчайший тому пример!
Мой самый любимый - Новодевичий... Буквально недавно был там, - внутри идет масштабная реконструкция.
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Alpine от 02 Августа 2017, 13:37:27
Иосифо-Волоколамский Успе́нский православный мужской ставропигиальный монастырь . расположен в Волоколамском районе Московской области России в 16 км к северо-востоку от города Волоколамска, вблизи села Теряево.
Основан 1 июня 1479 года преподобным Иосифом Волоцким ( в миру Иоанн Санин), который был образованнейшим человеком своего времени, просветителем. писателем-богословом, ревнителем православия. выдающимся церковным и общественным деятелем – преподобный Иосиф решительно выступал и всячески содействовал централизации власти в русском государстве.
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Alpine от 02 Августа 2017, 13:42:32
В отличие от многих других российских монастырей, собиравшихся вокруг уединенной келии основателя, Успенская обитель создавалась сразу как общежительный монастырь, в котором усердная молитва, сопровождалась обязательным трудом братии на самых различных, подчас физически тяжелых послушаниях. Идея учреждения иноческого общежития на Волоколамской земле пришлась по душе боголюбивому князю Борису Васильевичу, шестому сыну великого князя Московского Василия II Васильевича Тёмного. Князь с самого начала стал деятельным участником в судьбе монастыря, первым жертвователем, другом и соратником преподобного Иосифа. Так закладывалась основа для духовного и материального процветания монастыря, ставшего за неполных 10 лет своего существования одним из крупнейших и богатейших в стране. Еще при жизни преподобного Иосифа, а умер он в 1515 году, в монастыре проживало около 400 иноков. а в его владении было 51 село (11.422 душ), 267 коров, ежегодно производилось до 50 тонн зерна, 65 тонн сена. При обители развивалось столярное, сапожное, портняжное, переплетное дело, но главное внимание было сосредоточено на переписывании книг и иконописи. Волоколамский монастырь был одним из самых значительных центров книжности, его иноки принимали деятельное участие в литературной жизни того времени. В монастыре была собрана крупнейшая монастырская библиотека. Рукописное наследие монастыря по сей день служит предметом исследований учёных. Монастырь был центром не только хозяйственного развития и духовного возрождения края, но и выполнял к тому же функцию стратегического форпоста на Северо-западных подступах к Московскому княжеству, неоднократно оправдав это свое назначение в столкновениях с татарами, польско-литовской шляхтой и иными врагами Отечества.
Множество представителей славных российских фамилий были частыми гостями Успенского монастыря на Волоке Ламском, в их числе: Василий III, Иван IV, князья Мещерские, Шаховские, Шереметьевы, Долгорукие, потомки графских и боярских родов Чернышевы, Кутузовы, Гончаровы, Муравьевы. Особое внимание стоит уделить Скуратовым-Бельским, который патронировали обитель в конце XVI в. Возле Трапезной палаты, которая является копией Московской Грановитой, но, в отличие от нее, создана русскими зодчими,  покоится прах Григория Скуратова-Бельского, в народе известного, как Малюта Скуратов, принесшего в обитель чудотворный образ «Владимирской Волоколамской Божией Матери».
В середине XVI в почти 7 лет в вынужденном затворе в обители находился известный духовный писатель, публицист, переводчик преподобный Максим Грек.
В 1606 году обитель выстояла при осаде монастыря отрядами Ивана Исаевича Болотникова.  В 1610 году в монастырской темнице в течении 3-х месяцев томился плененный поляками, свергнутый с престола последний царь из династии рюриковичей Василий Шуйский.
Что касаемо архитектурного ансамбля, то по красоте он может сравнится с живописной крепостью Саввино-Сторожевского монастыря, ныне очень  популярной среди туристов в северо-западной части московской области. Система из трёх прудов, над гладью которых возвышаются белоснежные стены с устремлёнными ввысь башнями, создает ощущение одухотворенности  и крепости православной веры.
Древнейшая часть ансамбля – Богоявленская церковь, сооружённая в 1504 году, к которой в первой половине XVI века было пристроено здание трапезной с обширной одностолпной палатой в верхнем этаже и несколькими небольшими сводчатыми палатами в нижнем.
Уникальная колокольня XV–XVII вв. была взорвана в ноябре 1941 г. Сохранились руины нижнего яруса с внутристенной лестницей.
До наших дней дошли постройки XVII века: величественные стены с семью мощными башнями, украшенными узорными выкладками; изящная Петропавловская церковь на богато декорированных святых вратах; прекрасный, большого объёма собор Успения Божей Матери на высоком белокаменном подклете с изразцовым фризом “павлинье око” работы Степана Полубеса. В соборе мастером Евсевием Леонтьевым был сооружён великолепный иконостас, каждая икона которого заключена в пышную золоченую раму из липового дерева. Росписи интерьера выполнены в 1904 году палехскими мастерами.
В монастыре идет полномасштабная реконструкция. Фото все, кроме двух мои.
Также рекомендую посетить сайт монастыря, если кому интересно http://iosif-vm.ru

Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Alpine от 02 Августа 2017, 13:43:43
А вот и мы с младшим сыном...... :az: :)
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: манро от 02 Августа 2017, 13:46:43
 "колокольня XV–XVII вв. была взорвана в ноябре 1941 г. "

