Хотел бы представить общественности одно из недавних своих приобретений и некоторые мысли по этому поводу.
На фото перед вами поддельный трояк Сигизмунда III Вазы: эта монета – подделка своей эпохи. Дело в том, что вокруг фальшивых монет или, как их ещё часто называют в околонумизматической среде «фальшаков», сложилась довольно интересная ситуация. Зачастую, несмотря на очевидное и безусловное историческое значение, которое такие монеты имели в денежном обращении, поддельные монеты незаслуженно обходят вниманием как поисковики, так и участники многих исторически-нумизматических сообществ.
Польские трояки Стефана Батория и Сигизмунда III Вазы лишь определённые типы монет, которые в свое время служили прототипом для изготовления подделок, и которые зачастую находят не только на территории Польши, но и на на территориях современной Беларуси, Украины, Румынии и Молдовы. Наличие фальшивых монет того или иного типа является явным свидетельством того, что такие типы монет пользовались доверием на местном денежном рынке и находились в широком и активном обращении.
Довольно интересен и тот факт, что в данном случае прообразом монеты выступил достаточно редко встречаемый трёхгрошовик 1597 года люблинской чеканки с инициалами Великого подскарбия коронного Яна Фирлея (Jan Firlej) и его родового герба - «Леварт» (Lewart). По данным наиболее полного каталога монет Речи Посполитой за авторством Копицкого этой монете присвоена редкость R3 (примерно от 100 до 600 известных экземпляров).
Эта подделка относится к наиболее встречаемому среди фальшивок типу, изготовленному посредством амальгамирования бронзового или медного ядра. Вес фальшивки составляет 2.4 грамма с диаметром 19-20 мм.
На аверсе монеты изображён относительно сносно выполненный погрудный/оплечный портрет Сигизмунда III Вазы с круговой легендой
SIG3DRMXOPOLMDL – сравните с легендой на
оригинальной монете SIG 3 D G REX P M D L.
На реверсе римская
III, под ней герб рода Вазы в щите с гербовыми прусским орлом и «погоней» слева и справа от него соответственно. Легенда
GROS ARG TR.R.PO.LO NI 97 I F и герб «Леварт» за незначительным расхождением повторяют легенду оригинального прототипа – исключением являются точки и использование пуансона скорей похожего на современный
$, вместо литеры
F. Эта особенность может указывать на то, что штемпель изготовлялся весьма опытным резчиком вне монетного двора – ему были доступны не все необходимые пуансоны для набивания элементов поля. Именно поэтому фальсификатору пришлось заменить отсутствующую в легенде литеру F. Характерно и то, что упущена ещё одна значительная, но на неискушённый взгляд незаметная деталь: гербовой щит монаршего рода Ваза должна венчать корона. На фальшивке же эта мелкая, но трудоёмкая деталь ожидаемо упущена.
В целом легенда фальшивки выполнена вполне сносно. Это также является косвенным свидетельством того, что эта подделка дело рук опытного работника. Можно даже предположить, что к его производству причастно лицо, имеющее опыт монетной чеканки на государственных монетных дворах.
Можно с до статочной степенью уверенности предположить, что хронологически производство этой фальшивки может быть датировано периодом не позднее начала XVII века, так как уже с 1618 года на монетном дворе в Кракове начинается чеканка нового типа трояков и со второй четверти XVII века прототипом для фальсификаций становится именно краковский трояк, как наиболее часто встречаемая и, соответственно, вызывающая минимум подозрений при сбыте фальсификата, монета.
Конкретно этот образчик был найден на севере Молдовы предположительно в районе Бельц, что в конце XVI начале XVII веков территориально являлось юго-восточными пределами Речи Посполитой. По всей видимости, это лишь продолжение уже сложившейся к тому времени практики использования фальшивых монет в этом регионе - в основном османских и более ранних польско-литовских, которые в дальнейшем уступили своё место другим монетным типам.
Таким образом, если принимать во внимание приблизительный временной период изготовления и соотнести его с географией находки, а также припомнить, что с середины 1595 по 1606 год с полугодичным перерывом ассоциируется в Молдавском Княжестве со смутным и неспокойным временем правления
Иеремии Мовилэ (Могилы), то появление этой фальшивки на данной территории именно тогда становится вполне объяснимым.
История такова, что в августе 1595 года поляки вступили в Молдавию, посадив вместо Стефана Развана на престол Иеремию Могилу. Разван бежал в Венгрию, а страна была страшно опустошена. 27 августа 1595 года Могила подписывает договор, в котором признаёт сюзеренитет Польши и обязуется платить дань в 40 тысяч золотых. В Хотине и Сучаве остаются польские гарнизоны, чинящие насилие над местным населением, что закономерно вызывает всеобщее недовольство. Могила также подписывает договор и с крымским ханом, соглашаясь платить ему дань, а также дань Порте.
Могила, молдавские бояре и польская шляхта были именно той силой, мешавшей господарю Валахии Михаю Храброму и казакам вести антитурецкую борьбу. В мае 1600 года Михай с 17-тысячным войском предпринял поход против Иеремии Могилы, на стороне которого было 15 тысяч молдавских солдат и 3 тысячи поляков. При сближении с валашскими войсками молдаване подняли восстание против поляков и Могилы.
Михая поддержало большинство крестьянства и городского люда Молдавского княжества. Крупные же бояре вместе с Могилой бежали к польским границам. Иеремия укрылся в Хотинской крепости. Михай объединил три Дунайских княжества, однако он был занят в других областях, и в Молдавию в 1600 году вошли значительные польские силы под руководством Яна Замойского. Отряды, оставленные Михаем, были разбиты, а Иеремия Могила снова был провозглашён молдавским господарём и следующий и последний период правления вплоть до 1606 года Могила способствовал укреплению власти боярства пропольской ориентации.