ФАНАГОРИЙСКИЙ СФИНКС - обожал его в детстве
Когда увидел его в первый раз в живую - был сильно удивлен - это крохотный сосудик, у меня в альбоме он был увеличен в огромный альбомный лист.
Это одно из примечательных произведений античного искусства, найденных в Северном Причерноморье, — фанагорийский фигурный сосуд в виде сидящего сфинкса. Он происходит из раскопанного в 1869 г. погребения молодой женщины в одном из курганов Таманского полуострова, у Фанагории. Это всего лишь флакон для духов — но это и подлинный маленький шедевр греческого искусства классического периода.
Фанагорийский сфинкс — прелестное фантастическое существо, не имеющее ничего общего со страшным в своей загадочности и силе архаическим и ранне-классическим образом демона смерти. Перламутровой белизной сверкает гибкое стройное тело, ярко голубеют длинные и узкие крылья, нежным румянцем пламенеет лицо, обрамлённое пышными волосами. Словно мерцают тёмно-синие глаза, их оттеняют густые чёрные ресницы… В волосах, в диадеме, в ожерелье на шее сверкает позолота.
Нежная чувственность, даже мечтательность в сочетании с яркой красочностью, — особенности, свойственные целому ряду шедевров греческого искусства. Фанагорийский сфинкс открывает серию аттических фигурных сосудов конца V — начала IV вв. до н.э., найденных на Боспоре. Вместе с ним были найдены и другие фигурные сосуды. Здесь и пенорождённая Афродита, и сирена — полуптица-полуженщина, и крылатый демон, пляшущий у алтаря, и пёстрая птица, и шествующая со шкатулкой-цистой в руке женщина, сквозь лёгкие одежды которой словно просвечивают формы тела. Эти образы, как считается, связаны с таинствами каких-то мистерий, игравших значительную роль в Греции конца V — первой четверти IV вв. до н.э. Переселившись на далёкий Боспор, оторванные от родины, греки, и особенно женщины, хранили и передавали потомству обычаи, нравы и верования своих предков, окружая себя привычными образами, которым греческие художники умели придавать действительно прекрасные формы, создавая высокие произведения искусства.
(на основе текста Анны Алексеевны Передольской)