 Кто ее взорвал? Немцы?
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Alpine от 02 Августа 2017, 13:49:05
Еще, с вашего разрешения, хочу ознакомить с прекрасной статьёй Елены Васильевой, архивариуса монастыря и Алексея Кирсанова, учащегосяя 11 класса Детгородковской средней школы с. Теряево, посвященной жизни монастыря в т.н. "смутное время" и тем событиям, которых происходили в то время в стенах под стенами Иосифо-Волоцкой обители.
Конец ХVI – начало ХVII века на Руси – Смутное время. Эпоха самозванцев. События тех лет затронули и Волок Ламский с близлежащим Иосифовым монастырем.
Но прежде чем речь пойдет о нашем городе, коротко вспомним историю зарождения и развития смуты.
Со смертью царя Феодора Иоанновича, сына Ивана Грозного, в 1598 году на московском престоле пресеклась династия Рюриковичей. Земский Собор провозгласил царем Бориса Годунова. Однако власть его была неустойчивой: новый царь был недостаточно знатен, а главное – не хотел считаться с боярами. В стране разразился политический кризис.
Сложной обстановкой воспользовался беглый монах Григорий Отрепьев. Объявившись в Польше, он выдал себя за сына Грозного – царевича Димитрия, убитого в Угличе, о котором в народе говорили, что он чудом спасся и скоро объявится.  Самозванцу поверили. Приняв католичество и дав папскому нунцию обязательство  всю Московскую Русь обратить в католическую веру, Лжедмитрий, заручившись поддержкой короля Сигизмунда III,  с отрядом поляков в августе 1604 года выступил походом на Россию в качестве законного наследника престола.
В апреле 1605 года умер Борис Годунов, а в июне в Москве уже провозгласили царем Лжедмитрия. 23 сентября волоколамский монастырь получил послание от нового царя: «Как к вам сия наша грамота придет, и вы бы отписали к нам к Москве, сколько у вас в казне налицо денег». Государю был дан ответ. А 2 октября боярин и дворецкий князь Мосальский сообщил об указании царя – «взять из монастырской казны взаимы три тысячи рублев». Денег Дмитрию Иоанновичу требовалось много, но, по-счастью, правление его продолжалось недолго.  Явно пренебрежительное отношение самозванца к Православию и всему русскому вызывало большое недовольство у его подданных. И  в мае 1606 года в результате антипольского восстания Лжедмитрий был убит. Царем бояре провозгласили своего ставленника Василия Шуйского, положение которого было шатким, поскольку народ ему не доверял. Повсеместно считали избрание нового царя незаконным. Неудивительно, что в такой обстановке  летом 1607 года возникла фигура нового самозванца. Поддержку Польши получил уже  Лжедмитрий II, двинувшийся на Россию с польскими отрядами, к которым присоединились запорожские и донские казаки и много другого бродячего, беглого люда, желавшего только одного - пограбить. Самозванцем вскоре была захвачена вся южная и средняя Россия.
Весной 1608 года Лжедмитрий II с польским князем Романом Рожинским, возглавившим его войско, направился к Москве. 1 июня самозванец утвердил свою ставку в 12 верстах от столицы, в Тушине. В Москве тем временем шли переговоры с поляками. 25 июля было заключено трехлетнее перемирие. Тушинским полякам предложено было перейти в подчинение королю Сигизмунду. Однако гетман Рожинский ответил королевским посланникам, что ничьего приказа слушаться не желает. В Тушине образовалась другая столица, со своим царем, двором и войском. В начале осени к самозванцу пришли из Литвы со своими отрядами Ян Сапега и Лисовский. В октябре 1608 года Сапега захватил в Ростове митрополита Филарета Никитича Романова (двоюродного брата царя Феодора Иоанновича) и привез его в Тушино, где он был провозглашен «нареченным» Патриархом.  А незадолго до этого Сапега и Лисовский осадили знатнейший из русских монастырей – Троице-Сергиеву лавру, рассчитывая на богатую добычу.
Весной 1609 года тушинские отряды, не получив от самозванца обещанных денег, взбунтовались. Они, поставив себе начальников, самостоятельно ходили по московским городам, жгли, грабили их, и города один за другим переходили на сторону самозванца. Волоколамский монастырь в начале лета 1609 года осадил отряд Руцкого. Рядом с крепостью был выстроен острог, где разместились поляки. Голод вынудил монахов и крестьян сдаться. Монастырь был занят поляками и разграблен.
Усиление поляков заставило царя Василия Шуйского заключить союз со шведами против Польши. По договору в начале 1609 года шведская пехота и конница под командованием генерала Делагарди в соединении с русским ополчением, набранным в северо-западных областях, во главе с племянником царя Василия Ивановича князем Скопиным-Шуйским двинулись к Москве.
Этим союзом Василий Шуйский вызвал прямую войну против себя польского короля Сигизмунда III, который уже вел войну со шведами. 21 сентября 1609 года войска Сигизмунда подошли к Смоленску. В Тушино приехали послы с требованием, чтобы все поляки оставили Лжедмитрия и соединились с войском короля. В лагере самозванца начались раздоры. Тушинские поляки посчитали, что Сигизмунд пришел с целью отнять у них «заслуженные награды». Русские тушинцы вступили в переговоры с королем, чтобы посадить на московский престол его сына – королевича Владислава. Не в силах повлиять на ситуацию, Лжедмитрий в начале января 1610 года бежал в Калугу. Вскоре под натиском наступавших с севера шведских и русских войск Сапега снял осаду с Троице-Сергиева монастыря и расположился в Дмитрове.
Положение становилось опасным. И это заставило тушинцев покинуть свою ставку. Значительная часть поляков поступила в войско короля, а оставшиеся во главе с гетманом Рожинским зажгли лагерь и в начале марта двинулись на запад, к Волоколамску. Вскоре и Сапега оставил Дмитров и с отрядом Зборовского также пошел к Волоку. Рожинский с тушинскими поляками остановился в Иосифове монастыре. Из Тушина они привезли сюда и всю свою артиллерию, «многочисленную и ценную», как отмечает в своих воспоминаниях участник событий Мархоцкий, входивший в полк Александра Зборовского и командовавший сторожевыми отрядами на дорогах к Москве.
С Рожинским осталось три с половиной тысячи поляков, а все остальные во главе с Сапегой направились в Калугу к Самозванцу. В Волоке Рожинский разместил 350 донских казаков, пришедших из-под Дмитрова, сам же поехал в Иосифов монастырь, где по-прежнему находился полк Руцкого. Рожинский попытался его там удержать. Однако уговоры не подействовали, возник мятеж. Разгоряченный Рожинский неосторожно упал на каменной лестнице на тот бок, который был у него прострелен в конце февраля под Москвой, после чего заболел и через неделю, 4 апреля, скончался. Однако за время болезни он успел убедить часть полка Руцкого остаться в монастыре. Остался и сам Руцкий. Позднее сюда подошли отряды Мархоцкого и Русецкого.
После смерти Рожинского Зборовский с большей частью поляков из монастыря двинулся к Смоленску, а к Волоку направился воевода Григорий Валуев с двумя тысячами войска. При его подходе донские казаки оставили Волок, соединившись с поляками, находившимися в монастыре. Однако поляки, не доверяя казакам, не пустили их в крепость, а разместили в острожке, выстроенном Руцким для осады монастыря.
С наступлением распутицы поляки получили передышку. Некоторое время они могли не опасаться нападения. Но уже в начале мая к монастырю подошли французы и немцы во главе с Делавиллем и русские отряды под командованием  Валуева. С помощью специальных взрывных снарядов – петард были взорваны ворота деревянного городка, окружавшего монастырь. Поляки вынуждены были отступить. Немцы с французами вошли в крепость. При этом около 150 поляков бежали на болота, прыгая за крепость со стены. Остальные оказались в ловушке, поскольку еще одни ворота, через которые можно было покинуть монастырь, были накрепко заколочены. Безвыходное положение придало полякам решимости, и они с саблями, пришпорив коней, ринулись на наступавших. Полякам удалось удержать крепостные мостки. Вытеснив противника из крепости, они закрыли ворота. Однако немцы с башни городка начали стрельбу, причиняя большой урон осажденным. Это заставило поляков совершить вылазку, чтобы очистить башню, но, понимая, что удержать ее не удастся, они башню подожгли, а затем стали бросать зажженные серные свечи  на другие строения, вынудив противника покинуть городок.
На помощь к осажденным прибежали донские казаки, однако в крепость их поляки по-прежнему не пустили. Казаки вели перестрелку, находясь под стенами монастыря. Когда нападение было отбито, по сигналу трубы были возвращены в крепость бежавшие на болота.
Утром к монастырю подошел трубач, посланный Делавиллем. Полякам предлагалось произвести размен пленными. Осажденные ответили письмом, в котором соглашались на размен и одновременно убеждали французов перейти на службу к польскому королю, обещая хорошее жалование и пугая тем, что русские иноземцев на родину не отпускают, а задерживают у себя. С письмом вызвался ехать монах-францисканец, родом немец. По получении письма Делавилль немедленно отправил в крепость двух пленных в сопровождении трех французов. Они передали письмо, в котором Делавилль, честь которого была задета предложением измены, просил избавить его от подобных посланий. У поляков находилось 23 пленных француза, из которых было отобрано два в обмен. Состоялись и переговоры, в ходе которых поляки вновь повторили предложение объединиться против русских. Однако французы отвечали, что они ищут прежде всего славы: «А что бы это была за наша слава – воевать против русских, столь грубого народа, совместно с вашим народом, славнее которого во всей вселенной не сыщешь? Но то было бы нашей славой, если бы мы завоевали ваш народ совместно с их народом». Переговоры не принесли никаких результатов. На следующий день французы уехали. Переговоры решено было продолжить, направив уже по 12 человек от каждой стороны.
Однако новая встреча не состоялась. Этому помешали донские казаки, которые заподозрили, что поляки хотят обеспечить себе свободный выход, а их оставить на убой. Начался бунт. Тогда поляки отправили отряд из сорока человек к Зборовскому, надеясь получить помощь. Отряд был разгромлен. Помощи от своих запертые в монастыре так и не дождались.
Тем временем съестные припасы у поляков закончились. Надо было уходить из крепости, однако сорвавшиеся переговоры лишили осажденных возможности выторговать приемлемые условия выхода из монастыря. Дороги все были перекрыты. К Волоку нельзя было двинуться – там находился Валуев, с другой стороны стояли немцы, а в миле от крепости расположили свой лагерь стрельцы.
Положение осложнило бегство двоих поляков к Валуеву. Они сообщили о выходе осажденных. Немедленно в том направлении, куда намеревались двигаться поляки, были посланы отряды и устроена засада.
Поляки вышли из монастыря 21 мая, перед самым заходом солнца. Уже стемнело, когда они миновали лагерь русских войск и решили, что можно теперь успокоиться, опасность  позади. В этот момент с тыла на них напали сидевшие в засаде пехотинцы. Поляки отбивались, но двинуться дальше им так и не удалось. С наступлением дня они стали переправляться через реку. Внезапно опустился такой густой туман, что невозможно было ничего увидеть даже на близком расстоянии. В результате те, кто терял брод, тонули в реке.  Оказавшись, наконец, на другом берегу, поляки пытались препятствовать переправе наседавшего противника, но потом двинулись дальше. Однако у плотинки через болото их тоже поджидали стрельцы. В отчаянии поляки бросились на стрельцов. Часть из них сумела пробиться и уйти. Многие погибли от пули. Погибли  в болотах и те, кто пытался искать обходных путей.
Мархоцкий пишет в своих воспоминаниях: «Русские учинили нам и спереди и с тыла такой погром, что из полутора тысяч (ибо столько насчитывали мы вместе с донскими казаками и челядью) едва триста человек из нас скрылись, побросавши и знамена, и все остальное». «Все остальное» подразумевало не только «ценную артиллерию», но и знатных пленников, в числе которых был митрополит Ростовский Филарет Никитич.
Разбежавшимся в разные стороны полякам предстояло соединиться и выйти к своему войску. Тут как раз пригодились донские казаки. Во всех селениях они выдавали себя за сторонников Шуйского, и крестьяне помогали им. Остатки разгромленных отрядов сумели добраться до войска польского короля.
После того, как волоцкие земли были очищены от поляков, немцы и французы пошли к Москве, а воевода Валуев, преследуя поляков, двинулся к Смоленску.
Однако царские войска, которые после смерти князя Скопина возглавил Димитрий Шуйский, брат царя, действовали неудачно и 24 июня были разбиты гетманом Жолкевским. При этом известии в Москве начались волнения. От Шуйского потребовали отречения. Царя согнали с престола. 19 июля 1610 года Василий Шуйский был насильно пострижен в монахи и заточен в Чудовом монастыре. Управление государством перешло в руки боярской Думы.
Тем временем Лжедмитрий II приблизился к самой Москве. Сюда же шел коронный гетман Станислав Жолкевский, пославший сказать боярам, что идет с целью избавить Русское царство от бед. Жолкевский предлагал поставить царем сына короля Сигизмунда королевича Владислава. Опасаясь самозванца, бояре, как и вся Москва, присягнули Владиславу. Войско гетмана пополнилось множеством русских. Когда воеводы Елецкий и Валуев присягнули Владиславу, присягнул ему и Иосифов монастырь.
Станислав Жолкевский доносил королю Сигизмунду: «…Погорела, Осипов (так гетман назвал Погорелое Городище и Иосифов монастырь), Волок, Дмитров, Ржев и Зубцов поддались вашему королевскому величеству. Пан Руцкий, которого я туда послал, усердно там работает и служит вашему королевскому величеству. Трудно только иметь гарнизоны в таком множестве замков».
Льстивый доклад гетмана укрепил несбыточные мечты короля о скором завоевании Московского царства. В конце августа Жолкевскому доставили письмо от Сигизмунда III, в котором он требовал престол себе, а не своему сыну, чтобы таким образом сразу присоединить Московское государство к Польше (Сигизмунд опасался, что впоследствии Владислава не выберут королем Польши, как это происходило до того с московскими царями – претендентами на польский королевский престол). Затем прибыл посланный королем Гонсевский с подробными инструкциями. Однако в Москве нельзя было упоминать даже имени Сигизмунда, настолько оно было ненавистно русским людям. Намерение короля открыто не было. Жолкевский отогнал Лжедмитрия опять в Калугу и стал настаивать на скорейшей отправке послов к королю Сигизмунду – просить на престол Владислава. Под Смоленск поехали князь Голицын, который надеялся стать царем после свержения Шуйского, и Филарет Никитич Романов. Таким образом, Жолкевский удалил из Москвы самых влиятельных людей. Бояре отдали Жолкевскому в распоряжение Василия Шуйского вместе с родственниками. Сверженный царь по требованию гетмана был переведен в волоколамский монастырь.
Бояре предложили гетману ввести в Москву свое войско. В ночь с 20 на 21 сентября поляки тихо вступили в город.  Но в Москве Жолкевскому не сиделось. Зная, что король не пустит своего сына на московский престол, он опасался восстания при известии об отказе. В конце октября гетман покинул Москву, поручив командование гарнизоном пану Гонсевскому. Из Иосифова монастыря был привезен Василий Шуйский, которого Жолкевский  доставил   под Смоленск и представил Сигизмунду в качестве пленного царя.
После ухода Жолкевского на Волоке и в его окрестностях поляки продолжали бесчинствовать. Руцкий со своей шайкой бил, грабил людей, опустошал землю.
11 декабря 1610 года был убит Лжедмитрий II.  Смерть самозванца развязала руки противникам поляков, которые только из страха перед ставленником черни соглашались признать царем польского королевича. И вот среди русских людей зародилась идея объединения и противоборства полякам и Литве. Москва была осаждена подмосковным ополчением.
А в это время король Сигизмунд требовал сдать ему Смоленск. 3 июня 1911 года жесточайшим приступом город был взят. Радость в Литве и Польше была так велика, как будто была завоевана вся Россия. Королю Сигизмунду пришлось распустить свое войско, озабоченное теперь только тем, как поскорее увезти домой награбленное. Сам король, взяв с собой сверженного Шуйского, направился в Варшаву, где был устроен показной въезд пленного «русского царя», облаченного в специально сшитые на этот случай роскошные одежды.
О поляках, запертых в Москве, никто даже не вспомнил. Осенью на помощь осажденным,  среди которых находился со своим отрядом и Мархоцкий, пришел литовский гетман Ходкевич, но после нескольких неудач вынужден был отступить. Бояре, осажденные в Москве вместе с поляками, снарядили к королю Сигизмунду посольство, прося помощи. Но напрасно ждали они прибытия польского войска. Лишь в августе 1612 года к Москве опять подошел гетман Ходкевич. Однако общими усилиями дворянского ополчения и казаков наступление его было отбито, и гетману пришлось вернуться ни с чем к литовским границам.
Осенью начались уже решительные действия ополченцев, собравшихся со всей России. 22 октября был приступом взят Китай-город. 27 ноября поляки вышли из Кремля.
Довольные своей победой, ратные люди разъезжались из Москвы, когда пришла весть, что король Сигизмунд идет к столице. В Москве возникла тревога. Здесь уже не было ни войска, ни припасов на случай осады. Однако королевское войско не смогло взять даже Волоколамск (атаманы Нелюб Марков и Иван Епанчин успешно отразили приступы поляков) и с позором возвратилось назад в Польшу.
21 февраля 1613 года завершилось смутное время: в Москве Великой земской думой был избран новый царь – Михаил Феодорович Романов, сын митрополита Филарета, грамоту об избрании которого в числе прочих подписал и игумен Иосифова монастыря Арсений. Но еще долго гуляли по Руси, убивая и грабя, отряды Лисовского и казацкие шайки, осаждали русские города войска польского и шведского королей. Волоцкие земли, где царило запустение, врагов уже не интересовали. Но разграбленный и полуразрушенный монастырь все-таки оставался крепостью. Здесь находился воевода Изъединов. Царь распорядился, чтобы волоцкий воевода Иван Константинович Карамышев прислал в монастырь «наряду и зелья и свинцу» для обеспечения на случай подхода врагов.  Царская казна была пуста. Все, чем мог Михаил Феодорович помочь монастырю, - это  дать грамоты об освобождении монастырских крестьян от ратной службы и о возвращении крестьян, бежавших во время литовского разорения.

Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Sterling от 02 Августа 2017, 13:49:55
Никогда не был там... Спасибо огромное за обзор! :ay:
С высоты птичьего полета видно, что план монастыря очень похож на устройство Донского и Новодевичьего монастырей:
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Sterling от 02 Августа 2017, 14:04:52
А мы вчера с Сергеем-Макиавелли заглянули в Иоанно-Предтеченский монастырь (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE-%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C_(%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0)), - там сейчас идет масштабная реконструкция....
Восстанавливается после десятилетий разрухи шедевр зодчества, который являет разительное отличие от привычных нам монастырей: весь комплекс зданий выполнен в западноевропейской традиции.
Вот старые фото и то, как монастырь будет выглядеть совсем скоро (http://ioannpredtecha.ru/2015/09/16/proekt-restavracii-monastyrya-budushhie-vidy/):
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Sterling от 02 Августа 2017, 14:07:48
Санта-Мария-дель-Фьоре, послужившая вдохновением для монастыря:
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Sterling от 02 Августа 2017, 14:11:37
"колокольня XV–XVII вв. была взорвана в ноябре 1941 г. "
 Кто ее взорвал? Немцы?
В 1941 году колокольня была взорвана, потому что она служила очень хорошим ориентиром для немецкой авиации, а в случае взятия монастыря становилась первоклассным наблюдательным пунктом :'(
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Sterling от 03 Августа 2017, 16:26:45
Новоспасский монастырь (http://vladimirdar.livejournal.com/75259.html) - старейшая монашеская обитель Москвы.
Фамильная усыпальница Романовых (http://vladimirdar.livejournal.com/75305.html)
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Sterling от 16 Ноября 2017, 01:39:40
Моя самая большая "архитектурная печаль" заключается в том, что я не был в Новом Иерусалиме до реконструкции...
Частично разрушенный и заброшенный комплекс храмов самого величественного монастыря России являл собой живописные руины, а конструкция строений была обнажена, что для всех интересующихся архитектурой Руси - просто бесценно!
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Sterling от 16 Ноября 2017, 01:40:48
Сегодня была завершена одна из масштабнейших в России научных реставраций и реконструкций - восстановление зданий и построек монастыря Нового Иерусалима (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B8%D0%B5%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C)!

Фильм о монастыре: https://www.youtube.com/watch?v=A2RiDFwbSwo :ay:
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Sterling от 16 Ноября 2017, 01:41:44
Осталось обжить обитель, в частности - обустроить территорию:
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Alpine от 06 Января 2018, 17:33:21
Года три-четыре назад, несколько раз посещал Спасо-Бородинский женский монастырь. Давно собирался написать обзор по итогам своих поездок, но то ли времени не хватало, то ли обычная человеческая лень мешала....
Извините, но много букафф.
Почти весь текст скомпилировал из разных источников изредка добавляя что-то своё.
Основные источники:
- Википедия;
- сайт http://spaso-borodinskiymon.ortox.ru

ОН.
Александр Алексеевич Тучков родился 7 марта 1778 года в семье инженер-генерал-поручика А. В. Тучкова. Александр был младшим из пяти сыновей. Все пять детей семьи Тучковых дослужились до генеральских чинов и четверо из них, включая и нашего героя,  участвовали в Отечественной войне 1812 года. Александр  в 1788 году был  записан штык-юнкером в Бомбардирский полк. В июне 1794-го года Александр Тучков был произведен в капитаны и начал службу во 2-м артиллерийском батальоне. В апреле 1799-го Александр Алексеевич  получил чин полковника. Хотелось бы отметить, что звание полковника Тучков получил в возрасте 21 год, что совершенно немыслимо по современным меркам.  Уже через полтора года в ноябре  1800-го Тучков назначен командиром 6-го артиллерийского полка. В 1801 оставил службу, «желая усовершенствовать познания свои и ознакомиться с европейскими государствами». В 1804-м Александр Тучков продолжил армейскую службу в Муромском пехотном полку. Примерно в это же время он встретил её.
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Alpine от 06 Января 2018, 17:34:25
ОНА.
Маргарита Михайловна Тучкова (02.01.1781 – 29.04.1852) урожденная в девичестве Нарышкина, старшая дочь  подполковника Михаила Петровича Нарышкина от брака с княжной Варварой Алексеевной Волконской, сестра декабриста ММ Нарышкина.
Маргарита с самых ранних лет отличалась страстным, нервным и восприимчивым характером, любила чтение и музыку и была одарена замечательным голосом  была высокого роста и очень стройна.
В 16 лет Маргарита Михайловна вышла замуж за Павла Михайловича Ласунского. Он был единственным сыном вдовы Ласунской, которая был очень дружна с Нарышкиными, и родители решили между собой, что в те времена было очень распространено, о браке между своими детьми. Брак был кратковременным и неудачным, через два года Маргарита развелась с мужем. Ласунский оказался кутилой и игроком, всё время он проводил с друзьями и будучи человеком развратным, он предложил жене не скучать и выбрать себе предмет развлечения в кружке его приятелей. Тайна супружеских отношений стала известна матери Маргариты, Варваре Алексеевне, и она потребовала немедленного развода. Репутация молодого Ласунского была уже настолько известна в Петербурге, что развод был получен легко. Маргарита Михайловна получила позволение вернуться, под именем девицы Нарышкиной, в дом родителей.
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Alpine от 06 Января 2018, 17:36:16
ОНИ
Александр Тучков и Маргарита Нарышкина впервые встретились, когда еще Маргарита была замужем. Молодые люди полюбили друг друга, и как только полковник Тучков узнал о разводе Маргариты с Ласунским не замедлил сразу посвататься.  Но Нарышкины были так напуганы неудачей первого брака дочери, что ответили отказом. Они долго не давали согласия на её второй брак и свадьба. состоялась лишь в 1806 году. Для четы Тучковых наступили короткие года полного счастья семейного счастья. С момента свадьбы и вплоть до 1812 года Чета Тучковых не расставалась ни на минуту. Маргарита Михайловна,  с личного разрешения императора пребывала в действующей армии, разделяя с супругом все опасности и неудобства походной жизни. . Во время сражений при Гейльсберге и Фридланде находилась в тыловых отрядах Ревельского пехотного полка, которым тогда командовал Тучков, заботилась о больных и раненых, молилась за всех. Во время шведского похода 1808-1809 годов совершила с войсками опаснейший переход по льду Ботнического залива. В её лице впервые в русской армии появилась сестра милосердия. Она создавала пункты питания для голодающего населения в местностях, охваченных боями. В Финляндской кампании она жила в лютую стужу в палатке, ей приходилось пробираться с войсками среди снежных заносов, переправляться через реки по пояс в ледяной воде. В 1811 году у супругов Тучковых родился сын Николай. В роковом 1812 году  - имея на руках младенца-сына, Маргарита Тучкова следовала от западной границы с отступающей армией, почти до самого Смоленска. Там Тучковы и расстались впервые - и навсегда...

1812
В начале 1812 года Ревельский пехотный полк Александра Тучкова был в составе 1-й бригады 3-й пехотной дивизии входил в 3-й пехотный корпус 1-й Западной армии. Тучков командовал также и этой бригадой. Бригада Тучкова сдерживала неприятеля под Витебском, Смоленском и Лубином. На Бородинском поле он, вдохновляя дрогнувший под ураганным неприятельским огнем Ревельский полк, с полковым знаменем в руках бросился вперед и был смертельно ранен в грудь картечной пулей у средней Семеновской флеши. Его не смогли вынести с поля боя, вспаханного артиллерийскими снарядами и бесследно поглотившего героя.
Марина Цветаева 
«Генералам двенадцатого года» (отрывок)
Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик.
И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена...
 И я, поцеловав гравюру,
 Не знала сна...
Феодосия, 26 декабря 1913
Из Москвы Нарышкины уехали в своё Костромское имение, Маргарита Михайловна пожелала остановиться в уездном городке Кинешме, где 1 сентября 1812 года узнала от брата Кирилла Михайловича о смерти мужа, убитого в Бородинском сражении. Кирилл Михайлович Нарышкин был адъютантом Барклай-де-Толли, он ехал в армию и заехал к сестре, чтобы сообщить о смерти её мужа. В продолжение нескольких лет Маргарита Михайловна не могла видеть брата, чтобы не вспоминать о их встрече в Кинешме, и с ней делалось дурно при его появлении. По преданию Маргарита Михайловна предчувствовала гибель мужа: во сне она услышала слова «Твоя участь решится в Бородине» . Это случилось задолго до сражения под Бородино. Она и муж безуспешно искали на карте название селения и не нашли его в карманном географическом атласе.
Маргарита поехала на поле битвы искать тело мужа. Поиски среди десятков тысяч павших ничего не дали. Тело Александра Тучкова так и не было найдено и она принуждена была вернуться домой.
В 1815 году, после двух лет уединённой жизни с малолетним сыном в тульском имении, Тучкова снова приезжает в Бородино, где на месте жестокой, разрушительной битвы начинает свою благотворительную и созидательную деятельность. Вскоре её усердием в подклети Рождественской (ныне Смоленской) церкви, стоявшей в запустении, был устроен придел во имя преподобного Сергия Радонежского, освящённый 16 июля 1816 года. Однако, сокрушённое скорбями, но по-прежнему любящее, сердце простиралось к большему, и в сентябре месяце того же года вдова обратилась к императору Александру I с ходатайством о построении храма на Бородинском поле.
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Alpine от 06 Января 2018, 17:39:39
ХРАМ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО
«Потеряв обожаемого мною супруга на поле чести, я не имела даже утешения найти останки его. …И ни в чем другом отрады не нахожу, как в предприятии соорудить храм на том священном для меня месте, где пал супруг мой»…  - С этих простых и вместе с тем проникновенных, исполненных высокого чувства слов, высказанных Маргаритой Михайловной в письме к царю, начинается история монастыря на Бородинском поле. Государь призрел на смиренную просьбу вдовы и пожаловал 10 тысяч рублей на первый камень, а вскоре ей стало, наконец, известно и место гибели супруга. В самом начале 1817 года бывший начальник Тучкова, генерал П. П. Коновницын, направил Маргарите Михайловне письмо, в котором сообщал, что муж её геройски погиб на тех самых Семёновских высотах, вид которых осенью 1812 года так поразил её. К письму прилагался план, на котором было отмечено и самое место гибели.
Маргарита Тучкова в добавила к царским деньгам все свои сбережения, продав фамильные драгоценности. При содействии императрицы Марии Фёдоровны купила три десятины земли, принадлежавшей трём помещикам. Около года шли переговоры о покупке земли  и наконец, когда всё было улажено, 30 апреля 1818 года архиепископ Августин (Виноградский) подписал храмозданную грамоту, и в мае на флешах началось строительство Храма Спаса Нерукотворного. Тучкова со свойственной ей горячностью отдалась этому новому делу. Для лучшего надзора за работами у подножия батарейного холма для неё был поставлен домик. Строительство шло быстро, и 26 августа 1820 года, в 8-ю годовщину Бородинской битвы, состоялось освящение церкви во имя Всемилостивого Спаса. В тот день Маргарита Михайловна внесла в храм его главную святыню - образ Спаса Нерукотворного, полковую икону Ревельского полка, вручённую ей генералом Тучковым при прощании в 1812 году и ставшую для неё последней памятью о муже. Спасский храм, сохранившийся до нашего времени, построен в стиле ампир в форме античной усыпальницы-мавзолея и являет собой образчик русского классицизма. В лепных украшениях фасада и настенных росписях интерьера используются изображения воинских доспехов, оружия, знамён - атрибутов воинской славы, а также похоронных факелов, венков и погребальных урн, аллегорически напоминающих о смерти. Среди белых под мрамор стен выделяется изящный обложенный позолоченной медью иконостас работы киевских мастеров. У северной стены возвышается большой мраморный крест, на подножии которого начертаны слова: «Помяни, Господи во Царствии Твоем Александра на брани убиенного.» Это - символическая могила генерала Тучкова. На выступах открытой церковной паперти поставлены два стилизованных жертвенника-треножника, на которых вылиты слова: 
«Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся!» - напоминающие о великой жертве русского воинства, кровью запечатлевшего здесь свою любовь к Царю и Отечеству.
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Alpine от 06 Января 2018, 17:40:34
КОКО
      После гибели супруга единственным близким человеком для Маргариты Михайловны стал сын Николенька. Воспитанный в уединении, в постоянной памяти о покойном отце, вскормленный вдовьими слезами матери, он рос чувствительным, задумчивым, не по-детски серьёзным мальчиком. Мать хотела видеть в нём наследника доблестей покойного отца-генерала, но успела сделать лишь слепок с самой себя, с ранних лет вкладывая в сердце ребёнка горечь невосполнимой утраты. В дни поминовения и другие, памятные для неё даты, Маргарита Михайловна ездила с сыном в Бородино. Однажды, взойдя с шестилетним Колей на Семёновские флеши, она сказала ему:
«Эта батарея, – могила твоего отца, - посади на ней деревце в его память, неси за мной этот маленький тополь!» - и, проливая слёзы, стала копать землю. Нежное детское сердце болезненно отзывалось на душевные страдания матери:
«Маменька! Жизнь моей жизни! – писал ребёнок по-французски. – Если бы я мог показать Вам моё сердце, то Вы увидели бы начертанное на нём Ваше имя!»
Маргарита Михайловна никогда не расставалась со своим чадом, словно чувствуя, что скоро потеряет и его. С пяти лет Николенька как сын Бородинского героя и наследник фамильной чести рода Тучковых по личному распоряжению императора был определён в Петербуржский Пажеский корпус, однако, по слабости здоровья оставался при матери, приезжая в столицу только для сдачи экзаменов. По достижении 12-летнего возраста мальчик для прохождения трёхлетнего курса наук был отдан в Дерптский университет. Посвятив свою жизнь воспитанию ребёнка, следуя за ним, как некогда за мужем, Маргарита Михайловна, казалось, начинала уже находить утешение в своей горькой доле.
В 1826 году Николай Тучков простудился, его лечили лучшие врачи, на консилиум был приглашён известный врач той поры Матвей Яковлевич Мудров, который подтвердил, что опасности нет, он обязательно поправится. Успокоенная Маргарита Михайловна проводила врачей, а через несколько часов её 15-летний сын неожиданно умер. Надпись на фризе храма Спаса Нерукотворного гласит:
«Блажен, его же избрал и приял еси, Господи, вселится во дворех Твоих. 16 октября 1826 года». Это - эпитафия отроку Николаю Тучкову, который погребён тут же, в склепе у южной стены церкви.
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Alpine от 06 Января 2018, 17:41:24
БОРОДИНСКАЯ ОТШЕЛЬНИЦА
Ссылка брата Михаила, декабриста, в Сибирь, смерть отца, в 1825 году, и сына окончательно сразили Тучкову. Теперь ничто уже не держало её в миру. С 22 октября 1826 года Тучкова переехала жить в домик при храме, решив провести свои дни в уединении. О своей жизни в это время она писала подруге:
День походит на день: утреня, обедня, потом чай, немного чтения, обед, вечерня, незначащее рукоделье, а после короткой молитвы — ночь, вот вся жизнь. Скучно жить, страшно умереть. Милосердие Господне, Его любовь — вот моё упование, тем и кончу!
В разбитой жизни своей Тучкова искала утешения в помощи несчастным и бедным: помогала окружающему населению, лечила больных и привлекала желающих разделить с ней труды на пользу ближнего. Она отдаётся главному делу всей последующей жизни — устройству нового женского монастыря.
Вскоре М. М. Тучкова освободила всех крестьян в своем тульском имении, продала половину имения в Ярославской губернии и внесла в Сохранную казну капитал в 20 тысяч рублей ассигнациями, на часть процентов с которого, по благословлению митрополита Филарета иеромонахи Лужецкого монастыря стали совершать службы ежедневно.
Рядом с храмом, с разрешения Тучковой, стали селиться одинокие женщины, вдовы и сироты, искавшие уединения и в 1833 году, когда их число достигло сорока человек, по ходатайству митрополита Филарета была зарегистрирована общежительная женская Спасо-Бородинская пустынь.
В 1838 году Тучкова принимает малый постриг под именем инокини Мелании. Спасо-Бородинская община по Высочайшему Повелению становится Спасо-Бородинским обще житийным монастырём 2-го класса в 1839 году. 3 января митрополит Филарет, с которым Маргарита Михайловна поддерживала теплые доверительные отношения на протяжении долгого времени, написал Тучковой:
«В день преподобной Мелании Св. Синодом подписан доклад о преобразовании Спасского общежития в общежительный монастырь. Разумеется, что Св. Синод не выбирал сего дня, но так Бог устроил».
Во время торжественного открытия Бородинского памятника в 1839 году Император Николай I посетил монастырь и келью Тучковой. Она, вынесшая столько страданий, произвела сильное впечатление на императора. Он даровал ей прощение её брата Михаила, и в 1840 году вызвал в Петербург, чтобы быть восприемницею супруги наследника, Марии Александровны, с которой она вела переписку до своей смерти.
Пострижение инокини Мелании в мантию с принятием имени Марии произошло 28 июня 1840 года. На следующий день Мария стала игуменьей Спасо-Бородинского монастыря. Возведение в игуменьи было проведено по чину рукоположения в диакониссы. Имя Марии было выбрано в память о происшествии, случившемся с ней в день второй свадьбы: навстречу новобрачной бежал юродивый с криком: «Мария, Мария, возьми посох!» Под своей камилавкой и монашеской мантией, Тучкова оставалась вполне светской женщиной и, при редких своих появлениях в свет и при дворе, пленяла всех своей блестящей речью и изяществом приемов.
Маргарита Михайловна Тучкова скончалась 29 апреля 1852 года и была погребена в храме Спаса Нерукотворного рядом с сыном.
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Alpine от 06 Января 2018, 17:48:44
МОНАСТЫРЬ
В 1839 году, на пожертвования частных лиц и императора Николая I (25 тысяч рублей ассигнациями), были построены каменная ограда с четырьмя башнями и храм Филарета Милостивого в северо-восточной башне, в 1840 — колокольня при Спасской церкви. Вскоре число сестёр в монастыре достигло двухсот человек.
В 1851 году началось строительство собора Владимирской иконы Божьей Матери по проекту архитектора М. Д. Быковского; строительство его было завершено уже после смерти первой игумении монастыря; освящение состоялось 5 сентября 1859 года — при игумении Сергии (в миру княгини С. В. Волконской).
В сентябре 1867 года в гостинице монастыря останавливался Л. Н. Толстой.
В 1874 году, при настоятельнице схиигумении Алексии, была построена церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи при новой монастырской трапезной. В конце XIX века были построены новые келейные корпуса. К этому времени Спасо-Бородинский монастырь стал одним из духовных центров России, известным не только своим местоположением, но и подвижнической жизнью его насельниц.
В 1912 году в ходе подготовки к празднованию 100-летия Бородинской битвы, на территории монастыря и около него были восстановлены флеши. 25 августа 1912 года монастырь посетил император Николай II с семьёй.
В 20-е годы ХХ века в монастыре жило до 270 сестёр. 26 февраля 1929 года монастырь был закрыт и на картах вместо Спасо-Бородинского монастыря появился населённый пункт — поселок Ворошилово. До 1941 года монастырь использовался как школа и общежитие, при немецкой оккупации — как госпиталь, а в 50-е — как машинно-тракторная станция.
Реставрация началась в 1972 году. В 1992 году в стенах монастыря была возобновлена женская православная обитель, однако монастырю были переданы юго-восточный келейный корпус, южные кельи (под трапезную и 3 башни ограды (под кельи); храм Спаса Нерукотворного, Владимирский собор и колокольня используются совместно с Бородинским музеем-заповедником; трапезная с церковью Иоанна Предтечи, старая трапезная с кельями и церковью Филарета Милостливого, южный и северный келейные корпуса у восточных ворот используются музеем.
В 1994 году был заново выстроен, сгоревший в 1942 году, домик М. М. Тучковой; в 1996—1997 гг. на могиле схимонахини Рахили (Коротковой, 1833—1928) поставлена деревянная часовня её памяти.
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Alpine от 06 Января 2018, 17:54:54
Собор Владимирской Божьей Матери
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Sterling от 06 Января 2018, 18:01:15
Андрей, огромное спасибо! Интереснейший обзор! :ay:
Сам там не был, наслышан только по рассказам жены, - теперь точно придется ехать :)
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Alpine от 06 Января 2018, 18:01:47
Еще немного фотографий, включая и мою с детьми (2014год)
Спасибо за внимание.
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Sterling от 19 Января 2018, 02:14:20
Замечательный документальный фильм Андрея Кондрашова "Валаам", посвященный одному из самых волшебных мест России! (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B0%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C)
Великолепная операторская работа, любопытные факты, уникальные архивные кадры и история русской святыни, так похожая на историю нашей страны!
https://www.youtube.com/watch?v=TWrYe65c7o4
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Alpine от 19 Января 2018, 12:19:46
Да, надо как-нить съездить.... или сплавать  :az:
Еще хотелось бы Соловецкий и Кирилло-Белоозерский монастыри посетить.
Рекомендую к прочтению. Читается интересно и легко.
Иванова О.Ю. "Монастыри России"
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Паисий Пчельник от 20 Января 2018, 01:48:28
Я на Соловках был четыре раза. Это место просто волшебное.
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Sterling от 20 Января 2018, 02:24:00
Я на Соловках был четыре раза. Это место просто волшебное.
У меня кум ездил, - тоже под впечатлением.
Мне пока не довелось там побывать((
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Sterling от 12 Апреля 2018, 02:41:03
Оживлю тему великолепным рисунком великого Кваренги (одного из отцов облика нынешнего Петербурга) Ново-Иерусамского монастыря!
Сколько в рисунке итальянского, и с какой любовью передано русское!
Этот рисунок говорит о личности архитектора ни меньше, чем факт отказа возвращения в Италию во время Наполеоновского похода на Россию под страхом смертной казни!
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Sterling от 11 Июня 2018, 23:08:34
Один из самых моих любимых монастырей Руси!
Саввино-Сторожевский_монастырь (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%BE-%D0%A1%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C#%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC%D1%8B)
Потрясающий по красоте, сохранности и цельности ансамбль древнерусской архитектуры 15-17вв ::)

В XV—XVII веках Саввино-Сторожевский монастырь играл роль форпоста Московского княжества на западе. Обитель была любимым местом молитвы многих русских царей. Сюда, в частности, приезжали Иван IV Грозный с супругой Анастасией Романовной, а также их сын Фёдор Иоаннович. При царе Алексее Михайловиче монастырь стал загородной царской резиденцией. Здесь были возведены дворец государыни, царские палаты. Тогда же монастырь был обнесён каменными стенами. Храмы обители расписывали иконописцы Оружейной палаты Московского Кремля.

Для меняя этот укрепленный монастырь больше всего похож по духу и организации пространства на уютный немецкий замок, кажется, эти фото передают мои ощущения:
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: patap100 от 06 Февраля 2019, 15:02:33
Красота неописуемая
Мы как то в начале века ездили на машине в город Рыльск Курской области, так в каждом селе был красивейший нетронутый храм. Все это мы фотографировали, жаль что на пленку, а не на цифру.
В самом Рыльске более 5 красивейших храмов и Свято-никольский мужской монастырь, в котором мы и заночевали.
Спали прямо в Газели посреди монастыря под колокольней.
Спрашиваем монахов, как не проспать на заутреню молитву, разбудите.
Они только смеются.
Не бойтесь, не проспите.
И действительно, в 6 утра как ударили во все колокола, мертвый бы проснулся.
Мои впечатления от посещения заутрени - это отдельная история.
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: манро от 06 Февраля 2019, 15:41:48
 Я тоже был в Рыльском свято-Никольском монастыре в 1998 или в 1999 году и мне даже удалось поговорить с батюшкой Ипполитом.
 То, что он мне тогда сказал, я только через пару лет стал понимать.
 Мы с паломниками ночевали прямо в храме на полу, хорошо, что это все летом было.
 Удивительно светлое место.
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: patap100 от 06 Февраля 2019, 15:58:55
А мы к нему очередь так и не выстояли.
О чем сейчас сожалеем.
Его уже давно нет.
Был яблочный спас, и народу было не меряно.
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Sterling от 06 Февраля 2019, 16:03:10
Друзья, перенес в профильную тему.
Если покажете фото о чем речь, будет двойне интересно!
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: patap100 от 06 Февраля 2019, 18:15:00
Пока фото только из сети.
Свои надо поискать.
Тогда монастырь был еще полностью не восстановлен

Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь — православный монастырь в Курской области. Расположен на холме на окраине села Пригородняя Слободка, на противоположном от города Рыльска берегу реки Рыло.
Точная дата основания неизвестная, первое упоминание в источниках — 1505 год. В Смутное время монастырь был подвержен разграблению польско-литовским войском.

В 1733 году заложена, а в 1783 году освящена первая каменная церковь Воздвижения Креста Господня[1]. Вторая каменная Церковь Троицы Живоначальной была построена в 1747 году[2], третья — Церковь Николая Чудотворца — в 1757 году, ныне являющаяся соборным храмом монастыря[3]. В 1740-х годах воздвигнута пятиярусная колокольня[4], и в то же время была сооружена надвратная башня с 2,5-тонными колоколом, снесённая в 1949 году.

В 1784 году открыто духовное училище, а в 1794 году был построен ещё один храм — в честь Ахтырской иконы Божией Матери (снесён в начала XX века). В 1820 году духовное училище стало четырёхклассным, а в 1876 году переместилось в Рыльск. В 1824 году в обители проездом побывал император Александр I.

На волне борьбы с церковью в СССР в 1925 году монастырь был закрыт. С 5 октября 1941 по 30 августа 1943 монастырь был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками.

17 июня 1991 года обитель была возвращена Русской православной церкви, и уже 16 октября 1991 года начаты богослужения в Николаевском храме.
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Sterling от 24 Июля 2019, 02:36:07
Иерусалим Новый, Подмосковный!
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Sterling от 05 Февраля 2020, 01:45:24
Нило-Столобенская пустынь (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%BB%D0%BE-%D0%A1%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%BD%D1%8C) - монастырь, расположенный на маленьком острове на озере Селигер.
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Pavel-SpB от 05 Февраля 2020, 15:34:25
Нило-Столобенская пустынь (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%BB%D0%BE-%D0%A1%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%BD%D1%8C) - монастырь, расположенный на маленьком острове на озере Селигер.
Раз зашла речь, хочу упомянуть, что образ Нила Столбенского очень узнаваем в многочисленных характерных резных иконах и фигурах разных размеров. У меня тоже этот "дедушка" висит в уголке.
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Sterling от 05 Февраля 2020, 16:33:58
Очень интересный образ!
Не встречал подобных.
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Pavel-SpB от 05 Февраля 2020, 17:23:24
Очень интересный образ!
Не встречал подобных.
Странно, не редкий образ. Уточню:

В иконографии образ преподобного Нила Столобенского получил наибольшее развитие в виде деревянной резной скульптуры или барельефов. В скульптурных изображениях «Нил Столобенский изображается сидящим со склонённой на грудь головой и опирающимся на деревянные костыли. В таком необычном положении измождённый старец скончался во время молитвы». Существуют две традиции таких изображений: в виде скульптуры высотой от 10 до 40 см или небольшого прорезного рельефа 20 на 25 см. Такие статуэтки изготавливались в большом количестве для паломников, посещавших Нило-Столобенскую пустынь. Известны и крупные скульптуры в человеческий рост, которые создавали по заказам частных лиц или для часовен и церквей. Скульптуры украшали вотивными приношениями (крестиками, образками, кольцами и серьгами, бусами, лоскутками ткани) в знак благодарности за исцеления по молитвам к святому.

Чёткой иконографии деревянная скульптура преподобного Нила не выработала (за исключением его позы) — «одни мастера изображали его как щуплого старика, другие — как былинного богатыря». Отмечают, что схиму преподобного на скульптурах традиционно окрашивают в чёрный цвет, однако известны отдельные скульптуры, расписанные яркими цветами и золочёные, при этом кресты и надписи на схиме являются рельефными.

Образ преподобного Нила Столобенского запечатлен на гербе Фировского района Тверской области.
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Sterling от 29 Февраля 2020, 18:43:39
Кирилло-Белозерский монастырь - мужской монастырь Вологодской епархии Русской православной церкви, расположенный на берегу Сиверского озера в черте города Кириллова Вологодской области, который вырос из слободы при монастыре. В XV—XVII веках — один из крупнейших и богатейших монастырей России, центр духовной жизни Русского Севера. С 1924 года — историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Обитель возникла на волне основания новых монастырей в конце XIV и начале XV веков последователями Сергия Радонежского. В 1397 году монах Кирилл Белозерский вырыл на берегу Сиверского озера пещеру, с которой началась история будущей обители. Его спутник Ферапонт Белозерский впоследствии основал неподалёку Ферапонтов монастырь. Устав белозерских монастырей отличался особенной строгостью.

Со временем Кириллов монастырь оказался в центре целой сети монашеских обителей: Ферапонтов, Горицкий Воскресенский монастырь (в 7 км от Кириллова), Нило-Сорская пустынь (в 15 км) и др. Эти малонаселённые земли сравнительно недавно вошли в состав Московского княжества, которое было заинтересовано в их скорейшем экономическом освоении. Московские князья традиционно поддерживали тесные связи с белозерской обителью; сохранились послания преподобного Кирилла сыновьям Дмитрия Донского.

В 1447 году монастырь посетил великий князь Василий Васильевич, находившийся до того в ссылке в Вологде. Кирилловский игумен Трифон освободил его от крестного целования не претендовать вновь на московский престол. Впоследствии великий князь щедро отблагодарил монастырь за эту услугу.

В условиях конкуренции Москвы с независимым Новгородом Кириллов монастырь стал не только важнейшим опорным пунктом для закрепления в Заволочье, но и крупным экономическим центром: через него пролегал торговый путь далее на север к Белому морю, здесь пересекались разнонаправленные торговые потоки. До петровского времени монастырь вёл обширную торговлю, особенно солью и рыбой.

Обитель рано стала одним из важнейших книжных центров России. К концу XV века здесь хранились 210 рукописей. Сохранились шесть рукописных сборников за авторством одного только белозерского монаха Ефросина, которому принадлежит, среди прочего, окончательная редакция (и название) поэмы «Задонщина». К 1601 году монастырская библиотека насчитывала 1065 рукописных и печатных книг, начиная с сочинений по естествознанию, лично переписанных ещё преподобным Кириллом.
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Sterling от 29 Февраля 2020, 18:51:29
Недавно была отреставрирована Московская башня XVII в.
Утраченные перекрытия не стали восстанавливать, - вместо них пустили лестницу вдоль стен.
Основной идеей проекта стало сохранение интерьера, включая подлинные конструкции в существующем виде, без воссоздания утраченных внутренних конструкций, но при этом обеспечив доступ на яруса башни, с целью архитектурного экспонирования объекта. Для данной цели были разработаны подвесные площадки по ярусам, закрепленные к фермам, установленным в уровне 6-го яруса башни. Внедрение в структуру объекта данным предложением сведено к минимуму, при это все конструкции являются полностью разборными, что обеспечивает "обратимость" данного решения. Основной сложностью как на стадии проектирования, так и на стадии производства работ, было точно разместить площадки, лестницы и подвесы, обходя сохранившиеся деревянные балки утраченных перекрытий.
---
История Монастыря (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D0%BE-%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C)
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Sterling от 29 Февраля 2020, 19:16:18
Вологодская башня, XVII в. после реставрации:
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Паисий Пчельник от 04 Апреля 2020, 20:27:29
Побывал там в прошлом, 2019 году.
Монастырь впечатлил своими размерами: очень большой!
В отличие от соседнего Ферапонтовского - камерного.
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Sterling от 04 Апреля 2020, 23:02:49
Красивые фото! :ay:
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Sterling от 02 Августа 2020, 12:57:32
Новый Иерусалим!
По образу и подобию:
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Sterling от 08 Сентября 2020, 16:24:46
Очень информативный проход с камерой по Новому Иерусалиму! :ay:
https://www.youtube.com/watch?v=1icVA4zK55U
Название: Re: СТАРИННЫЕ МОНАСТЫРИ РОССИИ
Отправлено: Sterling от 13 Декабря 2021, 15:55:56
Полным ходом идет восстановление Свято-Успенской Саровской пустыни (https://ru.wikipedia.org/wiki/Свято-Успенская_Саровская_пустынь)
Визуализация проекта реконструкции и благоустройства территории от МАРХИ:
https://www.youtube.com/watch?v=rgagSOXBniE